Туристическая библиотека
  Главная Книги Статьи Методички Диссертации Отчеты ВТО Законы Каталог Поиск отелей Реклама Контакты
Теория туризма
Философия туризма
Право и формальности в туризме
Рекреация и курортология
Виды туризма
Агро- и экотуризм
Экскурсионное дело
Экономика туризма
Менеджмент в туризме
Управление качеством в туризме
Маркетинг в туризме
Инновации в туризме
Транспортное обеспечение в туризме
Государственное регулирование в туризме
Туристские кластеры
ИТ в туризме
Туризм в Украине
Карпаты, Западная Украина
Туризм в Крыму
Туризм в России
101 Отель - бронирование гостиниц
Туризм в Беларуси
Международный туризм
Туризм в Европе
Туризм в Азии
Туризм в Африке
Туризм в Америке
Туризм в Австралии
Краеведение, странове-
дение и география туризма
Музееведение
Замки, крепости, дворцы
История туризма
Курортная недвижимость
Гостиничный сервис
Ресторанный бизнес
Анимация и организация досуга
Автостоп
Советы туристам
Туристское образование
Другие

Кормакулина М.Г.
Туризм и культурное наследие.
Межвузовский сборник научных трудов.

Междисциплинарный характер курса «Культурное наследие и туризм» на историческом факультете

Специфика туризма предполагает междисциплинарный подход к изучению его проблем, так как эта сфера деятельности имеет отношение к истории, культуре, экономике, географии, социологии1. Естественно поэтому, что комплексным характером туризма определяются особенности освоения специальности «Социокультурный сервис и туризм» на историческом факультете Саратовского госуниверситета и преподавания дисциплин профильной подготовки, к которым относится семестровая программа «Культурное наследие и туризм».

Выбор этой дисциплины для преподавания обусловлен значимостью культурного наследия как ресурсного основания для развития познавательного туризма, а также необходимостью содержательно расширить знания, полученные студентами в процессе изучения других предметов обще-профессиональной направленности.

Организация учебного материала рассчитана на интеграцию профессиональных знаний и навыков, а содержание дисциплины распределяется между лекционными занятиями, которые обеспечивают многоуровневое рассмотрение культурного наследия в теоретическом, историческом, институциональном и прикладном аспектах, понимание его общекультурного значения, места и роли в туристской сфере. Акцентирование обозначенных аспектов в качестве тематических блоков в структуре учебного курса способствует реализации его основных задач:

- познавательной,
- учебно-информационной подготовки,
- аксиологической, или ценностно-ориентационной.

Тематические блоки курса связаны между собой единством теоретического осмысления культурного наследия как совокупности материальных и нематериальных составляющих, или совокупности унаследованных культурных ценностей.

Поскольку культура представляется интегративной и многослойной, ее проблематика прочно завоевала статус междисциплинарного поля исследования для разных отраслей знания. История, философия, социология, искусствоведение, психология, музееведение - только некоторые из них. Ставший актуальным в наши дни междисциплинарный подход и синтезирование различных данных позволяют понять многое как единое, как целостность, решая при этом конкретные задачи. Каждая из областей науки, рассматривающих общество, культуру, человека, имеет свое определенное предметное содержание. Их взаимодействие и взаимодополнение, отвечая новым потребностям осмысления культуры как целостности, предполагают широкий контекст, сопрягающий проблематику функционирования и развития культуры с изучением ее конкретных форм. Существенно при этом, что сама культура понимается как способ бытия человека в единстве смыслов, средств, результатов его деятельности, как мир человека и сфера его расширяющейся самоактуализации. В зеркале междисциплинарности культурное наследие может быть рассмотрено многоаспектно и целостно.

Теоретическим основанием для рассмотрения культурного наследия является философская теория ценностей. Проблема ценности - проблема значимости. Аксиологические аспекты культурного наследия охватывают следующие вопросы:

- содержание понятий «культурное наследие» и «культурные ценности»,
- ценностная сущность культурного наследия и его социокультурная значимость,
- единство и взаимосвязь культурного и природного наследия.

Культурные ценности - это предметы материального мира и нематериальные (духовные) субстанции, имеющие общественную значимость. Культурное наследие - ценностная категория, включающая в себя все богатство предшествующего культурного опыта человечества2. Культурологический подход в географии, реализованный культурной географией, имея своим предметом геокультурный процесс, понимаемый как соразвитие территории и культуры3, позволяет сформировать представление о культурном ландшафте как целостном и взаимосвязанном территориальном комплексе компонентов природы и культуры, его динамике в исторической ретроспективе и его трансформациях в современных условиях.

Культурное наследие является объектом науки и основанием практической деятельности, в том числе в туристской сфере. И хотя всеобъемлющей его классификации не существует, анализируется структура культурного наследия, обусловленная разными основаниями структурирования.

В рамках учебного курса заметное место отводится рассмотрению па-мятников как вида культурных ценностей и их типологии, причем акцентируется аксиологический подход, который является универсальным, по-скольку учитывает все возможные отношения общества к предмету, признаваемому памятником4. Важно сформировать у студентов понимание то-го, что отношение к памятникам как к культурному наследию определяется прежде всего характером исторических представлений, что понятие «культурное наследие» - категория историческая и ценностная шкала ее подвижна5.

Если понимать культуру в широком «антропологическом» смысле, то «история мировой культуры» становится синонимом всеобщей истории6. Сочетание свойственных истории, культурологии, искусствоведению способов интерпретации памятников культуры оказывается целесообразным и необходимым для периодизации культурного наследия, его типологической характеристики и понимания как целостности отдельных культурных типов и форм во всей сложности реальной жизни культуры.

Рассмотрение памятника как социокультурного явления и вида культурных ценностей учитывает подходы, принятые как в музееведении, так и в формирующейся сфере научного знания - памятниковедении7. Методы памятниковедения, призванные определить критерии отнесения тех или иных явлений к памятникам, классифицировать и систематизировать их, дают необходимую теоретическую базу для изучения практики использования ресурсов культурного наследия в туризме. При этом выявляются не только пути вовлечения историко-культурных ресурсов в туристскую сферу, но и угрозы и опасности, которым подвержены культурные ценности, даже самые долговечные из них, те, которые трудно «физически» уничтожить, - разговорная речь, обычаи, традиции народного искусства. В процессе изучения материала формируется понимание того, что культурные ценности утрачиваются и искажаются по воле людей и при, казалось бы, обычном течении жизни. Постоянно уходят из употребления, заменяются предметы бытового обихода, зачастую памятники архитектуры уничтожаются ради нового строительства. Вредным для памятника оказывается и неквалифицированное вмешательство, претендующее на то, чтобы называться реставрацией.

Уважительное отношение к культурному наследию, потребность в его сохранении, изучении и бережном использовании в современных условиях считаются показателями зрелости общественного, гражданского сознания, а охрана культурного наследия является одной из основных функций государства. Правовые аспекты культурного наследия, таким образом, в данном учебном курсе ориентированы на формирование представлений о том, что культурное наследие охраняется законом.

Освоение правовых вопросов культурного наследия требует развести его памятниковедческое и юридическое толкования, так как в правовом смысле памятники - это те культурные ценности, которые признаны достойными государственной охраны, в том числе хранения в государственных хранилищах или учета государственными органами охраны памятников8.

Естественным поэтому представляется рассмотрение истории развития памятникоохранительных тенденций, ведь они показывают, какое место занимает культурное наследие в жизни общества. От уровня понимания значимости культурного наследия и возможностей его использования зависит характер законодательства по охране памятников и музейному делу. Диапазон вопросов юридического регулирования культурной сферы, которые входят в состав учебного курса, достаточно широк: от первых законодательных актов, появившихся в императорском Риме, до правовых норм защиты ценностей культуры в современных условиях, включая особенности правоприменения законодательства о культурном наследии в России и за рубежом.

Если российское законодательство по музейному делу и охране памятников, представляющее собой совокупность государственных актов, норм административного, уголовного и гражданского права, а также служебных положений и инструкций, регулирует отношения в сфере национального культурного наследия, то вопросы международно-правовой защиты культурных ценностей отражены в многосторонних и двухсторонних международных договорах, конвенциях ЮНЕСКО, деятельность которой направлена на координацию действий различных государств в программах культурного развития9. Международное сотрудничество в деле сохранения, изучения и использования культурных ценностей, а также роль международных организаций в этой сфере являются необходимым завершением тематического блока, охватывающего правовые аспекты культурного наследия.

С институциональной точки зрения с сохранением, изучением и публикацией (представлением публике) культурного наследия имеют дело различные организации, функционирующие в сфере культуры. Это библиотеки и музеи, выставочные центры и галереи, реставрационные службы, театры и концертные залы, архивы, учреждения, ответственные за охрану памятников, средства информации, связанные с сохранением наследия, и т.д. Их деятельность сопрягается с туризмом и может включаться в туристские услуги, становясь составляющей турпродукта.

В этом перечне музеям принадлежит заметная роль, хотя бы уже потому, что музейные предметы обладают свойством информативности, да и сам музей рассматривается как информационная или коммуникационная система.

Современное понимание музея исходит из того, что это институт социальной памяти, некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций. Культурное наследие - общая ресурсная основа деятельности музея и туристской сферы - является и единственным основанием музееведения как научной дисциплины.

Принятая в современном музееведении информационная модель музея дает возможность объяснить возрастание его роли в условиях глобальной информатизации. Музей как социальный институт, построенный на принципе диалога культур, оказался вовлечен в процессы глобального характера прежде всего потому, что сегодня стал фактическим распорядителем громадного информационного ресурса, именуемого «культурное наследие»10. В такой интерпретации музей предстает целостной, встроенной в глобальную информационную структуру общества информационной системой11. Объектом деятельности музея является культурное наследие, а содержание деятельности есть процесс, связанный с получением, хранением, преобразованием информации и ее передачей внешним и внутренним потребителям.

В рамках данного учебного курса комплексное рассмотрение музея как явления культуры акцентирует следующие аспекты и проблемы:

- целостную историко-культурную динамику музея,
- общественную значимость музея, его социокультурные функции и их исторические метаморфозы,
- культурогенез музея, его становление в рамках различных культурных систем,
- изменение существующих музейных форм, их модернизацию в новой социокультурной ситуации.

При изучении музейной типологии лекционный материал строится таким образом, чтобы подчеркнуть специфичность музея художественного, который концентрирует в себе многообразие художественного опыта минувших времен и дня настоящего в его исторических, философских, эстетических, психологических и иных аспектах. В музейном сообществе он специфичен уже тем, что, представляя искусство в его художественном качестве и экспонируя оригиналы, подлинники, первоисточники, по характеру воздействия сближается с филармоническим концертом или театральным спектаклем. Все это отличает художественный музей от музея научно-документального типа, позволяя ему сохранять актуальность и привлекательность для публики.

Принято считать, что музей как хранитель и интерпретатор культурного наследия представляет собой часть неагрессивного (преимущественно городского) пространства, где создается непринужденная обстановка для общения людей. Понимание туриндустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма12 предполагает рассмотрение музея в качестве объекта познавательного назначения и составной части этой структуры, функция которой состоит в удовлетворении рекреационных потребностей, разнообразного и меняющегося спроса на различные виды отдыха и развлечений.

Формат и варианты альянса музея и туризма определяются не столько музейными ресурсами, сколько степенью их туристского использования. Сегодняшние экономические реалии и высокая конкуренция на рынке услуг побуждает музеи искать пути повышения эффективности привычных форм работы и новые способы привлечения к себе общественного внимания, в частности, с помощью новейших информационных технологий. Изменившаяся мотивация посещения музея (преимущественно проведение досуга) смещает ориентиры в сторону рекреационных форм и главным в музейной деятельности делает трансляцию специфически музейными средствами культурной информации в максимально востребованном публикой виде.

Отечественный и зарубежный опыт взаимодействия музеев и туристской сферы, характер сопряжения современного музея и технологий туризма составляют основу завершающего тематического блока. Он объединяет музееведческую проблематику, относящуюся к музейной коммуникации, с позициями стратегического менеджмента, заботящегося о выработке продуманной политики, а также маркетинга, который предполагает вовлечение музея в рыночные, т.е. ориентированные на потребителя, отношения.

Междисциплинарный характер лекционного курса «Культурное наследие и туризм» поддерживается и его мультимедийным сопровождением, что делает учебный материал не только наглядным, но и эмоционально ярким и запоминающимся, создавая благоприятные условия для его освоения.

Литература

1. См.: Папирян Г.А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме. М., 2001. - С.8.
2. См.: Российская музейная энциклопедия: В 2 т. М., 2001. Т. 1. - С.312.
3. См.: Туровский Р.Ф. Культурные ландшафты России. М., 1998.
4. См.: Российская музейная энциклопедия. Т. 2. - С.74.
5. См.: Шмидт С.О. Памятники в системе науки и общественного сознания // Музееведение. Музеи мира: Сб. науч. тр. / Науч.-иссл. ин-та культуры. М., 1991. - С.99.
6. См.: Серебрянный С.Д. Введение // История мировой культуры. Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / Под ред. С. Д. Серебрянного. М., 1998.
7. «Памятниковедение – это наука о памятниках, их выявлении, изучении, сохра-нении и использовании <…> В пределах общего понятия “памятниковедение” (как и в близком ему во многом источниковедении) можно выделить памятниковедение разных уровней: теоретическое и конкретное (или конкретно-прикладное). Конкретное имеет функциональные отличия от теоретического. Более того, в самом конкретном памятниковедении можно указать разные “этажи сложности”. Это и конкретное памятникове-дение памятников разных классов (типов, видов, разновидностей, разного времени, разной территории, разной тематики), и прикладное, связанное с вопросами сохранения и реставрации различных памятников или с системой их пропаганды (причем особенно в учебных, просветительских и других целях)» (Шмидт С.О. Указ. соч. С.102).
8. См.: Шмидт С.О. Указ. соч. - С. 106.
9. См.: Шульгин П.М. Всемирное наследие: идеи и воплощение // Всемирное культурное и природное наследие. Документы, комментарии, списки объектов. М., 1999. - С.242.
10. См.: Пономарев Б.Б. Несовершенный музей в несовершенном мире. М., 2002. - С.70.
11. Там же.
12. См.: Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. М., 2003. - С.83.







© 2002-2017 Все о туризме - образовательный туристический портал
На страницах сайта публикуются научные статьи, методические пособия, программы учебных дисциплин направления "Туризм".
Все материалы публикуются с научно-исследовательской и образовательной целью. Права на публикации принадлежат их авторам.