Туристическая библиотека
  Главная Книги Статьи Методички Диссертации Отчеты ВТО Законы Поиск отелей Реклама Контакты
Теория туризма
История туризма
Философия туризма
Право и формальности в туризме
Рекреация и курортология
Виды туризма
Спортивный туризм и альпинизм
Агро- и экотуризм
Экскурсионное дело
Экономика туризма
Менеджмент в туризме
Управление качеством в туризме
Маркетинг в туризме
Инновации в туризме
Транспортное обеспечение в туризме
Государственное регулирование в туризме
Туристские кластеры
ИТ в туризме
Туризм в Украине
Карпаты, Западная Украина
Туризм в Крыму
Туризм в России
101 Отель - бронирование гостиниц
Туризм в Беларуси
Международный туризм
Туризм в Европе
Туризм в Азии
Туризм в Африке
Туризм в Америке
Туризм в Австралии
Краеведение, странове-
дение и география туризма
Музееведение
Замки, крепости, дворцы
Курортная недвижимость
Гостиничный сервис
Ресторанный бизнес
Анимация и организация досуга
Автостоп
Советы туристам
Туристское образование
Другие

Харитонова Татьяна Викторовна
Современные проблемы сервиса и туризма. - 2016. - Т.10. - №3. - С.26-32.

Культурные пространства, сформированные потомками восточных славян в Центральной России, как объекты нематериального наследия и туристского показа

В настоящее время угроза потери национальной идентичности реально возникла перед многими государствами, и это не может не волновать все прогрессивное человечество. Поэтому вопросы, связанные с сохранением культурного наследия, на сегодняшний день достаточно актуальны. Особенно остро это касается нематериального культурного наследия, включающего в себя такие элементы, как устное народное творчество, исполнительское искусство, обрядовую и игровую культуру, техники и технологии, то есть определенные культурные пространства. Большое внимание идентификации и сохранению национального нематериального культурного наследия уделяет и Россия. Если в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО из России включены только два объекта, то в аналогичных перечнях национального значения их уже более ста. И это не предел. В настоящей статье рассматривается культурное пространство, которое достойно быть представлено в Списке нематериального культурного наследия человечества. В его основе лежит культура восточнославянского племени вятичей, заселивших в VIII-XII вв. юго-восточную часть территории современного Центрального федерального округа РФ. В течение последующих веков это культурное пространство было развито жителями Московской, Рязанской, Калужской, Тульской, Орловской и ряда других российских губерний (областей). На сегодняшний день культурное пространство, сформированное потомками вятичей, представляет собой уникальный туристский продукт, обладающий достаточно высокой аттрактивностью. В статье также рассматривается возможность реализации данного турпродукта в отдельных субъектах РФ.

Ключевые слова: объекты нематериального культурного наследия, культурное пространство, развитие туризма в ЦФО, формирование туристского продукта, вятичи.

Процессы интернационализации, приводящие к глобализации экономики и постепенно стирающие общественные устои отдельных государств, часто оказывают негативное влияние и на культурные традиции. Прогрессивное мировое сообщество в последнее время озабочено не только восстановлением и сохранением материальных памятников истории и культуры, но и нематериального культурного наследия, которое включает в себя, согласно Международной конвенции ЮНЕСКО, различные формы представления и выражения обычаев, традиций, знаний, навыков, а также связанные с ними отдельные предметы и целые культурные пространства.

Основные проблемы в учете нематериального культурного наследия связаны с трудностями его идентификации в качестве отдельных объектов и, соответственно, определении сохранности. Поэтому сейчас уместнее говорить об условных объектах нематериального культурного наследия. Их условность объясняется тем, что зачастую они не имеют документального подтверждения, а существуют по принципу «из уст в уста», передаются от поколения к поколению и жестко привязаны к лицам-носителям.

На международном уровне в рамках программы ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального культурного наследия» разработан Список нематериального культурного наследия человечества, который построен по принципу межстранового разделения. В этот Список от Российской Федерации включены только два объекта:

Якутский героический эпос «Олонхо» 1) Культурное пространство и устное творчества староверов Забайкалья;
2) Якутский героический эпос «Олонхо».

Считается, что культурное пространство старообрядцев Забайкалья сохраняет элементы существовавшей до XVII в. (церковного раскола) культуры российского общества. Олонхо является наиболее древним эпосом, памятником устного народного творчества тюрко-монгольских народов. В советский и постсоветский период Олонхо находилось под запретом, вследствие чего в настоящее время ему грозит исчезновение.

В Российской Федерации последние десятилетия также уделяется повышенное внимание нематериальному культурному наследию. На сегодняшний день существуют различные перечни объектов нематериального культурного наследия народов России, которые для удобства учета и представления чаще всего имеют форму классификации. Наиболее полная, на наш взгляд, классификация представлена в табл. 1.

Таблица 1

Классификация объектов нематериального культурного наследия (культурного пространства)
Группа объектов наследия Перечень объектов, относимых к группе Примеры объектов, расположенных на территории России
1. Устное народное творчество 1.1. Сказки Сказки Куприянихи (Воронежская обл.)
1.2. Эпические песни Бурятский героический эпос «Гэсэр» (Респ. Бурятия, Иркутская обл.)
1.3. Эпические сказания
1.4. Былины Былины Красноярского края
1.5. Фольклорная проза Заговорные традиции русских Забайкалья
2. Исполнительское искусство 2.1. Песенное Карельские причитания
2.2. Танцевальное Курская карогодная пляска «Тимоня»
2.3. Музыкально-инструментальное Традиции использования шаманского бубна с колотушкой у коренных народов Дальнего Востока (Хабаровский край, Сахалинская обл.)
2.4. Театральное (народный театр, народный цирк) Народная драма «Царь Максимьян» (Новгородская обл.)
2.5. Сказительство Ижмо-Колвинский эпос (Ямало-Ненецкий авт. округ)
3. Празднично-обрядовая культура 3.1. Праздники Удмуртский праздник нового урожая
3.2. Обряды Обряд первой борозды народов Дагестана
3.3. Ритуалы Промысловые традиции народа коми
4. Игровая культура 4.1. Празднично-обрядовая Атмановские кулачки (Тамбовская обл.)
4.2. Бытовая Традиционная игра в рюхи (Тверская область)
5. Техники и технологии 5.1. Традиционные ремесла Технология изготовления вологодского кружева
5.2. Народные музыкальные инструменты Технология изготовления елецкой рояльной гармони­ки (Липецкая обл.)
5.3. Народный костюм Технология выделки оленьих шкур эвенками (Амурская обл.)
5.4. Традиционная хозяй­ственная и бытовая культура Технология изготовления белевской пастилы (Тульская обл.)

Составлено автором на основе материалов сайта http://www.rusfolknasledie.ru/.

Как правило, основные задачи государства в отношении объектов культурного наследия заключаются в их сохранении для последующих поколений и использовании в научно-исследовательских целях. Коммерциализация объектов культурного наследия задачей государства не является, поэтому их использование в коммерческих целях во многом зависит от желания и возможностей бизнеса.

К сожалению, следует отметить, что в настоящее время потенциал объектов нематериального культурного наследия используется недостаточно, по крайне мере, в России. Тем не менее, вовлечение этих объектов, например, в сферу туризма позволит повысить аттрактивность туристской дестинации, тем самым увеличив туристский поток и доходность данного вида деятельности.

Говоря об использовании объектов нематериального культурного наследия в сфере туризма, особо следует подчеркнуть роль культурных пространств.

Объектом исследования в рамках настоящей статьи будет выступать культурное пространство, сформированное потомками восточнославянских племен, заселявших к X в. определенную часть территории современного Центрального федерального округа Российской Федерации. Условными территориями, в рамах которых материализуется выбранный объект исследования, являются следующие субъекты Российской Федерации: г. Москва, Брянская, Воронежская, Калужская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская и Тульская области.

Большинство исследователей сходится во мнении, что к восточнославянским племенам, осевшим в центральной части современной России, относятся вятичи и кривичи. Хотя в последнее время все чаще встречается версия о том, что племя кривичей имеет не славянское, а балтское происхождение, мы будем придерживаться общепринятой теории, полагая, что даже в случае неславянского происхождения кривичей, к примерно VIII в., произошла их полная ассимиляция со славянами. Кроме того, и балтские, и славянские племена выделились из индоевропейской семьи (согласно одной из современных теорий, имеющих гиперборейское происхождение).

По сути, о дохристианской истории нашего государства мы знаем сравнительно немного. Поэтому в истории принята определенная унификация жизнедеятельности восточных славян. Тем не менее, восточнославянские племена достаточно существенно отличались друг от друга. Так, вятичи, населявшие часть современного Центрального федерального округа, выделялись среди других славянских племен самобытностью, выражавшейся в том, что до сер. XIV в. (периода формирования Московского государства) они смогли сохранить практически исконный образ жизни. По свидетельствам историков, на протяжении всего периода существования Киевской Руси вятичи стремились поддерживать военно-политическое противостояние с властью, подчеркивая свою независимость. Они отличались не очень дружелюбным нравом по отношению к иноплеменцам, предпочитая иметь с ними исключительно деловые отношения. Зато всячески благоприятствовали развитию торговли, находя в ней важный источник дохода. И, как ни странно, по торговому обороту превосходили не только Киевскую Русь, но и любое государство Западной Европы того времени [1]. Ну чем не современные москвичи? Для сравнения следует добавить, что по данным Всемирного экономического форума, периодически составляющего рейтинг стран по уровню конкурентоспособности индустрии туризма и путешествий, Россия занимает одно из последних мест по показателю открытости и доброжелательности местного населения по отношению к туристам [4].

Говоря об особенностях культурного уклада вятичей, можно также выделить следующие характерные черты.

1. Язычество как основная религия. Язычество у вятичей сохранялось гораздо дольше, чем у других восточнославянских племен. Наиболее почитаемыми богами языческого пантеона являлись: Стрибог (бог ветра), Ярило (бог солнца), Лель (бог любви), Лада (богиня брака и семьи). Недаром у А.С. Пушкина в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» королевич Елисей в поисках пропавшей невесты обращается к Солнцу и Ветру. И именно Ветер (наиболее почитаемый бог) дает ему ответ.
2. Поклонение природе: камням, деревьям, родникам и ручьям. До настоящего времени на территории расселения вятичей сохранилось множество сакральных объектов, которым в той или иной степени предписывается чудодейственная сила. В качестве примера можно назвать Волосов овраг в Коломенском, который считается порталом - временным разломом, границей между мирами.
3. Феномен двоеверия. Даже после принятия христианства вятичи сохранили большинство языческих традиций. Наиболее показательным является культ бога солнца Ярила, к которому следует отнести празднование Масленицы, Красной горки, Купалы. Данные праздники были весьма фривольными и обычно заканчивались языческими свадьбами. Впоследствии большинство языческих богов нашло воплощение в образах христианских святых: Перун - Илья Пророк, Велес - Св. Георгий, Лада - Дева Мария, а также Св. Параскева, а празднования затем были приурочены к христианскому календарю. Согласно более поздним легендам (уже христианского периода), явление чудотворных икон чаще всего происходило на камнях, ветвях деревьев, вблизи родников, то есть было связано с предметами, имевшими сакральное значение для древних славян.
4. Верование в существ, обладающих сверхъестественной силой: домовых, леших, водяных, русалок и т.п. Все эти существа в качестве преимущественно негативных персонажей (нечистой силы) нашли отражение в русских народных сказках. Одним из вредных существ считался Дед Мороз, отождествлявшийся с неизменным наступлением зимних холодов. В VIII в. этот образ при внешнем сходстве диаметрально изменил внутреннее содержание, приняв черты одного из наиболее почитаемых во всем христианском мире Св. Николая Чудотворца. В образе уже доброго Деда Мороза он стал появляться под Рождество (Новый год) и одаривать людей, особенно детей.
5. Погребальная культура. Именно в традиции вятичей было сжигание умерших и погребение их в особых сосудах-урнах в курганах. Эта традиция сохранилась до настоящего времени в виде кремации покойных, несмотря на явное неодобрение со стороны христианской церкви. Курганы вятичей отличает их множественное скопление (по типу современного кладбища). По мере укрепления христианства широкое распространение получили и захоронения. От вятичей к нам перешли и другие элементы погребальной культуры. Например, тризна в память умершего (сейчас - поминальный обед). Или обряжение покойных перед похоронами. В курганах вятичей, в отличие от других восточнославянских племен, археологи находили большое количество разнообразных вещей. Особенно это касается женских захоронений, что также подчеркивает культовое отношение вятичей к женщинам.
6. Материализация культурных традиций в ремесленных изделиях. У вятичей широкое распространение получили такие виды ремесленного мастерства, как кузнечное, литейное, гончарное, камнерезное и ювелирное, а также ткачество. Достаточно высоко ценились кузнечные и ювелирные изделия, изготовленные ремесленниками. Отличительными женскими украшениями вятичей являются семилопастные височные кольца (следует заметить, что число 7 у вятичей, как и многих других народов, являлось священным). Традиция носить крупные серьги сохранилась во многих областях центральной части России и по сей день.
традиционная женская одежда вятичей 7. Элементы народного костюма. Традиционная женская одежда вятичей легла в основу народного костюма в большинстве областей Центральной России. Это прежде всего панёвный тип костюма, состоявший из нижней и верхней туникообразных рубах и распашной юбки (панёвы). Следует отметить, что в изготовлении одежды использовались шерстяные, льняные и даже шелковые (привезенные из Византии и Арабского Востока) ткани, а обувь была кожаной. Все это указывает на относительно высокий по меркам того времени уровень благосостояния населения. Головной убор женщин был достаточно сложен - платок, шерстяная шапочка с кистями, височные кольца. Позднее в различных регионах он трансформировался: в Орловской и Воронежской губерниях - в небольшую шапочку «сороку», в Рязанской - кичку, в Калужской - повойник, в Тульской - венок из лент. В Московской губернии наблюдалось самое большое разнообразие головных уборов, в зимнее время преобладал платок. О многом могут сказать и орнаменты на одежде. Так, в Московской губернии женщина, выходя замуж, вышивала подол орнаментом с изображением деревьев, в случае смерти родственника в орнаменте появлялось склоненное дерево (явно прослеживается культ деревьев древних вятичей). В «калужском» орнаменте преобладает символ солнца, в «рязанском» - земли (плодородия).

На основании вышесказанного можно говорить о сформированном культурном пространстве вятичей, сохраненном и развитом их потомками.

Далее рассмотрим, как это культурное пространство может быть использовано при формировании туристского продукта, относящегося к культурному туризму, в т.ч. посредством его включения в различные действующие и перспективные инвестиционные и межрегиональные проекты развития туризма [5] в регионах Центрального федерального округа.

В настоящее время понятие «культурный туризм» трактуется значительно шире, чем раньше. Помимо чисто исторической составляющей, он вбирает в себя элементы религиозного (сакрального), этнографического [3], событийного [2], гастрономического и др. видов туризма [6]. Поэтому культурное пространство вятичей как объект туристского показа может включать в себя следующие турпродукты (табл. 2).

Таблица 2

Элементы туристских продуктов, которые могут быть разработаны в рамках культурного пространства вятичей
Виды культурного туризма Элементы туристских продуктов Субъект РФ
Исторический туризм Посещение предположительного местонахождения древнего города Дедославль - укрепленного центра ремесла и торговли, места сбора старей шин вятичей (современное с. Дедилово Киреевского района Тульской обл.). Город был разорен в XIII в. татарами и восстановлен в 1553 г. по приказу Ивана Грозного с целью обороны территории от набегов крымских татар Тульская обл.
Посещение предположительного местонахождения древнего города Кордно - столицы государства вятичей (территория около современного с. Карники Венёвского района Тульской обл.), упоминание о нем встречается в арабских летописях Тульская обл.
Посещение предположительного местонахождения древнего города Вантит, основанного до н.э., а в VII-X вв. являвшегося городом вятичей (побережье Воронежского водохранилища, северная окраина Воронежа) Воронежская обл.
Посещение Тагинского городища - одного из наиболее «известных» на се­годняшний день поселений вятичей, расположенных в Глазуновском районе Орловской обл. Орловская обл.
Религиозный (сакральный) туризм Прогулка с целью осмотра курганов вятичей и капища современных последо­вателей древнеславянских языческих культов в парке Царицыно г. Москва
Прогулка с целью посещения сакральных объектов Луцинского городища, расположенных в не посредственной близости от с. Луцино в Одинцовском районе Московской обл. Московская обл.
Прогулка по Чертову городищу в национальном парке «Угра», расположен­ном в непосредственной близости от г. Козельска (одного из первых городов вятичей на территории Калужской области) Калужская обл.
Событийный туризм Посещение или непосредственное участие в красивом празднике «Ночь на Иванов день (Купалу)», сочетающего в себе языческие и христианские тради­ции; обычно празднуется в ночь на 24 июня (время летнего солнце стояния) Воронежская обл.
Для туристов с детьми: посещение или непосредственное участие в праздни­ке «Призыв весны», проводимом в апреле (перед прилетом птиц) Рязанская обл.
Посещение или непосредственное участие в празднике «Величание кукуш­ки», обычно проводимом в конце мая - начале июня. Праздник основан на языческих верованиях о женской природе кукушки, сопряженной с плодоро­дием. В православии праздник совпадает с Вознесением Господним. В сель­скохозяйственном календаре - созреванием озимой ржи Калужская обл.
Посещение и непосредственное участие в «Семеновых осенинах», или празднике урожая. Приходится на третью неделю сентября, так называемое «бабье лето». До 1700 г. новый календарный цикл на Руси начинался 1 сен­тября (14 сентября по новому стилю), то есть это «языческий новый год». В православии в этот день чтят Св. Симеона Столпника Тульская обл.
Гастроно­мический туризм Дегустация закуски из крапивы с орехами Воронежская обл.
Дегустация закуски из яиц и лесных грибов Рязанская обл., Калужская обл.
Дегустация обрядового печенья из ржаного теста «жаворонки», сопряжен­ная с праздником «Призыв весны» Рязанская обл.
Дегустация и приобретение в качестве сувенира тульского пряника, но обяза­тельно в форме или с изображением домашнего животного. Первые пряники вятичей носили ритуальный характер. В период активного развития земледе­лия вятичи стали приносить в жертву своим богам мучные изделия Тульская обл.
Дегустация овсяного киселя с ржаным хлебом Орловская обл.
Сувенирная продукция Приобретение или изготовление в ходе мастер-класса «крученой» куклы Мо­сковки, имеющей обрядовое или обереговое назначение г. Москва, Мо­сковская обл.
Приобретение копий археологических находок и украшений вятичей Все регионы

Составлено автором, в т.ч. с использованием материалов Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.

И в завершении статьи следует выразить мнение, что культурное пространство, основанное на традициях, верованиях, обычаях славян-вятичей, является не только нематериальным культурным наследием всего русского народа, достойным быть включенным в перечень ЮНЕСКО, но и очень значительным по уровню своей аттрактивности объектом туристского показа, что чрезвычайно важно для развития туризма в Центральном федеральном округе.

Список источников

1. Голубев А. 655-летию Каширы посвящается. Очерк 3. Край вятичей - «Страна на замке». - 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://andreygolybev.livejournal.com/12306.html.
2. Климова Т.Б., Вишневская Е.В., Стенюшкина С.Г. Событие как уникальный инструмент развития туристской отрасли (на примере Белгородской области) // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2015. - Т.9. - №3. - С. 105-112.
3. Комарова М.Е. Этнографическая культура как региональный туристский ресурс (на примере Белгородской области) // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2015. - Т.9. - №4. - С.79-87.
4. Харитонова Т.В., Вапнярская О.И., Голикова О.М. Оценка конкурентоспособности России как единой туристской дестинации (на основе зарубежной методики) // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - №6(53). - С.119-139.
5. Цапук Д.А. Инвестиционные и межрегиональные проекты развития туризма в регионах Центрального федерального округа // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2015. - Т.9. - №3. - С.36-42.
6. Sakharchuk E.S., Kharitonova T.V., Krivosheeva T.M., Ilkevich S.V. The Study of the Present State and Prospects of Cultural Tourism in the Russian Federation (exemplifying Moscow region) // World Applied Sciences Journal. - 2013. - №27. - Pp.309-314.

Tatiana V. Kharitonova. Cultural Spaces Formed by the Descendants of the Eastern Slavs on the Territory of Central Part of Russia as the Intangible Cultural Heritage and Tourist Attractions

Currently, many states face the threat to lose the national identity, and all progressive mankind should be worried about it. Therefore, the issues related to the preservation of cultural heritage today are quite topical. This primarily applies to intangible cultural heritage, which includes such elements as oral traditions, performing arts, ritual and game culture, methods and technology, in other words the certain cultural spaces. Russia also pays a lot of attention to the identification and preservation of the national intangible cultural heritage. If only two objects are included in the List of UNESCO intangible cultural heritage, so the similar lists of objects of federal importance comprise about a hundred. It’s only the beginning. This article examines the cultural space that is worthy to be included in the List of intangible cultural heritage of humanity. It is based on the culture of the East Slavic tribe of Vyatichi, who settled in the VIII-XII centuries the South-Eastern part of present-day Central Federal District. During the later centuries, this cultural space was developed by the residents of Moscow, Ryazan, Kaluga, Tula, Orel and other Russian provinces (oblasts). To date, cultural space, formed by the descendants of the Vyatichi, represents a unique tourism product that has a sufficiently high attractiveness. The article also discusses the possibility of the implementation of this tourism product in certain entities of the Russian Federation.

Keywords: intangible cultural heritage, cultural space, the tourism development in the Central Federal District, a tourism product formation, Vyatichi.

DOI: 10.12737/21097.








© 2002-2019 Все о туризме - образовательный туристический портал     каталог туристических сайтов
На страницах сайта публикуются научные статьи, методические пособия, программы учебных дисциплин направления "Туризм".
Все материалы публикуются с научно-исследовательской и образовательной целью. Права на публикации принадлежат их авторам.