Туристическая библиотека
  Главная Книги Статьи Методички Диссертации Отчеты ВТО Законы Каталог Поиск отелей Реклама Контакты
Теория туризма
Философия туризма
Право и формальности в туризме
Рекреация и курортология
Виды туризма
Агро- и экотуризм
Экскурсионное дело
Экономика туризма
Менеджмент в туризме
Управление качеством в туризме
Маркетинг в туризме
Инновации в туризме
Транспортное обеспечение в туризме
Государственное регулирование в туризме
Туристские кластеры
ИТ в туризме
Туризм в Украине
Карпаты, Западная Украина
Туризм в Крыму
Туризм в России
101 Отель - бронирование гостиниц
Туризм в Беларуси
Международный туризм
Туризм в Европе
Туризм в Азии
Туризм в Африке
Туризм в Америке
Туризм в Австралии
Краеведение, странове-
дение и география туризма
Музееведение
Замки, крепости, дворцы
История туризма
Курортная недвижимость
Гостиничный сервис
Ресторанный бизнес
Анимация и организация досуга
Автостоп
Советы туристам
Туристское образование
Менеджмент
Маркетинг
Экономика
Другие

Ишекова Т.В.
Туризм и культурное наследие.
Межвузовский сборник научных трудов.

Усадьбы Саратовской области как ресурс для развития культурно-познавательного туризма

Признаком развитости социально-экономической системы региона среди прочих выступает рекреационное обеспечение, в том числе туризм. Хотя наша область выглядит очень привлекательно как объект туризма, нельзя сказать, что все сделано в этом направлении. Туризм как статья пополнения бюджета является той сферой деятельности, которая при определенных первоначальных затратах начинает очень быстро окупаться и приносить доход.

Развитие туристской деятельности в Саратовской области может идти во многих направлениях – историко-этнографический, спортивно-оздоровительный и познавательный туризм. Самые перспективные ожидания связаны с историко-этнографическим туризмом. Город Саратов имеет статус исторического. Он обладает уникальным историко-культурным и архитектурным наследием, которое должно стать стержнем развития туризма. Богатое культурное наследие Саратова предполагает не только организацию маршрутов по центру города для осмотра общеизвестных памятников, но и знакомство с объектами, расположенными в области. Это дворянские усадьбы и приусадебные парки как памятники природы, истории и культуры. Именно на них хотелось обратить более пристальное внимание.

Дворянская усадьба представляла собой сложный архитектурный, ландшафтный и хозяйственный комплекс; в него входили, как правило, господский дом с флигелями и службами, конюшни, каретный сарай, кузница, скотный и птичный двор, фруктовый сад с оранжереями, парниками и огородом, его важнейшими компонентами были парк с прудом и церковь с фамильным погостом. Русская усадьба яркое и противоречивое явление – пограничный рубеж, на котором дворянство сталкивалось со стихией на-родной жизни. Она служила как экономическим, так и репрезентативным целям, в ней видели источник извлечения доходов и место их расточительной траты; утилитарное начало столь же свойственно ей, как и эстетическое.

Бывшая Саратовская губерния, включавшая в свой состав часть современных территорий областей Пензенской, Самарской, Ульяновской, всю Волгоградскую и Саратовскую области, богата объектами садово-паркового искусства, созданными в конце XVIII – начале XIX века. К 1993 г. было выявлено более 100 объектов, частично произведено натуральное обследование 32 объектов. С течением времени многие из них утратили былую красоту, но сохранили следы привлекательности изящных форм и фасадов в «многоликих» парках. Однако как памятники садово-паркового искусства состоят на учете всего два объекта – усадьба В.А.Нарышкина в с. Пады (Балашовский район) и усадьба Шереметевых в г. Калининске, остальные объекты или недавно выявлены, или находятся на учете как памятники природы.

Для того чтобы город успешно конкурировал на рынке туризма, ему необходимо иметь своеобразный, запоминающийся образ. С одной стороны, Саратов крупный индустриально-промышленный центр, сочетающий в своем пространстве прошлое и настоящее, старое и новое, типовое и уникальное, т.е. его можно рассматривать как макромузей или музей под открытым небом. Город в полном смысле слова насыщен культурным наследием, неповторимой архитектурой, музеями, объектами, связанными с историей края и страны. Объектами экскурсионного показа могут быть археологические и исторические памятники, прикладные искусства, учреждения, которые определили культурное пространство города. Вместе с тем, Саратов, который долгое время был закрытым городом, имеет устойчивую ассоциацию со словами Фамусова в комедии «Горе от ума» – «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов…» Это своеобразная кличка-метафора Саратова. К имени города, как и человека, часто приклеиваются метафоры-клички, переводящие культурное, официальное наименование в мифологическое, которое, как говориться, не в бровь, а в глаз. Действительно, в Саратове есть что-то отсылочно-ссылочное, но не как издевательское наказание, а как возвращение в родственность и покой. Воплощением такого покоя мо-гут выступать дворянские усадьбы и парки. Этим, наверное, объясняются противоречия в формировании объектов садово-паркового искусства. Одно из них заключалось в том, что ряд помещиков, получивших землю на Волге, не намеревались «оседать» на ней, порой даже редко посещали дарованные им владения. Другим не менее парадоксальным явлением было то, что, не переселяясь в Поволжье, хозяева уделяли большое внимание своим имениям: возводили дворцы, собирали роскошную утварь, организовывали театры, выращивали редкую парковую декоративную зелень.

«Если и не придется сим домом пользоваться и в нем жить, пусть же останется он здешнему месту прочным украшением и памятью обо мне», – так писал в своих дневниках князь А.Б. Куракин. Для такого рода помещиков определяющую роль играл не престиж накопительства, а цель – «чинить пользу и красоту для потомков»1.

Рассматривая исторические и региональные особенности процесса формирования этих объектов, следует отметить, что Саратовская губерния шла в ногу со временем. Возведение усадеб в разные исторические эпохи в Саратовском Поволжье предопределило их функцию, планировку и облик. Так, в XVIII в. усадьбы предназначались только для удовлетворения запросов их владельцев. Городской и сельский люд допускались туда лишь по праздникам. Как правило, усадьбы были временным местом пребывания помещиков и выполняли функцию показной престижной вещи для увеселительных мероприятий и приема гостей. В XIX в. усадьбы приобрели хозяйственно-экономическое начало. Они стали более утилитарны и рациональны в связи с постоянным пребыванием в них хозяев. До сих пор они овеяны духом «минувших жизней», которые оставили свой след в науке и культуре.

В связи с тем, что усадебные комплексы являются ярким памятником светской культуры, паркового искусства, дворянского быта, и сама усадьба рассматривается не изолированно, а в контексте культурно-исторической среды. Усадебные комплексы начинают рассматривать как объекты туризма, но пока, к сожаленью, только в проектах. Кафедра архитектуры Саратовского государственного технического университета внесла вклад в дело развития историко-этнографического туризма области в виде дипломного проекта «Реабилитация садово-усадебных комплексов Саратовской губернии» (1998г.). Основное внимание в нем уделено трем значительным комплексам: в Большой Ивановке, Губаревке, Полчаниновке. Для каждой из этих усадеб предлагался свой сценарий возрождения и включения их в туристскую деятельность области. Данный проект был высоко оценен канд.биол.наук И.Б. Миловидовой, которая большую часть своей жизни посвятила проблемам восстановления саратовских усадеб.

Мир дворянской усадьбы, заброшенные парки и сады как свидетели исторических событий, напоминание ушедших эпох играли бы огромную роль в образовательном туризме. Ведь школьники и студенты были бы основными потребителями этого турпродукта. Именно образовательный туризм логично связывать с будущим внутреннего туризма. Первопричина пренебрежительного отношения к отечественному туризму в настоящее время – не в экономике. У внутреннего туризма потерян престиж. Во многом это произошло потому, что он функционирует по старинке. Сегодня устойчивой популярностью пользуются экскурсии, которые объединяют информативный текст, обзорную поездку и театрализованное действо в определенном интерьере, участниками которого становятся сами экскурсанты.

Современные потребители многочисленных телесериалов привыкли воспринимать сюжет и погружаются в него с удовольствием. Тезис «развлекая – обучаем» сегодня актуален как никогда. Усадьбы, экскурсии по которым организовывались уже с 1910-х гг. садово-парковые комплексы как нельзя лучше подходят для этих целей.

Свидетели далеких эпох, они позволяют проникнуть в истоки отече-ственной культуры и традиции, помогают глубже познать историю наших пращуров, а также придают каждому городу, селению неповторимый колорит.

Совет Туристической библиотеки: Если Вы ищете хорошее место для семейного отдыха - советуем отдохнуть в Улиткино в усадьбе под названием "Улиткино". Подробная информация на сайте ulitkino-hotel.ru.

Литература

1. См.: Куракин А.Б. Дневники и путевые заметки князя А.Б. Куракина: Архив князя А.Б. Куракина / Под ред. М.И. Семевского, В.Н. Смольянинова: в 10 т. СПб., 1890 – 1902 гг. Т.1. С.110.

Присоединяйтесь к нам в Контакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках и Google+








© 2002-2017 Все о туризме - образовательный туристический портал
На страницах сайта публикуются научные статьи, методические пособия, программы учебных дисциплин направления "Туризм".
Все материалы публикуются с научно-исследовательской и образовательной целью. Права на публикации принадлежат их авторам.