Туристическая библиотека
  Главная Книги Статьи Методички Диссертации Отчеты ВТО Законы Каталог Поиск отелей Реклама Контакты
Теория туризма
Философия туризма
Право и формальности в туризме
Рекреация и курортология
Виды туризма
Агро- и экотуризм
Экскурсионное дело
Экономика туризма
Менеджмент в туризме
Управление качеством в туризме
Маркетинг в туризме
Инновации в туризме
Транспортное обеспечение в туризме
Государственное регулирование в туризме
Туристские кластеры
ИТ в туризме
Туризм в Украине
Карпаты, Западная Украина
Туризм в Крыму
Туризм в России
101 Отель - бронирование гостиниц
Туризм в Беларуси
Международный туризм
Туризм в Европе
Туризм в Азии
Туризм в Африке
Туризм в Америке
Туризм в Австралии
Краеведение, странове-
дение и география туризма
Музееведение
Замки, крепости, дворцы
История туризма
Курортная недвижимость
Гостиничный сервис
Ресторанный бизнес
Анимация и организация досуга
Автостоп
Советы туристам
Туристское образование
Менеджмент
Маркетинг
Экономика
Другие

Козловская Л.И.
Материалы международной научно-практической конференции «Педагогические
и рекреационные технологии в современной индустрии досуга». - К., 2004.

Моделирование культурно-досуговых программ в социокультурной деятельности

В настоящее время в социокультурной деятельности наблюдается ин­тенсивный поиск инновационных форм организации досуга детей, молодежи, семьи, людей пожилого возраста, инвалидов. Под формами - программами культурно-досуговой деятельности, следует понимать способы и приемы орга­низации людей в учреждениях культуры, по месту жительства. Следует отме­тить, что культурно-досуговые программы проводятся социальными педаго­гами, организаторами воспитательной работы не только в учреждениях куль­туры, но и в рекреационно-оздоровительных центрах, внешкольных учрежде­ниях, центрах реабилитации инвалидов, музеях, общежитиях и т.д. Аудитория, с которой работают социальные педагоги, достаточно многообразна - это дети, молодежь, семья, пенсионеры, люди с физическими недостатками, «трудные» подростки, люди «группы риска», люди, нуждающиеся в правовой защите, ма­тери-одиночки, ветераны войны и труда, безработные, беженцы и вынужден­ные переселенцы.

Можно сказать, что социокультурная деятельность сегодня непосредст­венно вторгается в жизнь социальной практики, выступает как гарант сохране­ния, развития, освоения культурных ценностей. Кроме того, она призвана под­держивать формирование благоприятного человеческого социума, заботиться о духовно-нравственном здоровье человека, его самопознании и формировании ценностных ориентаций. Нам импонирует социальный работник, принимающий близко к сердцу горе другого человека, обогащающий талант душевного сочувствия. Творчество - состояние души, повседневная деятельность, проявляющаяся в границах его профессиональной работы. Вся его профессия носит творческий характер, отвечающий такому понятию, по выражению К.А.Тимирязева, как «вечная триада истины, добра и красоты».

Многолетние наблюдения за организацией и проведением досуговых программ показывают, что на их выбор и активность аудитории существенное влияние оказывают принадлежность человека к определенной социальной группе, его культурные предпочтения, условия и образ жизни, досуговая ква­лификация и возможность удовлетворения досуговых интересов и потребно­стей. В этой связи назрела необходимость рассмотреть виды, классификацию досуговых программ, особенности их содержания и средств эмоционального воздействия. Научная ценность классификации досуговых программ зависит от степени существенности признаков, положенных в ее основу. Социолог В.В. Водзинская в основу классификации предлагает доминирующий вид деятель­ности человека в досуговой программе: преобразовательный; познавательный; ценностно-ориентационный и коммуникативный. А.Д. Жарков в основе клас­сификации досуговых программ выделяет два признака: содержание и драма­тургическое построение материала. Учитывая признаки, предложенные А.Д. Жарковым, следует дополнить их третьим - используемыми средствами выра­зительности - и выделить следующие программы:

- Сюжетно-игровые - в них преобладают разнообразные игры: под­вижные, интеллектуальные, игры-драматизации, аттракционы, аукционы.
- Конкурсно-развлекательные, состоящие из разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности.
- Фольклорные, включающие народные игры, песни, танцы, хороводы. В сюжет этих программ вводятся персонифицированные образы, например, Не­сцерка, Лявониха, гаспадар, гаспадыня.
- Шоу-программы, состоящие из зрелища, пластики, танцев, показа мод, концертных номеров, клоунады, музыки, светового оформления.
- Рекреационно-оздоровительные, включающие методы биоэнергетиче­ского оздоровления, восточные оздоровительные системы, шейпинги, аромо­терапию, музыкотерапию, арттерапию, диалоготерапию.
- Информационно-дискуссионные, включающие новую и значимую для аудитории информацию, побуждающую к спору, дискуссии, размышлению. Содержание этих программ черпается из обширного проблемного поля современной жизни.
- Праздничные программы, органически сочетающие в себе многообра­зие содержания и средств художественного воздействия на разновозрастную аудиторию.
- Профилактико-коррекционные программы, содержание которых имеет педагогическую направленность и способствует регуляции психического состояния людей.
- Спортивно-развлекательные программы. Они включают подвижные игры, шуточные поединки, веселые старты, комбинированные эстафеты; спор­тивные конкурсы.

Не претендуя на исчерпывающую классификацию программ, следует отметить актуальность предложенного варианта для практики социокультурной деятельности. Опыт показывает, что социальные педагоги нередко сталкива­ются с трудностями в творческом процессе создания оригинальных моделей досуговых программ. Разнообразие этих программ требует от социального пе­дагога знаний, умений и навыков их творческого использования.

Многие досуговые программы, проводимые социальными педагогами, не всегда удовлетворяют возросшим культурным запросам аудитории. Мы раз­деляем мнение В. С. Садовской - доктора педагогических наук, автора многих работ по социокультурной деятельности, о необходимости создания технологии моделирования программ, в основе которой лежит воспроизводство творческих способностей и творческой активности личности. Под моделированием пони­мается процесс систематизации способов, приемов и средств с целью создания новых оригинальных условий включения личности в творческую деятельность. Моделирование осуществляется на двух уровнях. Первый условно можно назвать «интуитивным», когда специалист не может объяснить методический путь, схему построения им новой модели культурно-досуговой программы. Второй уровень условно можно назвать «осознанным». Он фиксируется, когда человек владеет технологией моделирования и на рациональном уровне ведет поиск новой модели программы.

В.С. Садовская выделяет четыре этапа формирования модели досуговой про­граммы.

1 этап предполагает анализ известных досуговых программ. Здесь про­является особая закономерность, которая состоит в том, что в основе любой «суперпрограммы» лежит традиционная форма социокультурной деятельно­сти. В технологии моделирования это положение является аксиомой. Задача этого этапа моделирования - найти отличительные особенности разнообразных досуговых программ.

2 этап моделирования - перенесение известных досуговых программ или их элементов в местные условия. В данном случае необходимо адаптиро­вать содержание программы к местным условиям и творческим возможностям организатора.

3 этап. Необходимо ввести элементы новизны в следующие структур­ные звенья программы: содержание, организационно-методические условия, сценарный ход, использование современных аудиовизуальных и других техни­ческих средств.

4 этап - создание новой (авторской) модели программы. О ней можно говорить тогда, когда есть элементы новизны во всех структурных звеньях.

Данная технология моделирования неоднократно апробировалась при чтении курса «Искусство ведения программ», «Игровое творчество» в БГУ культуры на специализации «Социальный педагог, организатор воспитательной работы в учреждениях социокультурной сферы».

Несомненную ценность для продуктивного проведения досуговых про­грамм представляет педагогическое регулирование внутренних коммуникаций аудитории. Особый интерес в плане рассматриваемой проблемы представляют разнообразные приемы, способствующие общению участников программы. В зависимости от вида программы они могут быть следующие:

- дискуссии, создающие условия участникам программы высказать свое мнение, точку зрения по интересующей проблеме;
- игры-драматизации, позволяющие индивидуализировать проявления творческой активности аудитории, дающие возможность «опробо­вать» себя в различных ролях;
- коллективное пение, являющееся средством группового сплочения;
- хороводно-танцевальные фрагменты, направленные на укрепление сплоченности участников программы и снятие напряжения;
- слайд-программы, способствующие расслаблению и активизации твор­ческой деятельности участников;
- конкурсы, дающие возможность самореализации личности - петь, тан­цевать, играть и т.д.

Важнейшей коммуникативной особенностью предложенных приемов в досуговых программах является то, что они неназидательно способствуют ве­дению диалога с внутренним миром человека через чувство свободы и ощуще­ние положительного переживания, освобождение души от напряженности на волне сопереживания, сострадания, внутреннего просветления.

Немаловажным фактором в успешной организации досуговых программ является профессионализм социального педагога-ведущего. Его отличают та­кие качества, как общая эрудиция, художественный вкус, такт, умение об­щаться, креативность, эмпатия. Он активно вмешивается в творческий процесс или, наоборот, молчит, создавая условия для свободного раскрытия творческих способностей участников программы. Успешность работы ведущего во многом определяется его имиджем (от англ. image - образ).

Основа имиджа - это самопознание, постижение собственного «Я». Ос­новными слагаемыми имиджа ведущего программы являются духовность и це­лостность личности. Последнее качество предполагает единство внутреннего и внешнего облика ведущего игр. Внутренний мир характеризуется рядом ка­честв: природных, приобретенных в ходе воспитания и образования.

Внешняя привлекательность ведущего определяется его гармоничным телосложением, элегантностью в манерах, изысканностью вкуса, врожденной обаятельностью и талантом привлекать к себе внимание.

Ведущий всегда сосредоточен на поиске своих выигрышных качеств и свойств, которые определяют эффективность (и эффектность) его работы. Это и громкий и уверенный голос, манера держаться во время ведения программы, уровень информированности, умение петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и т.д.

Разговаривая, ведущий должен следить за собой, избавляясь от вредных привычек (активно жестикулировать, гримасничать). Ведя диалог с участни­ками программы, а ими часто бывают деятели искусства, ветераны войны и труда и др., необходимо уметь их слушать. Пословица гласит: «Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает».

Таким образом, для успешной работы ведущего досуговой программы есть множество средств: язык родной страны, язык взглядов, язык слов, язык жестов, язык касаний, язык молчания. Успех работы ведущего во многом зави­сит от содержания программы, ее цели, особенностей аудитории и возможности всех ее участников реализовать свой творческий потенциал.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: различное соче­тание видов досуговых программ, их моделирование с учетом особенностей аудитории, ее запросов и потребностей, имиджа ведущего несомненно дает по­ложительные результаты по формированию и гармонизации личности в социо­культурной сфере.

Литература

1. Культурно-досуговая деятельность / Под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова - М., 1998. - С.219.
2. Арнольдов А.И. Социальная педагогика: восхождение к новому гуманизму // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности. - М., 1995. - С.20.
3. Культурно-досуговая деятельность /Под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. - М., 1998. - С.236.
4. Садовская В.С. Методология, теория и педагогические технологии в формировании культуры быта: Автореф. дисс. докт. пед. наук. - М., 1997. - С.39.

Присоединяйтесь к нам в Контакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках и Google+








© 2002-2017 Все о туризме - образовательный туристический портал
На страницах сайта публикуются научные статьи, методические пособия, программы учебных дисциплин направления "Туризм".
Все материалы публикуются с научно-исследовательской и образовательной целью. Права на публикации принадлежат их авторам.
TrendStat