Туристическая библиотека
  Главная Книги Статьи Методички Диссертации Отчеты ВТО Законы Каталог Поиск отелей Реклама Контакты
Теория туризма
Философия туризма
Право и формальности в туризме
Рекреация и курортология
Виды туризма
Агро- и экотуризм
Экскурсионное дело
Экономика туризма
Менеджмент в туризме
Управление качеством в туризме
Маркетинг в туризме
Инновации в туризме
Транспортное обеспечение в туризме
Государственное регулирование в туризме
Туристские кластеры
ИТ в туризме
Туризм в Украине
Карпаты, Западная Украина
Туризм в Крыму
Туризм в России
101 Отель - бронирование гостиниц
Туризм в Беларуси
Международный туризм
Туризм в Европе
Туризм в Азии
Туризм в Африке
Туризм в Америке
Туризм в Австралии
Краеведение, странове-
дение и география туризма
Музееведение
Замки, крепости, дворцы
История туризма
Курортная недвижимость
Гостиничный сервис
Ресторанный бизнес
Анимация и организация досуга
Автостоп
Советы туристам
Туристское образование
Менеджмент
Маркетинг
Экономика
Другие

Горенкова А.Н., Игнасюк Е.А.
Культура народов Причерноморья. - 2012. - №232. - С.236-238.

Вариативное моделирование образовательной деятельности музея «нового типа» в ВУЗе

музей Обновление системы отечественного образования исходит из задач сохранения, распространения и развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к отечественному историческому и культурному наследию, развития творческих способностей детей и молодежи. Особая роль здесь отводится актуализации взаимодействия системы образования, в том числе вузовского, и музея. В связи с этим музей «нового типа» рассматривается как своеобразный «контекст» определенного исторического периода в динамике политического, экономического и социального выбора. То есть музей способен дать целостное представление о человеке, мире и явлениях, развитии науки, техники, художественного творчества. Весьма значительна его роль и в грамотной социализации визуальной культуры и креативности, востребованной процессами развития глобальной экономики, и, конечно, образовательными процессами.

Взаимодействие музея и ВУЗа оказывает позитивное влияние на продуктивную ориентацию «человека информационного общества» в межкультурной, межгрупповой и межличностной коммуникации. Ценностные позиции музея в данном случае особо значимы для формирования общей системы образования в современном глобальном обществе.

Совокупность этих позиций в процессе освоения различных образовательных дисциплин можно определить следующими положениями:

- формирование на основе визуальной культуры и художественного вкуса более полной картины мира (дисциплины исторического, философского, социально-экономического направления и др.);
- развитие межличностной коммуникации, в том числе и на основе современных информационных технологий;
- возможности постижения действительности через опыт личного переживания как акта формирования и развития креативного мышления (инновационные способности).

В условиях модернизации системы высшего и последипломного образования, когда на первый план выходят принципы непрерывности, гуманизации образования, современный музей, в частности музей «нового типа», стоит перед необходимостью формирования своей деятельности на совершенно новых моделях. Все чаще звучит мнение о том, что эти модели должны включать в себя:

- оптимизацию сочетания принципиальных положений, традиций мирового и отечественного музейного дела и инновационную мобильность,
- сочетание научно-исследовательского, методического и практического аспектов деятельности,
- взаимодействие с системой образования и опору на педагогическую самодостаточность музея.

Опыт показывает, что построение такой модели будет эффективным лишь при соответствии компонентов модели и должно опираться на приоритет образовательной деятельности современного музея. Концентрация деятельности образовательных служб музея в работе как со студенческой, так и с профессорско-преподавательской аудиторией является наиболее продуктивной. Естественно, такой подход требует актуализации специфики возрастного восприятия изобразительного искусства, музейного объекта и их контекстного значения. Образовательный потенциал музейного объекта заложен в его сути, в его способности к комплексному воздействию на интеллектуальную, эмоциональную, нравственную сферу личности. Отдельно хочется отметить и огромную роль музейного объекта в междисциплинарных взаимосвязях. В связи с этим не стоит пренебрегать вниманием, интересом преподавателя, который в музейной среде решает вполне конкретные учебные задачи. Именно это привело в последнее время к постановке совершенно новых задач перед образовательными службами музеев, в их взаимодействии с высшими учебными заведениями. Так, в презентационном материале визуальная составляющая заняла равные позиции с научной, методы развлекательного характера становятся вспомогательными для методов научного исследования. Обучение в музее предполагает, таким образом, освоение дополнительных или альтернативных (по отношению к базовым дисциплинам) знаний, а также для более эффективного закрепления пройденного материала.

Специалисты высказывают мнение, что XXI век обещает быть веком расцвета музейного дела. Уже сегодня трудно представить себе образование или социально-досуговую деятельность без музейного компонента.1

В начале 90-х годов обозначилась проблема интеграции музея в образовательную среду. Инициатором целенаправленной разработки научно-обоснованной системы взаимодействия культуры (музей) и образования (дошкольные учреждения, школа, ВУЗ, послевузовское образование) выступил Российский центр музейной педагогики и детского творчества, открывшийся при Государственном Русском Музее. Программы музейной педагогики этого Центра также легли в основу международного проекта «Русский музей: виртуальный филиал». Впервые в музейной практике произошла трансформация одного из крупнейших музеев мира в музейно-образовательный комплекс. Основные направления системы инновационной практической деятельности музея «нового типа» и ее доминанты рассмотрим подробнее на примере ИОЦ в Севастополе.

Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал» был открыт в декабре 2008 года в Севастополе на базе Севастопольского филиала Саратовского государственного социально-экономического университета. ИОЦ развивает в своей деятельности принцип непрерывного образования с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и интегрирования разработок Центра в учебно-воспитательный процесс ВУЗа, школ города, а также в методическую работу, в частности работу дошкольных и внешкольных учреждений. Эта работа охватывает социально-культурное, гуманитарное, художественно-эстетическое направление.

Широкий спектр возможностей современных информационно-коммуникационных технологий ИОЦ определяет разнообразие форм и направлений работы:

- выставочная деятельность;
- социокультурные проекты;
- исследовательская деятельность;
- методическая деятельность;
- работа по проведению презентаций и созданию собственных информационных ресурсов;
- конкурсные программы;
- информационная поддержка.

Компьютерные и интернет-ресурсы раскрывают широкое поле деятельности в образовательной и музейной среде. ИКТ Центра в соединении с привычными методами обучения и творческим подходом к освоению учебной информации дают базу для формирования у обучающегося или слушателя положительной мотивации и устойчивого интереса к серьезной исследовательской работе. Еще одним немаловажным примером мультимедиа-составляющей является возможность доступа исследователя любого возраста и любого уровня подготовленности к единой базе научного и методического материала различной гуманитарной направленности через ресурсы Центра: библиотека, медиатека, Интернет-ресурсы сети ИОЦ и Государственного Русского Музея, ресурсов партнерских музеев и Центров. Это позволяет говорить не только о наличии альтернативного источника информации, но и о формировании источника авторитетного.

Компьютерные технологии открывают обширное поле для работы с аудиовизуальным сопровождением. Большие объемы информации наилучшим образом усваиваются с помощью визуализации объектов изучения, в том числе музейных объектов, произведений искусства.

В этой связи отметим такие феномены современности, как медиакультура и медиаобразование. Повсеместно получили распространение медиатексты. Соединяя изобразительные, вербальные знаки и звуки, они являются основой медиакультуры, которая понимается как «совокупность информационно-коммуникационных средств, материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности» (Н. Кириллова).2

В 2002 году медиаобразование получило официальный статус в России. Медиаобразование является неотъемлемой частью системы непрерывного образования и тесно связано с педагогикой, андрогогикой, художественно-эстетическим образованием и воспитанием, искусствоведением, культурологией, историей, психологией, дисциплинами гуманитарного, естественнонаучного циклов и др.

В область медиаобразования входит обучение практической деятельности - созданию и распространению медиатекстов, а также развитие способности интерпретации и оценки их содержания. В документах ЮНЕСКО медиаобразование трактуется как изучение печатных, графических, звуковых, экранных и других технологий, средств коммуникации, способов их применения и использования обществом. Одна из важнейших задач медиаобразования - достижение учащимися медиаграмотности. ... Медиаобразование обогащает и развивает информационную культуру личности, формируя умения определять надежность источника информации, проверять достоверность сообщений и анализировать их логику. Медиаобразование основано на познании языка медиатекстов, развитии способности их восприятия, осознании и поддержке этических норм в медиакультуре. Учащийся осваивает способы защиты от прямолинейного воздействия манипулятивных стратегий рекламы, пиара, социально-политической борьбы и так далее. В целом медиаобразование, формируя навыки творческого освоения медиакультуры, способствует свободному самовыражению человека, подготавливает подрастающее поколение к жизни в современных информационных условиях и поддерживает в социуме демократические ценности.3

Медиаобразование в СФ СГСЭУ включает и такой компонент, как конкурсные программы, организатором и куратором которых выступает сеть ИОЦ. Они имеют самую разнообразную направленность: краеведческие, творческие, исторические. Соревновательный элемент, адекватное стремление представить плоды своего труда, а также привлекательный статус современных компьютерных технологий играют свою значимую роль в формировании положительных мотиваций у участников.

Работа по созданию собственных информационных ресурсов самой разной направленности включает в себя: презентационные программы, электронные альбомы, каталоги, методические рекомендации, модерирование собственной интернет- страницы и перевод печатных и фотографических материалов в цифровой формат. Такая работа проводится как участниками программ и проектов Центра, так и сотрудниками ИОЦ.

Работа по вариативному моделированию постоянно продолжается. Разрабатываются и совершенствуются новые, наиболее продуктивные формы работы с аудиторий.

Трехлетний опыт работы ИОЦ по этим направлениям, а также отзывы посетителей и непосредственных участников проектов показывает высокую значимость проводимых мероприятий не только для культурной жизни города, но и для сферы образования.

Анализ и мониторинг практической деятельности, контент-анализ прессы и научных источников по данной теме, а также «флэш-бэки», в том числе и в сети Интернет, показали, что успешность реализации вариативного моделирования зависит от целого ряда факторов:

- музейная педагогика становится не только научно-практической областью деятельности музея «нового типа», но и проходит стадию институциализации в системе высшего образования;
- в условиях формирования общества информационного типа происходит переосмысление основополагающих теорий эстетического воспитания и выработка новых методов трансляции этих теорий;
- в условиях взаимодействия музея и ВУЗа разрабатывается системы оценок результативности процесса эстетического воспитания, развития креативного мышления;
- продолжаются поиски путей эффективного функционирования сотрудничества в области образовательной деятельности и эстетического воспитания.

Таким образом, вариативное моделирование образовательной деятельности музея «нового типа» позволяет максимально разнообразить и музейную практику, и образовательную работу с вузовской аудиторией. Такое разнообразие форм работы оживляет музей, привносит творческую энергию в работу профессорско-преподавательского состава, дает возможность студентам максимально реализовать свои способности. Посещение музея переходит из категории «обязательное» в категорию «престижное», «интересное», тем самым повышая престиж образования и самообразования.

Источники и литература

1. Основы музейного дела: теория и практика: учеб. пособие / Л.М. Шляхтина. - 2-е изд., стер. - М.: Высш. шк, 2009. - 183 с: ил. - (Образование через искусство).
2. Бойко А.Г. Информационно-коммунакационные технологии в музейно-педагогической деятельности: учеб. пособие / А.Г. Бойко. - СПб., 2007.


1 Основы музейного дела: теория и практика: учеб. пособие / Л. М. Шляхтина. - 2-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 2009. - 183 с.: ил. - (Образование через искусство).
2 Бойко А.Г. Информационно-коммуникационные технологии в музейно-педагогической деятельности: учеб. пособие / А.Г. Бойко. - СПб., 2007. - С.30.
3 Там же. - С.31-32.

Присоединяйтесь к нам в Контакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках и Google+








© 2002-2017 Все о туризме - образовательный туристический портал
На страницах сайта публикуются научные статьи, методические пособия, программы учебных дисциплин направления "Туризм".
Все материалы публикуются с научно-исследовательской и образовательной целью. Права на публикации принадлежат их авторам.
TrendStat