Туристическая библиотека
  Главная Книги Статьи Методички Диссертации Отчеты ВТО Законы Каталог Поиск отелей Реклама Контакты
Теория туризма
Философия туризма
Право и формальности в туризме
Рекреация и курортология
Виды туризма
Агро- и экотуризм
Экскурсионное дело
Экономика туризма
Менеджмент в туризме
Управление качеством в туризме
Маркетинг в туризме
Инновации в туризме
Транспортное обеспечение в туризме
Государственное регулирование в туризме
Туристские кластеры
ИТ в туризме
Туризм в Украине
Карпаты, Западная Украина
Туризм в Крыму
Туризм в России
101 Отель - бронирование гостиниц
Туризм в Беларуси
Международный туризм
Туризм в Европе
Туризм в Азии
Туризм в Африке
Туризм в Америке
Туризм в Австралии
Краеведение, странове-
дение и география туризма
Музееведение
Замки, крепости, дворцы
История туризма
Курортная недвижимость
Гостиничный сервис
Ресторанный бизнес
Анимация и организация досуга
Автостоп
Советы туристам
Туристское образование
Менеджмент
Маркетинг
Экономика
Другие

Лысикова О.В.
Материалы I международной научной конференции
«Глобализация и туризм: проблемы взаимодействия»
Саратов, 15-16 апреля 2009 г.

Фотография в контексте туристских практик

фотография в туризме Сегодня сложно встретить туриста без фотоаппарата, который является инструментом фиксирования и транслирования запечатленных образов на различные временные и пространственные отрезки. Жизнь современного человека насыщена визуальными образами интерпретируемыми и импровизируемыми. Индивидуальное достояние впечатлений и воспоминаний становится информационным, эмоциональным, эстетическим багажом для многих: от узкого дружеского круга путешественника-фотолюбителя до клиентов фотостоков.

В статье предпринимается попытка выявить точки пересечения фотографических и туристских практик, рассмотреть фотографию как сопровождение современного путешествия. Фотография от греч. – «светопись», что раскрывает лишь технологию ее производства и изготовления. Для немногих наших современников фотография является работой, для большинства воплощает собой увлечение, служит элементом досуга, сопровождает пространственные перемещения, туристские практики и путешествия, яркие моменты личной биографии. Современные туристские практики актуализируют проблему производства новых туристских мест и достопримечательностей, имиджей и брендов. «Туризм и путешествие творят свою собственную систему сигнификаций, создавая способы конструкции себя и других»1. Актуальным представляется репрезентация опыта туриста и путешественника средствами фотографии. Хронотоп туристской практики предполагает визуализацию самой туристской деятельности. В процессе туристских практик репрезентируются значимые для человека и группы социокультурные ценности как компонент конструируемой идентичности.

Фотография как визуальное средство презентации исследуется в трудах П. Бурдье, Г. Беккера, С. Зонтаг, М. Хилла. Проблематике производства и интерпретации визуальных образов посвящены работы П. Штомпки, В.Л. Круткина, П.В. Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой, Д.Н. Замятина. Особенности и функции фотографии в туризме и путешествии рассматриваются З. Бауманом, Дж. Урри, В.И. Ильиным, Т.И. Черняевой.

С точки зрения позитивистской методологии фотография понимается в качестве средства описания и сбора эмпирических данных. В январе 1839 г. состоялась выставка-демонстрация возможностей фотографической камеры Луи-Жака Даггера, предопределившей смену эстетической репрезентации реальности регистрирующим письмом. Следом на заседании Академии наук в Париже физик Доминик Франсуа Жан Араго выступил с докладом о работах Л.-Ж. Даггера в области устойчивого изображения – фотографии. На Всемирной выставке 1855 г. в Париже павильон и галереи с фотографиями находились в центре внимания всех посетителей. Первые десятилетия XX в. характеризовались стремительным развитием туризма в Европе. В предисловии к журналу «Вестник фотографии» редактор А. Донде писал: «При наступлении весны и лета все, кто только может, отправляются в самые разнообразные вояжи. Вместе с тем все, кто только умеет фотографировать, и даже кто и не умеет, «захватывают» с собою фотографические аппараты»2.

П. Бурдье рассмотрел повседневные практики фотографирования в качестве объекта социологического исследования3. Практики фотографирования и обращения с фотографиями являются репрезентациями реальности: они наблюдаемы, осязаемы, создаваемы. П. Бурдье выделил две важнейшие функции практики фотографирования – это семейная интеграция (коллективная репрезентация) и фиксирование жизненных моментов, связанных с отпуском, каникулами, путешествиями. «Фотографирование – это то, что люди делают во время каникул, и, одновременно, то, что делает каникулы таковыми. Места, площади, памятники – все то, что фотографируется на память, кажется ценным само по себе. Но на деле они ценны постольку, поскольку являются знаками, устанавливающими символическую связь с определенными, высшими моментами семейной жизни»4. Согласно П. Бурдье признаком группы (класса) является соотношение трех видов капитала: экономического (собственность, деньги), культурного (образование, влияние), социального (квалификация, ранги). Различное соотношение в структуре капитала формируют разные практики. Вместо вертикальной мобильности он вводит понятие «реконверсия капитала» - стремление использовать наличие одного вида капитала для увеличения другого, тем самым, сохранив свои позиции в социальном пространстве. Туристские практики и практики фотографирования способствуют, на наш взгляд, реализации стратегии восходящей мобильности в современном социуме.

Г. Беккер предпринимает попытку сопоставления проектов фотографов и социологов как параллельные линии профессиональных усилий, движимых интересом к социальным фактам: «Сначала некоторые фотографы использовали камеру, чтобы делать запись географически удаленных обществ, которые их современники никогда не могли бы иначе увидеть, позже – картины их собственного общества, которые их современники не имели никакого желания видеть… Появившись, фотография боролась за статус быть искусством, и за статус быть социальным исследованием… Фотография… показала изменяющееся разнообразие контуров в зависимости от текущих интересов в сферах искусства, коммерции и журналистики, в которые она была вовлечена»5. Фотографии как репрезентации в визуальной культуре влияют на социальные представления, генерируя повседневные социальные практики людей. Фотографии представляют исследовательский интерес в качестве культурных текстов, репрезентации социального знания, а также контекстов культурного производства, социального взаимодействия и индивидуального опыта. Особой исследовательской проблемой является использование в социальной реальности фотографических изображений и их потребление, поскольку «репрезентации раскрывают не только то, что в них репрезентируется, но и тех, кто репрезентирует, для кого репрезентируют»6.

С. Зонтаг отмечает, что «собирать фотографии то же самое, что коллекционировать мир. Фотография – это экспансия, символический захват пространства и времени»7. Туристские фотографии являются символическими памятками, материальными свидетельствами посещений интересных мест. Туристская фотография – это та «случайность», тот «момент истины», который наиболее соотносим с внутренним миром туриста.

Опираясь на концепцию М. Хилла о проблемных исследовательских ареалах визуальной социологии8, сделаем предположение относительно проблемного поля фотографии в туризме как современной практики.

1. Определение предмета. Личная туристская фотография сопряжена с характеристиками новизны, достижительства, первооткрытия; коллективная фотография является конструктом интеграции и единения группы.
2. Социальные образы в средствах информации. Туристская фотография в СМИ служит ПР-сопровождением объекта, маршрута, дестинации, формируя их аттрактивность и узнаваемость с целью продвижения на туристский рынок.
3. Визуальные измерения социального взаимодействия. Туристские культурные и природные достопримечательности, городские и сельские ландшафты приобретают имидж в процессе туристских практик, в том числе средствами профессиональных и любительских фотографий.
4. Социология визуального искусства. Профессиональные и любительские фотографии из путешествий и туристических поездок экспонируются в фотогалереях, в музейно-выставочных комплексах, размещаются в фотожурналах, на сайтах, в фотостоках. Социальный смысл и символика современной туристской фотографии как визуального искусства широка и разнообразна.
5. Визуальные технологии и социальная организация. Непреходяща роль семейной фотографии в структурировании личной повседневной истории. Сегодня наблюдается развитие способов применения фотографии как визуальной технологии в созидании «человека понимающего», который не может не быть «человеком путешествующим».

Фотографии в туризме являются конструкциями смыслов и символов:

1) туристских мест и достопримечательностей;
2) индивидуальных и коллективных практик.

«От вида фотографии зависят… различные практики рассматривания, способы общения зрителей со снимками… Фотографический образ запечатлевает только то, что зрительно различимо, наблюдаемо, фотографируемо. В области общественной жизни он может представлять людей, их действия и материальные эффекты человеческой деятельности»9. Отражая запечатленное в процессе путешествий, фотографии приобретают самостоятельный опыт путешествий в различных контекстах и интерпретациях. Фотографии в туризме представляются компонентом коммуникативной и имиджевой стратегии, поскольку служат носителями информации, образов, эмпирического опыта, истории. Сегодня «фотография задает имиджевый маршрут путешествия… Не упустить нужный вид – становится туристическим императивом… в значительной степени туризм становится поиском фотогеничного, а путешествие -стратегией накопления фотографий»10. Т.И. Черняевой обобщены моменты фотографирования, позволяющие использовать фотографии в конструировании виртуального ландшафта. Примечательно, что они «демократизирует все формы человеческого опыта, включая все, что угодно, в фотографический образ, и давая людям возможность фотографировать все, что угодно»11.

Исследуя образы наследия в культуре, Д.Н. Замятин полагает, что они претерпевают эволюцию во времени посредством наращивания образа места, увеличения масштабов ассоциативных культурных ландшафтов. Постепенно происходит символическое и сакральное присвоение пространства путем его образного расширения, что способствует перемещению прошлого в будущее. Настоящее приобретает «самоценные культурные координаты», активно используемые в современных туристских практиках посредством сконструированных или восстановленных культурных ландшафтов и образов (памятные знаки, ритуалы, празднества, народные гуляния, культурные конкурсы, памятные чтения, хэппининги)12. Осознание роли наследия в развитии культуры, его институционализация связаны с символическим капиталом, который формируется, транслируется, используется, привлекая потоки туристов и способствуя развитию туристской инфраструктуры.

В.И. Ильиным рассматривается четыре стиля визуального конструирования туристской достопримечательности: снимок самой достопримечательности сопоставимый с открыткой; снимок места с фигурой туриста в периферийной области; фотография туриста и достопримечательности в соизмеримых масштабах; портрет туриста с характерным, но небольшим по размеру свидетельством места. Фотографии играют важную роль в процессе социального конструирования достопримечательностей: во-первых, они запечатлевают достоверность пребывания туриста у достопримечательности; во-вторых, фотографии сопровождают повествования туриста о своих впечатлениях окружающим, что предполагает цепную реакцию социального конструирования достопримечательности13. Фотографирование позволяет туристу реализовывать потребность запечатлеть себя в обозреваемом пространстве, тем самым включиться в него, так как фотография выступает средством присвоения особой реальности, сконструированной вокруг достопримечательности. Фотографии людей на фоне общезначимых культурных объектов, памятников культуры и природы под охраной ЮНЕСКО, символически совмещают личное пространство путешественника и пространство культурных и природных ценностей.

Дж. Урри исследует фотографии как социально обусловленный способ туристского потребления, ибо «краеугольный камень туризма – желание непосредственно присутствовать где-либо… и, конечно, все лично сфотографировать»14. Им отмечается, что туризм, с одной стороны, является поиском фотогеничных объектов и мест, с другой стороны, «своего рода стратегией накопления фотографий»15, и, наконец, фотография оформляет путешествие16, оставаясь поводом для того, чтобы остановиться, зафиксировать образ и двигаться дальше. Фотографии создают у их обладателя иллюзию обретения, помогая человеку освоить огромное мировое пространство. Благодаря этому свойству фотография развивается в тандеме с характерным для наших современников способом времяпрепровождения – путешествием и туризмом.

Исполняя роль сопроводительной практики в путешествии и туризме, фотография остается формой художественного творчества. Сегодня в любом путешествии присутствует фотокамера, однако когда в 1855 г. француз Гаспар-Феликс Турнашон поднялся с фотоаппаратом на воздушном шаре над Парижем, это вызвало множество насмешек, а под карикатурой по поводу этого события было написано: «Надар поднимает фотографию к высотам искусства». Слова эти оказались пророческими: фотография стала автономным видом искусства и поднялась к космическим высотам17.

Современная фотография выполняет в социуме целый ряд функций, среди которых следует особо выделить гносеологическую, информативную, документальную, психологическую, досуговую, ретроспективную, патриотическую, этнографическую. Занятие фотографией формирует новые потребности, вызывает стремления и желания, тесно связанные с различными формами познания и такими видами деятельности как туризм, путешествие, отдых, рекреация. «Раздробленный на фрагменты мир уже является фотографичным по своей сути, ибо фрагмент реальности идентично совпадает с его копией в виде фотографического кадра. Он провоцирует на его запечатление, и фотографу остается только вовремя разглядеть и поймать заданную окружающим пространством головоломку»18. По мнению З. Баумана, современный постмодернистский мир «превратился в склад потенциально интересных объектов, и задача заключается в том, чтобы выжать из них как можно больше занимательного. Ее успешное решение полностью зависит от усилий и изобретательности искателя достопримечательностей»19.

В настоящее время отмечается всплеск интереса к фотографии патриотического содержания. Ярким примером может служить проект Центра современного искусства «Винзавод», который при поддержке Министерства культуры Российской Федерации проводит всероссийский конкурс «Лучшие фотографии России – 2008» (Best of Russia – 2008). Участвовать в конкурсе может любой россиянин, единственным условием является тематика конкурсных фотографий, сделанных в России и о России. Главная идея проекта «Лучшие фотографии России» состоит в том, чтобы в течение года запечатлевать жизнь целой страны с помощью ярких, достоверных, неординарных фотографий, популяризировать с помощью видеобразов современную российскую действительность, открыть публике талантливых фотографов.

Характер отношений между туристами и природными ландшафтами, туристами и аборигенами – представителями местного сообщества принимающей дестинации часто фиксируется фото и видеотехникой. Высока степень разнообразия восприятий туристами местных жителей и, наоборот, туристов местными жителями как привычного элемента повседневности или экзотики, более «низких» или «высоких», но в любом случае малоизвестных, приезжих, «иных», «чужих». Опасение, недоверие, ожидаемые риски или радушие, гостеприимство, доброжелательность – таковы полярные стереотипы восприятия туристов и местных жителей друг другом, которые отражены на фотографиях. Журнал «National Geographic Россия», презентирующий себя как «незаменимый источник информации о путешествиях и экспедициях»20, с 2003 г. выпускает специальное издание «100 лучших фотографий», среди которых размещены этнографические снимки, фотографии коммуникаций туристов и аборигенов, снимки культурных и природных достопримечательностей.

В России для профессиональных фотографов и любителей издается множество специализированных журналов: «DigitalPhoto», «Foto&video», «Zoom», «Фотомастерская» и др. В них регулярно объявляются конкурсы среди читателей на лучшую фотографию, которая была сделана во время путешествия. Победители фотоконкурсов награждаются различными туристическими поездками, мотивирующими любителей туризма и фотографирования на дальнейшее творчество. Победитель конкурса Epson «40 лет инноваций», проводимого в 2008 г., был поощрен «путешествием стоимостью до 5000 евро в любую точку мира и по любому маршруту». Примером фотоконкурса в ходе путешествия может служить Travel Photographer of the Year 2008. Одной из трех объявленных категорий фотографий является «Радость путешествия» («Joy of Travel»). Среди призов – денежные суммы, фототехника, туры. Фотографии победителей читательского конкурса «Путевые заметки» печатаются на страницах журнала DigitalPhoto21.

Среди современных видов туризма особо выделяют фототуризм. Туристская фотография играет важную социальную роль: турист познает пространство исключительно визуально посредством реализации практики фотографирования. Одним из ярких проявлений фототуризма является ведение онлайн-дневников, сопровождаемых авторскими фотографиями о турпоездках, что составляет феномен блоггеров-путешественников (геоблогеров). Развлекательным туристическим порталом www.TBG-Brand.ru – официальным порталом Сети «ТБГ. Туристические бренды» были организованы два слета геоблогеров: в мае 2007 г. в Турции, в мае 2008 г. в Иордании22. Критериями отбора претендентов на поездку стало качество фотографий и занимательность историй. Программа турпоездки в Иорданию «По следам Индианы Джонса» предполагала выполнение командами геоблогеров заданий-квестов в Петре, Акабе, пустыне Вади-Рам. В качестве ПР-сопровождения была организована прямая трансляция отзывов и фотографий с места действия. Финалом турпоездки стала конференция «Геоблоггинг: уникальный контент и его значение в развитии рунета».

Таким образом, фотография как компонент туристской практики может быть представлена в следующих аспектах.

Во-первых, как «визуальное потребление» и созерцание туристских достопримечательностей и ландшафтов через объектив фотоаппарата. Туристическое созерцание активно демократизируется, что отражается в широкой доступности практики фотографирования.

Во-вторых, как присвоение туристских достопримечательностей и ландшафтов в виде фотографий, являющихся материальными объектами. Туризм сопровождается поиском фотогеничных ландшафтов, пополнением частных фотоальбомов и широко доступных электронных фотоколлекций.

В-третьих, как трансляция информации, визуальное сопровождение запечатленными на профессиональных фотографиях видов и образов рекламных и ПР текстов.

В-четвертых, как интерпретация содержания профессиональных и любительских туристских фотографий.

В-пятых, как получение эстетического удовольствия и обращение к воспоминаниям посредством фотографий.

В-шестых, как виртуализация и конструирование туристских достопримечательностей, ландшафтов, дестинаций.

События, люди и объекты на фотографиях и практики фотографирования включены в социальный контекст. Они указывают на определенные социально-демографические характеристики человека, позволяют реконструировать социальный портрет туриста. Все перемещения, сохраненные в фотографической памяти, эмоционально переживаемые в процессе неоднократного рассматривания, сопровождаемые рассказами об эпизодах жизни, становятся для человека фактами биографии.

Современный человек может быть охарактеризован как «человек путешествующий», в туристских практиках которого фотография является важным компонентом. Фотография не только задает имиджевый маршрут путешествия, но и сама способствует формированию имиджа современного туриста, арсенал которого в XXI в. пополнился кредитной картой, мобильным телефоном, навигатором, цифровым фотоаппаратом. Фиксация образа места через фотографию соединяет личную историю с исторической памятью современного социума.


1 Pritchard A., Jaworski A. Introduction: Discourse, Communication and Tourism Dialogues // A. Pritchard, A. Jaworski (eds.) Discourse; Communication and Tourism. - Clevedon; Buffalo; Toronto, 2005. - P.2.
2 Донде А. О фотографировании в путешествии. - М., 1912. - С.3.
3 Bourdieu P. Photorgraphy: A Middle-brow Art. - Stanford: Stanford University Press, 1990.
4 Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. - СПб., 2008. - С.151.
5 Becker H. Photography and Sociology // Studies in the Anthropology of Visual Communication. - 1974. - Vol.11. - №1. - P.6.
6 Круткин В., Романов П., Ярская-Смирнова Е. Интеллектуальное поле визуальной антропологии // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: Сб. научн. ст. - Саратов, 2007. - С.10.
7 Sontag S. On Photography. - New York: Da Capo Press, 1977. - P.3.
8 Hill M.R. Exploring visual sociology and the sociology of the visual arts. - Monticelli: Vance Bibliographies, 1984. - P.7.
9 Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. Пер с польск. Н.В. Морозовой, авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. - М., 2007. - С.99,104.
10 Черняева Т.И. Туризм как потребление: тренды виртуализации и конструирование туристического ландшафта // Философские науки. - 2007. - №7. - С.78.
11 Черняева Т.И. Указ. соч. - С.79.
12 Замятин Д.Н. Образ наследия в культуре // Человек. - 2008. - №5. - С.46.
13 Ильин В.И. Потребление как дискурс. - СПб., 2008. - С.325,330.
14 Урри Дж. Взгляд туриста и глобализация // Массовая культура: современные западные исследования. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры». - 2005. - С.142.
15 Урри Дж. Туристическое созерцание и «окружающая среда» // Вопросы социологии. - 1996. - №7. - С.75.
16 Урри Дж. Взгляд туриста и глобализация. - С.140.
17 Режим доступа: http://www.tourism-photo.com.
18 Панченко А.М. Феномен фотографии: функции фотографических образов в современной культуре // Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. - СПб., 2008. - С.394.
19 От паломника к туристу // Социологический журнал. - 1995. - №4. - С.152.
20 National Geographic. 100 лучших фотографий. - М., 2003.
21 События. Конкурс Epson «40 лет инноваций» // Foto & video. - 2008. - №7. - С.11; События. Конкурс Travel Photographer of the Year 2008 // Foto & video. - 2008. - №7. - С.15; Путевые заметки. Читательский конкурс // DigitalPhoto. - 2009. - №1. - С.104.
22 Акимов А. Полкоролевства за блог // Foto & video. - 2008. - №7. - С.40.

Присоединяйтесь к нам в Контакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках и Google+








© 2002-2017 Все о туризме - образовательный туристический портал
На страницах сайта публикуются научные статьи, методические пособия, программы учебных дисциплин направления "Туризм".
Все материалы публикуются с научно-исследовательской и образовательной целью. Права на публикации принадлежат их авторам.