Туристическая библиотека
  Главная Книги Статьи Методички Диссертации Отчеты ВТО Законы Каталог Поиск отелей Реклама Контакты
Теория туризма
Философия туризма
Право и формальности в туризме
Рекреация и курортология
Виды туризма
Агро- и экотуризм
Экскурсионное дело
Экономика туризма
Менеджмент в туризме
Управление качеством в туризме
Маркетинг в туризме
Инновации в туризме
Транспортное обеспечение в туризме
Государственное регулирование в туризме
Туристские кластеры
ИТ в туризме
Туризм в Украине
Карпаты, Западная Украина
Туризм в Крыму
Туризм в России
101 Отель - бронирование гостиниц
Туризм в Беларуси
Международный туризм
Туризм в Европе
Туризм в Азии
Туризм в Африке
Туризм в Америке
Туризм в Австралии
Краеведение, странове-
дение и география туризма
Музееведение
Замки, крепости, дворцы
История туризма
Курортная недвижимость
Гостиничный сервис
Ресторанный бизнес
Анимация и организация досуга
Автостоп
Советы туристам
Туристское образование
Менеджмент
Маркетинг
Экономика
Другие

Конищева Н.И.
Вісник ДІТБ. Серія «Економіка, організація і управління підприємствами»
(в туристичній сфері). - 2006. - №10. - С.229-235.

Проблемы развития религиозно-паломнического туризма в Украине

религиозный туризм Посещение святых мест и поклонение им является основной целью совершения паломничества. По своей сущности паломничество - это обрядовое путешествие к святому месту, объекту, содержащее все признаки туристской деятельности, но в определенных отношениях, стоящее вне таковой. Оно отличается от массовых видов туризма, принятых в светском обществе. Паломническая деятельность составляет важную обрядовую часть деятельности религиозных организаций христиан, мусульман, иудеев и других конфессий.

Понятие «религиозный туризм», как правило, используется в качестве синонима термина «паломничество». В широком смысле это допустимо. А в узком смысле паломничеством считается посещение главных святынь данной конфессии в строго определенное время и с соблюдением режима пребывания, чем подчеркивается элитность паломничества по отношению к другим формам религиозного туризма. Например, в православии паломничеством называют только посещение Святой Земли в течение не менее 10 дней. Все остальные религиозные поездки определяются термином «богомолье». У мусульман посещение Мекки может быть признано хаджем только в том случае, если было совершено в месяце зуль-хиджа во время праздника Ид аль-адха. Прочие культовые поездки, и не только в Мекку, называют «умра» [1, с.203-204].

В основе поездок верующих с целью совершения культовых действий лежит информация о сверхъестественных способностях объекта посещения. Она является побудительным мотивом религиозного туризма и от нее зависит масштабность паломничества. На мировом рынке паломнического туризма страны, традиционно считающиеся центрами паломничества, располагаются в следующем порядке: Россия (35%), Израиль (30%), Греция (12%), Италия (7%), Турция (6%), Саудовская Аравия (5%) [2, с.178].

Среди верующих в Украине доминируют христиане (95%), из которых 54,5% православные и 18,6% католики [3, с.62]. Именно для них характерна традиция паломничества или религиозного туризма, известная в Украине, согласно литературных источников, с XI столетия [4,5,6]. В Украине издавна принимали паломников в святых местах и украинские паломники посещали святые места в далеких от ее земель странах. Это не был туризм в современном понимании этого полифункционального явления, но в нем были заложены коммуникативные, информативные, интегративные, социальные и другие функции. Доказательством этого является паломничество украинцев к Святой Земле, одно из которых нашло своего летописца в лице Данила Паломника. Он первым описал свое паломничество, которое осуществил в 1106-1108 гг., в произведении «Житие и хождение Данила Руськия земли игумена» [7, с.125].

В современной Украине религиозные традиции христиан, католиков, мусульман и представителей других религий создают постоянный спрос на паломнические туры как внутри страны, так и за ее пределами, что активизирует развитие рынка религиозного туризма. Украина - многонациональная и многоконфессиональная страна, в которой насчитывается более 100 конфессий и разных религиозных течений [8, с.239]. Населению Украины присущи толерантность, веротерпимость, стремление к свободе совести и религии в духовной жизни. Статья 35 Конституции Украины закрепляет право каждого человека, проживающего на территории страны на свободу мировоззрения и вероисповедания. Демократические параметры отношений государства и церкви закреплены Законом Украины «О свободе совести и религиозных организациях» [9,10,11,12].

Результаты социологических исследований свидетельствуют, что в общественной мысли украинского социума превалирующим является убеждение о праве на существование любой религии, которая провозглашает идеалы добра, любви, милосердия и не угрожает существованию другого человека [13]. Так считают 47% населения Украины: среди тех, кто признает себя верующим, - 43,5%; среди неверующих - 56,7%. Утверждению, что право на существование имеют все религии как разные пути к Богу, отдали предпочтение 24,3% населения государства, из которых 25,7% тех, кто считает себя верующим. Всего 10,4% верующих высказались только за традиционные для Украины религии (9,7% среди всего населения). Определенную религиозную нетерпимость - «истинной является только та религия, которую я исповедую» задекларировали 13,9% верующих (9,3% всего населения) [14, с.106]. Ориентация на религиозный плюрализм и толерантность преобладает и у современной молодежи.

За годы независимости в Украине наблюдается устойчивая тенденция роста религиозных организаций всех конфессий, численности церквей, монастырей и других культовых учреждений. Причем, если накануне горбачевских реформ в стране насчитывалось не больше 6 тысяч религиозных организаций, то в настоящее время их почти 30 тысяч, т.е. за 1995- 2005 гг. их численность возросла на 88,2%, в том числе количество монастырей увеличилось в 2,5 раза, воскресных школ - в 2,66 раза, духовных учебных заведений - в 3,53 раза. В них учатся почти 20 тысяч человек. Количество священнослужителей возросло с 14018 до 27902, или на 99% [14; 15; 16, с.26; 17, с.19] (табл. 1).

Таблица 1

Религиозные организации в Украине (на начало года)
Название организаций годы
1995 2000 2002 2003 2004 2005
Всего религиозных организаций 15784 22518 25942 27446 28740 29699
Из них:
Центры 154 221 248 269 285 294
Общины 15309 21693 24919 26343 27569 28481
Монастыри 152 250 317 344 365 378
Миссии 91 184 242 261 283 298
Братства 29 49 69 73 75 75
Духовные учебные заведения 49 121 147 156 163 173
Воскресные школы 4529 7165 9057 9974 11501 12039

На начало 2004 г. из 28740 зарегистрированных религиозных организаций в Украине 15340 составляют православные (53,4%), 7770 протестантские (27,0%), 4459 католические (15,5%), 260 общины иудейского вероисповедания (0,9%), 455 общины мусульман (1,58%), 82 организации восточных культов (0,29%), 374 других организаций (1,3%). На начало 2005 г. из 29699 зарегистрированных религиозных организаций в Украине 15780 составляют православные (53,1%), 7949 протестантские (26,8%), 4541 католические (15,3%), 274 общины иудейского вероисповедания (0,92%), 468 общины мусульман (1,58%), 82 организации восточных культов (0,28%), 605 других организаций (2,04%) [16, с.26; 17, с.19; 18, с.27; 19, с.28; 20, с.28] (табл. 2).

Таблица 2

Рост религиозных организаций в Украине, % (2001 г. = 100%)
Название организаций годы
2002 2003 2004 2005
Всего зарегистрированных религиозных организаций 106,7 112,9 118,2 122,2
Из них:
Общины мусульман 110,4 120,7 127,5 131,1
Протестантские 110,6 120,3 127,4 130,3
Православные 106,1 112,1 116,6 119,9
Общины иудейского вероисповедания 113,0 119,3 109,2 115,1
Организации восточных культов 109,6 115,1 112,3 112,3
Католические 101,7 102,8 104,3 106,2
Другие организации 130,9 147,3 340,0 550,0

Доминирующей в православии Украины является Украинская православная церковь Московского патриархата. Она объединяет более 11,5 тысяч организаций, имеет 35 епархий, 105 монастырей, 14 учебных учреждений, 37 периодических изданий, 2,1 тысяч воскресных школ и 16 братств. Церковную службу осуществляют более 6,5 тысяч священников [21, с.679].

В сакральном просторе христианского мира Украина является «перекрестком» паломнических путей и имеет огромные ресурсы для развития религиозно-паломнического туризма. Украина и ее столица - колыбель русского православья г. Киев - принимают верующих других государств, которые стремятся постичь глубинные источники религиозности славян, поклониться святыням, познакомиться с культурой и традициями украинского народа. Первоочередными объектами для подобных религиозных маршрутов является множество монастырей, которые на протяжении многих веков остаются своеобразными центрами духовности в Украине. В них сохраняются мощи святых, религиозные реликвии, чудотворные иконы, которые привлекают паломников. Среди наиболее известных монастырей: Киево-Печерская Лавра, Фроливский, Почаевский монастыри в г. Киеве, Почаевская Лавра в Тернопольской области, Святогорская Свято-Успенская Лавра в г. Святогорске Донецкой области, получившая этот статус в сентябре 2004 г.

Святогорье называют Донецкой Швейцарией. Воды реки Северский Донец берегут стародавние тайны времен «Слова о полку Игоревом». Неповторима красота Национального природного парка «Святые Горы». В их обрамлении незабываемое впечатление производит Святогорская Святая Успенская Лавра с уникальными сооружениями на меловых скалах. Около километра тянутся подземные лабиринты с пещерными храмами, келиями и нишами для захоронения монахов. Рядом с меловой скалой сохранились другие пещерные сооружения: келии монахов-пустынников, подземная церковь Святых Преподобных Антония и Феодосия. Большинство пещерных сооружений отреставрировано, обновлены иконостасы пещерных храмов. Настоящей жемчужиной украинского барокко является созданная неизвестными мастерами в XVII ст. на меловой скале Николаевская церковь. Важно подчеркнуть, что в целом по Украине богослужения проходят в 20 тысячах архитектурных сооружений, каждое пятое из которых - памятник архитектуры.

Регионами международного паломнического туризма могут и должны стать Прикарпатье и Закарпатье, связанные с культурой и памятными местами народов, родственных с католицизмом, иудаизмом, Армянской церковью. Киев, Чернигов, Одесса, Полтава - эти и другие города являются носителями не только христианской монокультуры, но и многоконфессиональной культуры, как в прошлом, так и в наши дни. Здесь сохранились памятники давней христианской и даже дохристианской - языческой цивилизации. Регионами активного международного паломнического туризма может быть Крым - здесь расположены историко-культурные памятники дохристианских религий, ислама, иудаизма, караизма, христианства.

Значительное влияние на развитие духовной жизни в Украине с давних времен имела католическая церковь. Впервые римско-католические епископы посетили Киев уже в X столетии. Первое самостоятельное епископство в Украине возникло в начале XIV века [22, с.301; 23, с.284-289]. Сейчас Римско-Католическая церковь в Украине насчитывает 7 диецезий (Львовская архидиецезия, диецезии Киевско-Житомирская, Каменец-Подольская, Луцкая, Мукачевская, Харьковско-Запорожская и Одесско-Симферопольская), 804 прихода, имеет 11 епископов и 3 Высшие духовные семинарии (Львовская в Брюховичах, Киевско-Житомирская в Ворзеле и Каменец-Подольская в Городке). Почти каждая седьмая религиозная община в Украине из 27569 принадлежит католическим церквям: Украинской Греко-католической (3328) и Римско-католической церкви в Украине (854).

В современных условиях из 1 млрд. приверженцев католицизма в мире [22, с.292] в Украине проживает, по разным данным, 400-875 тысяч римо-католиков [24, с.829]. Опросы общественного мнения, проводимые Киевским международным институтом социологии, «Фондом свободы» и другими, показывают, что греко-католики составляют 7% населения (эта же цифра указана в энциклопедии «Британика») или 3,4 млн. Они имеют значительное число приверженцев в Ивано-Франковской, Львовской, Тернопольской, Закарпатской, Ровенской, Волынской и Черновицкой областях - 35,1% населения. В остальных регионах Украины к ним относятся до 0,7% населения. Всего число католиков в Украине оценивается в 6 млн.

В Украине имеются прекрасные памятники католической архитектуры: самый старый католический храм Киева - костел св. Александра, освященный 30 августа 1830 г.; чудесные храмы древнего Львова - кафедральный костел Девы Марии, Доминиканский костел Божьего Тела, который называли «Ватиканом польским», соборы св. Марии Магдалины, св. Эльжбеты, Ружанцовой Девы Марии. С украинской землей тесно связана история чудотворной Бельзско-Ченстоховской иконы Божьей Матери [23, с.288-289].

Ряд городов Украины связаны с историей хасидизма [7, с.126, 128]. Хасидизм, как религиозное течение в иудаизме, возник в Украине в первой половине XVIII в. среди еврейского населения Волыни, Подолья и Галичины.

В настоящее время активно формируется туристская инфраструктура в основных местах паломничества хасидов в Черкасской, Житомирской, Киевской, Винницкой областях. Святые для еврейского народа места сохранились в Киеве и Бердичеве, в Белой Церкви и Умани, в Хмельницкой и Житомирской областях. Здесь находятся могилы цадиков («праведников», «провидцев»), почитаемых евреями-хасидами. Основатель хасидизма Баал-Шем-Тов (1700-1760 гг.) родом из Меджибожа на Подолье и похоронен в Меджибоже Летичевского района Хмельницкой области. Здесь же жил продолжатель дела Баал-Шем-Това - его внук Барух Бен Иехеле. В этом поселке провел свои детские годы правнук Баал-Шем-Това, будущий основатель «брацлавского» направления хасидизма цадик (праведник) раби Нахман. Он умер в Умани в 1810 г. и до сих пор считается раби (учителем) хасидов, представляющих ортодоксальное иудаистское направление [5, с.420].

На территории Хмельницкой области в Шепетовке, Полонном, Ганополе, Славуте находятся могилы пяти учеников Баал-Шем-Това. В г. Гадяче Полтавской области похоронен основатель движения Хабад - Шнеур-Залман - первый Любавичский раввин. Могила второго Любавичского раввина Дов-Бер находится в г. Нежин. В Бердичеве на еврейском кладбище похоронен раввин Леви-Ицхак. В Белой Церкви находятся могилы многих последователей этого течения в иудаизме, среди которых особо почитаема могила раввина из Чернобыля. В г. Брацлаве Винницкой области у самого входа на еврейское кладбище находится могила раввина Натана, ближайшего ученика и последователя раби Нахмана [25, с.55].

В Украине проживает 1,5 млн. мусульман, которые объединены в 455 общин под эгидой трех центров - Духовного управления мусульман Украины (г. Киев), Духовного управления мусульман Крыма (г. Симферополь) и Независимого духовного управления мусульман Украины (г. Донецк) [7, с.125]. Для каждого мусульманина обязательным обрядовым действием является хадж. Ежегодно десятки миллионов мусульман со всего мира посещают «святые места» - Мекку и Медину в Саудовской Аравии. Исламское паломничество имеет свою специфику. Оно обслуживается на территориях исламских стран исключительно мусульманскими туристическими фирмами. Паломничество мусульман Украины требует внимания и изучения с точки зрения будущего украинской индустрии туризма.

С 1991 г. вследствие возрождения национального сознания и приобретения религиозной свободы в Донецке начинает действовать первая мусульманская и иудейская община. Благодаря деятельности местных лидеров и поддержке диаспоры Донецк становится одним из трех исламских центров в Украине. В 1991 г. начинается строительство мечети «Ахать-джами». В 1995 г. осуществляется окончательное размежевание Донецкого центра мусульман от киевского центра - Духовного управления мусульман Украины, в котором руководство перешло к выходцу из Ливана Ахмеду Тамима. Он получил название Духовный центр независимых мусульманских общин Украины. В Донецке формируется фактически третий (после Киева и Симферополя) центр ислама в Украине. В 1997 г. создана партия мусульман Украины, в 1998 г. открылся культурный центр, в 1999 г. - Украинский исламский университет. В Донецкой области в настоящее время действует 17 мусульманских религиозных общин, 9 из которых принадлежат Духовному центру независимых мусульманских общин Украины, 8 - Духовному управлению мусульман Украины [26, с.63].

Организацией как международных, так и внутренних паломнических туров, занимаются преимущественно структуры, созданные под эгидой христианских церквей, и структуры, созданные отдельными общинами и культурно-религиозными общественными организациями. Именно они являются наиболее численными субъектами данного рынка [2, с.64]. Законоположительных государственных актов, прямо регулирующих паломничество, нет и не может быть как таковых, поскольку паломничество является прерогативой не государства, а отделенных от государства в своей внутренней деятельности религиозных организаций. В законах и нормативных актах можно найти только опосредованные отношения, регулирующие паломническую деятельность, поскольку таковая частично протекает вне территорий и зданий религиозных организаций и подчиняется общим законам и нормам общественного бытия и межгосударственным отношениям [27, с.272].

К основным причинам, препятствующим развитию религиозного туризма, относятся:

- отсутствие комплексной программы развития религиозного туризма;
- неразвитость туристической инфраструктуры;
- недостаточное количество гостиничных мест и несоответствие их структуре спроса;
- отсутствие надлежащего общественного порядка в местах осуществления паломничества;
- отсутствие рекламно-информационной продукции, пропаганды и продвижения религиозного туризма;
- отсутствие системы управления религиозным туризмом [28, с.121].

На сегодняшнем рынке религиозного туризма существует немного предприятий, работающих со столь специфическим турпродуктом и осознающих все его тонкости [29, с.239].

Для успешной организации туризма в духовных центрах требуется сотрудничество туристических предприятий с деятелями церкви. Примером может служить работа Управления туризма и рекреации Курской области, которое провело маркетинговое исследование для одной из четырех главных святынь России - Коренной Пустыни. Были рассмотрены туристские потоки, их социальный срез, сезонность, транспортное обеспечение и прочее. Составлен перспективный план развития Коренной Пустыни. Подобного рода исследования планирует-ся провести для всех наиболее значимых монастырей России. Ярким примером такого рода взаимодействия стала и работа Российской международной академии туризма, которая в 1998 г. совместно с Московской Епархией разработала программу развития паломничества под названием «Паломник». Благодаря этой работе стало поступать много интересных предложений, касающихся тематики паломничества [29, с.241].

Большую работу по развитию религиозного туризма осуществляет Донецкий институт туристического бизнеса. Прежде всего, это подготовка рекламно-информационной и учебной литературы: в 2004 г. издано учебное пособие по религиеведению для менеджеров туристического бизнеса, утвержденное Министерством образования и науки Украины [1]. В институте постоянно разрабатываются познавательные экскурсии, например, «По святыням православия», «Разрешите представить - Донецк!», «Разрешите представить - Святогорск!» [30,31,32].

Таким образом, Украина - перспективная, безопасная и привлекательная страна для развития международного религиозно-паломнического туризма. В последнее время здесь отмечается повышенный интерес к религиозному туризму и паломничеству. В результате бурного роста в последнее десятилетие религиозных организаций в Украине начала формироваться нормативно-правовая база развития религиозного туризма. Как указано в ст. 4 Закона Украины от 18 ноября 2003 г. №1282-IV «О внесении изменений в Закон Украины «О туризме», религиозный туризм относится к одному из основных видов туризма [33, с.36].

В п. 18 распоряжения Кабинета Министров Украины от 27 июня 2003 г. №390-р «Об утверждении мероприятий по развитию иностранного и внутреннего туризма» отмечается, что Государственная туристическая администрация Украины и другие центральные органы исполнительной власти должны давать предложения по обеспечению развития соответствующей инфраструктуры и определения туристических маршрутов для организации паломнического туризма [34, с.211], а в п. 24 Государственной программы развития туризма на 2002-2010 гг. отмечено, что необходимо создавать благоприятные условия, соответствующую инфраструктуру и новые туристические маршруты для развития перспективных тематических направлений туризма, а именно религиозного [35, с.150].

На современном этапе в Украине сформирован видовой сегмент рынка религиозного туризма, который приобретает все большее развитие. В связи с увеличением количества предложений по организации паломнических поездок задача специалистов туристического бизнеса состоит в том, чтобы грамотно организовать работу в этом секторе отечественного туризма на основе проведения маркетинговых исследований и четкой работы менеджеров. Для того, чтобы в дальнейшем религиозный туризм стал полноценным видом туристской индустрии, необходим комплекс правовых, экономических и организационных мер, способствующих его развитию.

Литература

1. Дмитриевский А.В. Религиеведение для менеджеров туристического бизнеса: практиче-ские аспекты: Учебное пособие. - Донецк: Донецкий ин-т туристического бизнеса, 2004. - 306 с.
2. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 400 с.
3. Любіцева О.О., Романчук С.П. Напрямки розвитку релігійного туризму в Україні // Ма-теріали Міжнар. наук.-практ. конф. “Туризм у XXI столітті: глобальні тенденції і регіональні особливості” (10-11 жовтня 2001 р., м. Київ). - К.: Знання України, 2002. - С.61-65.
4. Любіцева О.О., Романчук С.П. Християнське паломництво до Святої Землі (ретроспек-тивний аналіз організаційних засад) // Туристично-краєзнавчі дослідження. - Вип. 3. - К.: ЧП Ільчен-ко, 2000. - С.191-203.
5. Павлов С.В., Мезенцев К.В., Любіцева О.О. Географія релігій: Навчальний посібник. - К.: АртЕК, 1998. - 504 с.
6. Романчук С.П. Паломництво українців до Святої Землі. Історико-географічний нарис // Географія та основи економіки в школі. - 2000. - №1. - С.11-14.
7. Яроцький П.Л. Паломницький туризм в Україні // Наукові записки КІТЕП: щорічник. - Вип. 1. - К.: Український Центр духовної культури, 2001. - С.123-130.
8. Черній А.М. Релігієзнавство: Посібник. - К.: „Академвидав”, 2003. - 352 с.
9. Конституція України від 28 червня 1996 р. // Відомості Верховної Ради України. - 1996. - №30. - Ст. 141. - С.381-417.
10. Про свободу совісті та релігійні організації: Закон України від 23 квітня 1991 р. №987-XII // Відомості Верховної Ради Української Радянської Соціалістичної Республіки. - 1991. - №25. - Ст. 283. - С.656-666.
11. Куц Ю. Реалізація прав людини і націй // Юридический вестник. - 2002. - №1. - С.82-85.
12. Мицик В. На захист національних меншин // Політика і час. - 2001. - №1. - С.50-61.
13. Дудар Н., Шангіна Л. Релігія і Церква в суспільному житті України // Національна безпека і оборона. - 2002. - №10. - С.9-13.
14. Дудар Н. Детермінанти сучасного стану релігійності // Людина і політика. - 2003. - №2. - С.93-110.
15. Дудар Н. Детермінанти сучасного стану релігійності // Людина і політика. - 2003. - №3. - С.130-135.
16. Статистичний щорічник України за 2003 рік. - К.: Державний комітет статистики Украї-ни, 2004. - 632 с.
17. Україна у цифрах за 2004 рік. - К.: Державний комітет статистики України, 2005. - 372 с.
18. Статистичний щорічник України за 2000 рік. - К.: Державний комітет статистики Украї-ни, 2001. - 600 с.
19. Статистичний щорічник України за 2001 рік. - К.: Державний комітет статистики Украї-ни, 2002. - 646 с.
20. Статистичний щорічник України за 2002 рік. - К.: Державний комітет статистики Украї-ни, 2003. - 664 с.
21. Історія релігії в Україні: Навчальний посібник / А.М. Колодний, П.Л. Яроцький, Б.О. Ло-бовик та ін. - К.: Т-во „Знання”, КОО, 1999. - 735 с.
22. Кислюк К.В., Кучер О.М. Релігієзнавство: Навчальний посібник. - К.: Кондор, 2004. - 646 с.
23. Ходькова Л.П. Релігієзнавство: Навчальний посібник. - Львів: Афіша, 2000. - 312 с.
24. Академічне релігієзнавство: Підручник / За наук. ред. проф. А. Колодного. - К.: Світ Знань, 2000. - 862 с.
25. Украина туристическая: Путеводитель. - К.: Украинская корпорация по иностранному туризму «Укрвнешинтур», 2004. - 65 с.
26. Попов В. Динаміка релігійного життя Донеччини на межі тисячоліть // Схід. - 2003. - №4(54). - С.59-64.
27. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник. - СПб.: “Издательский дом Герда”, 2004. - 448 с.
28. Маїло Я.В. Проблеми розвитку релігійного туризму в Україні // Матеріали Всеукр. студентської наук. Конф. “Студентська наука в новому тисячолітті: сучасні проблеми громадського харчування, готельного господарства та туризму” (19-21 квітня 2000 р., м. Київ). - К.: Київський держ. торговельно-економічний ун-т, 2000. - С.119-121.
29. Щербакова Т.В. Возрождение и становление паломничества в России: проблемы организации паломнического туризма // Материалы науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы туризма’99: Социальные проблемы туризма в малых и средних городах. Перспективы развития туризма в Северо-Восточном Подмосковье» (16 апреля 1999 г., г. Москва). - М.: Российская международная академия туризма, 1999. - С.239-241.
30. Разработка экскурсионных маршрутов и материалы к тексту экскурсий «По святыням православия» / А.Я. Бовсуновская, А.С. Гулый, Е.Ю. Мазурова, А.В. Дмитриевский. - Донецк: Донецкий ин-т туристического бизнеса, 2000. - 36 с.
31. Разрешите представить - Донецк!: Путеводитель / Сост. А.В. Дмитриевский / Под общ. ред. А.В. Кузьменко. - Донецк: Донецкий ин-т туристического бизнеса, 2003. - 198 с.
32. Разрешите представить - Святогорск!: Путеводитель / Сост. А.В. Дмитриевский / Под общ. ред. А.В. Кузьменко. - Донецк: Донецкий ин-т туристического бизнеса, 2004. - 128 с.
33. Про внесення змін до Закону України “Про туризм”: Закон України від 18 листопада 2003 р. №1282-IV // Офіційний вісник України. - 2003. - №50. - Ст. 2600. - С.34-55.
34. Про затвердження заходів щодо розвитку іноземного і внутрішнього туризму: Розпоря-дження Кабінету Міністрів України від 27 червня 2003 р. №390-р // Офіційний вісник України. - 2003. - №27. - Ст. 1339. - С.207-215.
35. Державна програма розвитку туризму на 2002-2010 роки: Постанова Кабінету Міністрів України від 29 квітня 2002 р. №583 // Офіційний вісник України. - 2002. - №18. - Ст. 935. - С.144- 154.

Присоединяйтесь к нам в Контакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках и Google+








© 2002-2017 Все о туризме - образовательный туристический портал
На страницах сайта публикуются научные статьи, методические пособия, программы учебных дисциплин направления "Туризм".
Все материалы публикуются с научно-исследовательской и образовательной целью. Права на публикации принадлежат их авторам.