Туристическая библиотека
  Главная Книги Статьи Методички Диссертации Отчеты ВТО Законы Каталог Поиск отелей Реклама Контакты
Теория туризма
Философия туризма
Право и формальности в туризме
Рекреация и курортология
Виды туризма
Агро- и экотуризм
Экскурсионное дело
Экономика туризма
Менеджмент в туризме
Управление качеством в туризме
Маркетинг в туризме
Инновации в туризме
Транспортное обеспечение в туризме
Государственное регулирование в туризме
Туристские кластеры
ИТ в туризме
Туризм в Украине
Карпаты, Западная Украина
Туризм в Крыму
Туризм в России
101 Отель - бронирование гостиниц
Туризм в Беларуси
Международный туризм
Туризм в Европе
Туризм в Азии
Туризм в Африке
Туризм в Америке
Туризм в Австралии
Краеведение, странове-
дение и география туризма
Музееведение
Замки, крепости, дворцы
История туризма
Курортная недвижимость
Гостиничный сервис
Ресторанный бизнес
Анимация и организация досуга
Автостоп
Советы туристам
Туристское образование
Менеджмент
Маркетинг
Экономика
Другие

Владимир Иванов
Путешественник. - 1997. - №2(6). - С.124-126.

Петра

«Поистине уникально это необыкновенное чудо.
Красно-розовый город моложе лишь самого времени.»
Дин Бургон, английский поэт и путешественник

В 1812 году сын швейцарского полковника французской армии, швейцарский ученый Иоганн Буркхарт путешествовал по Ближнему Востоку. Путь его лежал из Дамаска в Каир. Недалеко от городка Вади Муса он заблудился и забрел в не известный никому в то время древний город в скалах. Так, волею судеб, было сделано одно из интереснейших открытий XIX века.

Петра - красно-розовая столица древней Набатейской цивилизации, самая известная достопримечательность иорданского Хашимитского Королевства. Эта земля, в сердце которой позднее был возведен город Петра, четыре тысячелетия назад принадлежала библейскому народу горитов, а затем перешла во владение к другому народу - эдомитам, ставшему свидетелем исхода евреев во главе с Моисеем из Египта.

Обосновавшись на завоеванной земле, эдомиты построили свою столицу город Села, неоднократно упоминаемый в Ветхом Завете. На рубеже IX-VIII в.в. до н.э. в Южной Палестине расселяется новое семитское племя набатеев, выходцев из Северной Аравии. К IV в. до н.э. набатеи подчинили себе основные торговые (караванные) пути из Аравии в зону Благодатного Полумесяца.

Увлекшись торговлей, набатеи переходят от кочевого к оседлому образу жизни, строят города и создают мощное царство со столицей Петра.

Петра Петра Петра

Первое упоминание об этом городе относится к 312 г. до н.э., когда набатеи разгромили огромную по тем временам армию (4 000 пехотинцев, 600 всадников) селевкидского правителя Сирии Антигона.

Два последующих века набатеи расширяют границы своего царства, протянувшиеся к северу до самого Дамаска. Накопленные богатства идут на расширение и укрепление столицы, которая постепенно превращается в неприступный город-крепость. Петра в переводе с греческого означает «скала». Название это не случайно, ибо сразу дает представление о здешнем ландшафте.

В саму Петру ведет полуторакилометровый извилистый проход, прорубленный в скалах, высящихся над землей на 70-100 метров. именуемый Сик. В некоторых местах Сик необычайно узок - скалы сходятся прямо над головой. В древности эта игра природы успешно использовалась жителями города при его обороне. Всего несколько десятков человек могли сдерживать на подступах к городу целую армию. Не смогли взять штурмом ущелье и непобедимые римские легионы.

В самой Петре не было источников воды, поэтому набатеи выдолбили вдоль стены ущелья открытый желоб, по которому с помощью специального устройства подавалась вода.

Разгадав этот секрет, хитроумные римляне перекрыли воду, и последний царь набатейский Раббел II в 106 г. н.э. вынужден был сдаться.

Начинается новый период в жизни Петры, теперь уже римской провинции. Римляне перестраивают и расширяют амфитеатр, в начале ущелья возводят Триумфальную арку, строят «колоннадную улицу», дворец принцессы, мостят дорогу в ущелье, прокладывают водопровод из терракотовых труб. Но все эти преобразования, увы, уже не на века. Упадок Римской империи, начавшийся со II в. н.э., приводит к упадку Петры. И, как описывает дальнейшую судьбу города Джейн Браунинг: «Первая экспансия мусульман в 636 г. н.э. опускает занавес над древней Петрой».

В XI в. н.э. после походов крестоносцев во главе с королем Болдуином, построившим невдалеке мощную крепость с тройным кольцом стен, прозванную «Монреаль», и переселения сюда христиан наступило полное забвение бывшей столицы вплоть до 1812 года.

Петра

Но вернемся в Петру. Путь к ней - двухкилометровый спуск в долину, можно преодолеть пешком, верхом на лошадях или на фаэтонах, которые услужливо предоставят вам за умеренную плату местные бедуины. На подступах к Сику вас, словно часовые, встретят три «джинна» - массивные каменные блоки. Всего в Петре их около 40. Вероятнее всего, они представляют собой один из ранних типов набатейских гробниц.

Вдоль всего ущелья по обе стороны расположены ниши с высеченными в них прямоугольниками. Это - изображения главного набатейского божества Душары, аналога греческого Зевса и римского Юпитера.

В конце ущелье делает последний изгиб, и из полумрака во всем своем великолепии возникает величественный памятник древнего города - дворец Эль-Хазне (Казна). Он вырублен в цельной скале и имеет высоту 42 метра и ширину 30 метров. Венчает сооружение каменная чаша, которая, по версии режиссера Спилберга, была конечной целью похода Индиана Джонса - чашей Грааля.

А вот арабы, пришедшие сюда, решили, что в ней спрятаны сокровища набатейских царей, и буквально изрешетили чашу пулями.

По поводу подлинного предназначения Казны существует несколько версий. По одной дворец - усыпальница набатейской царской семьи, по другой - созданное римлянами святилище богини Исиды.

Площадь перед Казной плавно переходит в другое ущелье - Внешний Сик, который ведет к центру города - «аллее фасадов», месту, сплошь усыпанному гробницами с тщательно вырезанными и декорированными в ассирийском духе фасадами. Отсюда виден и городской амфитеатр. Поскольку эллинское влияние не обошло и эти края, местные жители решили построить свой театр, который высекли, как и все строения Петры, из скалы.

Римляне, придя сюда, расширили амфитеатр за счет расположенных над ним гробниц, которые после «реконструкции» стали походить на современные комментаторские кабины.

Петра Петра

С центральной площади дорога уводит наверх, мимо надгробных памятников римским воинам, дальше - к садовому храму и месту для отправления ритуальных обрядов. Перед очарованным странником открываются фантастические, удивительной красоты пейзажи.

Природа создала из красно-розового камня истинные шедевры, которые служили для древнейших набатейских мастеров бесценным образцом для подражания.

Присоединяйтесь к нам в Контакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках и Google+








© 2002-2017 Все о туризме - образовательный туристический портал
На страницах сайта публикуются научные статьи, методические пособия, программы учебных дисциплин направления "Туризм".
Все материалы публикуются с научно-исследовательской и образовательной целью. Права на публикации принадлежат их авторам.
TrendStat