Туристическая библиотека
  Главная Книги Статьи Методички Диссертации Отчеты ВТО Законы Каталог Поиск отелей Реклама Контакты
Теория туризма
Философия туризма
Право и формальности в туризме
Рекреация и курортология
Виды туризма
Агро- и экотуризм
Экскурсионное дело
Экономика туризма
Менеджмент в туризме
Управление качеством в туризме
Маркетинг в туризме
Инновации в туризме
Транспортное обеспечение в туризме
Государственное регулирование в туризме
Туристские кластеры
ИТ в туризме
Туризм в Украине
Карпаты, Западная Украина
Туризм в Крыму
Туризм в России
101 Отель - бронирование гостиниц
Туризм в Беларуси
Международный туризм
Туризм в Европе
Туризм в Азии
Туризм в Африке
Туризм в Америке
Туризм в Австралии
Краеведение, странове-
дение и география туризма
Музееведение
Замки, крепости, дворцы
История туризма
Курортная недвижимость
Гостиничный сервис
Ресторанный бизнес
Анимация и организация досуга
Автостоп
Советы туристам
Туристское образование
Другие

Маклашова М.П., Ештокина И.П.
Культура народов Причерноморья. - 2012. - №232. - С.252-256.

Роль просветительских проектов ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал» в формировании и развитии образовательных компетенций

Образование не дает ростков в душе, если оно
не проникает до значительной глубины.
Протагор

Современное образование на всех его ступенях, от дошкольного до высшего профессионального, обусловлено личностно-деятельностным подходом и направлено на формирование образовательных компетенций.

В педагогической науке образовательная компетенция определяется как совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности участников образовательного процесса по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности1.

Русский музей: виртуальный филиал С первых дней работа информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» СФ СГСЭУ ориентирована на партнерские отношения с учреждениями культуры и образования, различными предприятиями и организациями, общественными фондами, средствами массовой информации и другими структурами. Решение задач по формированию и развитию образовательных компетенций в рамках получения высшего профессионального образования студентами нашего ВУЗа и просветительская деятельность среди разных социальных групп города осуществляется ИОЦ, прежде всего, через разработку, апробирование и реализацию социокультурных, образовательных и просветительских проектов и программ.

Одним из ведущих направлений деятельности ИОЦ является просветительская деятельность, которая определяется совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей.

Основная цель просветительской деятельности центра – повышение общей культуры и социальной активности населения по привлечению внимания к памятникам и объектам культуры и искусства, истории мировой художественной культуры. Используя научный и культурный потенциал, которым обладает сам центр, Государственный Русский музей – как научный руководитель международного проекта «Русский музей: виртуальный филиал»2 и социальные институты – партнеры ИОЦ, удается реализовывать разработанные специалистами просветительские программы, ориентированные на разные адресные аудитории – дошкольников, школьников, студентов, представителей творческой интеллигенции, жителей города, пенсионеров.

Просветительские проекты планируются, разрабатываются и осуществляются как комплекс программ и мероприятий, направленных на выполнение задач по формированию образовательных компетенций. Каждое просветительское мероприятие в зависимости от аудитории, которое оно адресовано, направлено на формирование и развитие определённой образовательной компетенции. Известный российский ученый А.В.Хуторской3 выделяет 7 ключевых образовательных компетенций: ценностно-смысловую, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую и компетенцию личностного самосовершенствования.

Рассмотрим на одном из примеров, как решаются задачи по формированию и развитию образовательных компетенций средствами музейно-педагогических технологий.

Одним из успешно реализованных проектов ИОЦ является просветительский проект «Лекторий Русского музея в гостях у виртуального филиала», который сыграл в период становления новой структуры СФ СГСЭУ большую роль в формировании общественного мнения в образовательной среде города и среди его жителей.

Программа просветительского проекта разрабатывается сотрудниками экскурсионно-лекционного отдела Государственного Русского музея и эффективно реализуется уже на протяжении нескольких лет в условиях виртуальных филиалов, расположенных в Санкт-Петербурге.

Система мероприятий включает музейно-педагогические занятия, тематические лекции, лекции-диспуты, лекции - виртуальные путешествия, лекции-концерты, творческие встречи и круглый стол. Участники просветительских мероприятий - жители города разных возрастных категорий и социального положения.

Прежде всего, программа проекта была сориентирована на участие студентов и профессорско-преподавательского состава СФ СГСЭУ, что, безусловно, способствовало развитию учебно-познавательной4, информационной5, ценностно-смысловой6, общекультурной7 компетенций.

Например, тематическая лекция8 старшего научного сотрудника экскурсионно-лекционного отдела Русского музея Н.М. Воверис «Дворцово-парковый комплекс Государственного Русского музея» познакомила слушателей не только с архитектурой и историей создания Михайловского, Строгановского, Мраморного дворцов и Михайловского замка, с Летним садом, но и со страницами из биографий хозяев дворцов в разные исторические эпохи. Полученные сведения дополнили знания студентов по учебным курсам «История России», «Мировая художественная культура» и подготовили к восприятию виртуальной экскурсии и 3d-путешествия по Санкт-Петербургу «Шедевры скульптуры Русского музея», «Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга».

Использование компьютерных технологий помогает лектору создать яркий словесный образ памятника изобразительного искусства, архитектуры или портрет исторической личности, государственного и политического деятеля с помощью современных средств экранной видеопроекции. Легко представить себе лекцию-путешествие, во время которой лектор, используя специальные компьютерные указательные устройства (от простейшей «мышки» до компьютеризированной лазерной указки), демонстрирует слушателям специально подобранный ряд видеофрагментов, трехмерных моделей, «вхождений в картину» и прочее. Эффективность восприятия при такой подаче материала однозначно высока, считает автор лекций - путешествий ведущий научный сотрудник Русского музея, кандидат искусствоведения, профессор Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Член Союза художников России, член ИКОМ и ассоциации искусствоведов О.А. Кривдина. Знакомство с уникальной коллекцией скульптур Русского музея, самой крупной в России, насчитывающей свыше 5500 экземпляров произведений из мрамора, бронзы, гипса, воска, дерева и других скульптурных материалов, которые были созданы с начала XVIII века по настоящее время. Особенно интересен был слушателем рассказ об Открытом фонде скульптуры, где представлены работы известных и малоизвестных мастеров конца XIX – начала XX века – П.П. Трубецкой, А.С. Голубкина, С.Т. Коненков, А.Т. Матвеев, В.И. Мухина, Е.А. Лансере и др., который открыт в Михайловском замке для индивидуальных посещений в 2010 году.

Включение в лекцию интересных фактов о значимости фондов музеев в современном социокультурном пространстве России удивили слушателей: «музей – живой комплекс, активно участвующий в современной жизни по воссозданию и реконструкции уничтоженных памятников по имеющимся в фондах музея рисункам, акварелям, моделям, фотографиям и архивным документам. Так, например, памятник Александру I в Таганроге (по модели И.П. Мартоса), памятника Екатерине II в Краснодаре (Екатеринодаре), памятник Муравьеву-Амурскому (по проекту А.М. Опекушина) в Хабаровске воссозданы по находящимся в ГРМ эскизам»9.

Логическим продолжением включения студентов и профессорско-преподавательского состава университета в просветительский проект «Лекторий русского музея в гостях у виртуального филиала» стала творческая встреча с О.А. Кривдиной и Б. Б. Тычининым, награжденными в 2008 году Золотыми медалями Российской академии художеств за создание энциклопедии «Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга. 1703-2007 гг.».

Специалисты Русского музея и ИОЦ, разрабатывая формы и виды работы с дошкольной, школьной и студенческой аудиторией, учитывают психологические особенности каждой возрастной категории.

Для детей дошкольного возраста были предложены музейно-педагогические занятия по темам авторского абонемента старшего научного сотрудника, заведующей Лекторием Русского музея Н.А. Бородиной «Детский альбом» - «Сказки в изобразительном искусстве», «Времена года (пейзаж)», «Новые знакомые (натюрморт)».

Занятия по вышеназванным темам были необычны ещё и тем, что в интерактивном кинотеатре, кроме дошкольников, участниками процесса стали партнеры ИОЦ - студенты дошкольного отделения Севастопольского Гуманитарного университета и педагогического училища, воспитатели детских садов города. Мастер-классы специалистов Русского музея Н.А. Бородиной и И.П. Ештокиной решали комплексную задачу: художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики, повышение квалификации педагогических работников через формирование и развитие у них общекультурной компетенции и компетенции личностного самосовершенствования10. Основная цель такой формы работы в рамках просветительской программы – это повышение теоретической и методической подготовки работающих воспитателей и будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в области методики руководства изобразительной деятельностью детей. После каждого мастер-класса состоялся увлеченный разговор о роли просветительского мероприятия в программе «Лекторий в гостях у виртуального филиала», знакомство с методической и искусствоведческой литературой, анализ и обсуждение занятия.

Активными участниками проекта были школьники разных возрастных категорий – ученики начальной и средней школы, старшеклассники.

Адаптированные к возрастным особенностям младших школьников, музейно-педагогические занятия по темам «Времена года», «Новые знакомые», «Картины приглашают в гости» (Н.А. Бородина) и лекции «Дворцы и парки Русского музея» (Н.А. Воверис) отличались ярким эмоциональным восприятием материала слушателями. Секрет эффективности этих мероприятий прост - широкое использование игровых методик, т.к. игра вызывает повышенный интерес детей к тематическому занятию, построенному в форме диалога. Так, например, при изучении темы «Времена года» школьники с радостью включаются в одну из предлагаемых лектором игр «Войди в картину». Представляя себя в осеннем лесу, нарисовав картину в своём воображении, ребята с удивительной увлеченностью рассказывают не только о цветовой гамме сказочного осеннего леса, но и о запахах, звуках, которые они слышат в мысленно нарисованных сюжетах. Полезным для таких лекций является включение поэтических и музыкальных фрагментов в процессе зрительного восприятия изучаемой темы. Этот известный прием в практике эстетического воспитания придает яркую и эмоциональную окраску зрительным впечатлениям, что, в свою очередь, способствует развитию ассоциативного мышления. Структура зрительного, поэтического, музыкального рядов продумывается в комплексе, в тесной взаимосвязи и предполагает созвучие зрительного, поэтического и музыкального образов.

Ученики 6-9 классов города стали участниками лекции-концерта «Женские образы в русской живописи» (лектор – Н.А. Бородина, солистка Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга им. М.И. Глинки – (сопрано) О.А. Розенталь). Во время таких лекций-концертов происходит развитие музыкальных и художественных вкусов и формирование общей культуры слушателей. Лектору и музыканту удается пробудить в ребенке эмоциональную отзывчивость к памятнику изобразительного искусства и музыке, стремление к переживанию того, что выражено в этих произведениях.

Воспитание современного старшеклассника связано также с формированием и развитием художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры (культуры восприятия произведений искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира), культуры восприятия произведений отечественного и зарубежного искусства, «родственного внимания» к миру, чувству сопереживания к другому человеку, творческой самостоятельности в решении личностно и/или общественно значимых проблем. Любое просветительское или образовательное мероприятие в таком возрасте направлено на активизацию устойчивого интереса к культуре и искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности. Не менее важной задачей таких встреч является развитие коммуникативной компетенции11.

Не случайно авторы просветительского проекта предложили старшеклассникам стать участниками лекции-диспута12 «Толерантность - искусство жить вместе…». Декларация принципов толерантности провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность». И чем больше людей понимают, что толерантность – это искусство жить вместе, тем меньше случаев нетерпимости и экстремизма. Это подтверждает позитивный многолетний опыт просветительских служб Русского музея: просветительская программа по вопросам толерантности осуществляется совместно с муниципальными органами власти уже несколько лет. Старшеклассники знакомятся с историей народов, живущих в стране и в мире, их традициями, культурой, произведениями искусства. Лекция-диспут (авторы И.П. Ештокина и Н.А. Бородина), участниками которого стали старшеклассники и студенты - будущие специалисты гостинично-туристического бизнеса, состояла из трёх этапов: вступительная часть была посвящена лексическому значению слова «толерантность»13, основная лекционная часть «Многоликий Петербург» и свободный микрофон «Жить в толерантном мире – понимать, принимать, созидать. Взгляд молодёжи на изменяющийся мир».

После вступительной части лекции-диспута участникам было предложено выбрать наиболее близкое для своего понимания значение слова «толерантность». Продолжая разговор, лекторы увлекли слушателей в «Многоликий Петербург» и познакомили участников с Петербургом как городом-музеем под открытым небом, в котором живут разные архитектурные стили и направления. Благодаря неразрывной связи отдельных памятников и архитектурных ансамблей друг с другом, город развивался в пространстве и во времени как живой организм, рождая новые философские идеи и поэтические образы. В изобразительном искусстве в облике города раскрывались и объективная красота архитектуры и природного ландшафта, и отношение к нему художника, его понимание «души Петербурга». В зависимости от задач, которые стояли перед художником, он старался как можно точнее изобразить те или иные постройки или обобщить образ города, усиливая эмоциональную сторону, выражая собственные ощущения и настроения времени. Завершая эту часть, был сделан акцент на понимании того, что встреча с любым городом, с любой страной связано с необходимостью знания о его истории и культуре.

По завершению диспута «Жить в толерантном мире – понимать, принимать, созидать. Взгляд молодежи на изменяющийся мир» участникам было предложено виртуальное путешествие с использованием трехмерной графики по историческому центру Санкт-Петербурга.

После таких музейно-педагогических занятий – лекций, лекций-концертов, лекций-диспутов и т.д. одним их эффективных педагогических приемов является выполнение домашних заданий в виде рисунков, эссе, сочинений, что позволяют выявить особенности восприятия слушателями формы и содержания художественных произведений и памятников архитектуры.

Просветительская деятельность Русского музея обеспечивает культурно-исторический диалог прошлого и настоящего, материализованного в музейных экспонатах через историческую, культурную, эстетическую значимость подлинников, формирует ценностное отношение к культурному наследию.

Включение партнеров ИОЦ в реализацию просветительских проектов создаёт условия для слушателей и зрителей просветительских проектов и программ. Так, в залах Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошицкого для представителей творческой интеллигенции и жителей города состоялись лекции-концерты «Души волшебное светило…» (женские образы XIX века в произведениях изобразительного искусства и в музыке). Петербург – воплощение романтической мечты Петра Великого – всегда привлекал художников и музыкантов своей красотой. Сочетание лучших произведений изобразительного искусства с исполнением музыкальных шедевров позволяет почувствовать духовную атмосферу новой столицы. Музыка, наполненная светом, добром и чистотой, непревзойденно исполненная, создала в зале возвышенную атмосферу, подчеркивая прелесть женского образа в картинах художниках, его глубину и выразительность красок. На лекции-концерте слушатели окунулись в неповторимую атмосферу, уютную, гармоничную, затрагивающую самые глубинные стороны человеческой натуры.

Завершением просветительского проекта «Лекторий Русского музея в гостях у виртуального филиала» стало проведение круглого стола «Музеи, ВУЗы и культурный туризм: проблемы и перспективы взаимодействия», в котором приняли участие представители Севастопольской городской государственной администрации, преподаватели и студенты ВУЗов, работники музеев и туристических фирм города, художники - члены севастопольского отделения Национального союза художников Украины, студенты, педагоги. Активный диалог, очерченный кругом обсуждаемых вопросов, был конструктивен: для чего нужны музеи; что ждут посетители от современного музея; какие формы совместной работы возможны для музеев и студентов, преподавателей ВУЗов, школ; какие из этих форм работы наиболее интересны для разновозрастных аудиторий и многие другие. Состоявшийся разговор не оставил равнодушным никого из присутствующих, ведь музеи, ВУЗы и туристические фирмы являются важным звеном в социокультурной и образовательной среде города.

Безусловно, в рамках одной статьи невозможно рассказать обо всех социокультурных и просветительских проектах ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал». Однако можно утверждать, что с подобных проектов и программ начинаются многие положительные изменения в сознании людей и в жизни городов, стран и каждый подобный проект решает важнейшие задачи образования и воспитания молодого поколения и просвещения в целом. Еще Кант говорил, что «просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине – это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! – имей мужество пользоваться собственным умом! – таков, следовательно, девиз Просвещения». Помочь современникам сориентироваться в мировой художественной культуре – это и есть один из путей к формированию и развитию общекультурной компетенции человека.


1 Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.
2 Русский музей: виртуальный филиал: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.virtualrm.spb.ru/ru
3 Андрей Викторович Хуторской: [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.khutorskoy.ru/books/index.htm
4 Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций участника образовательного (просветительского) процесса включающего элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами по отношению к изучаемым объектам. В результате происходит овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добывание знаний, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
5 Информационная компетенция формируется при помощи объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), В результате приобретается умение самостоятельно искать, анализировать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию.
6 Ценностно-смысловая компетенция - это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами участника образовательного (просветительского) процесса, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
7 Общекультурная компетенция способствует формированию следующего круга вопросов – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
8 Слово «лекция» имеет латинское происхождение и в переводе на русский язык означает «чтение». Традиция изложения материала путем дословного чтения заранее написанного текста восходит к средневековым университетам. Лекция отличается от рассказа тем, что изложение здесь не прерывается обращением к учащимся с вопросами и характеризуется большей научной строгостью изложения.
9 Из лекции О.А. Кривдиной.
10 Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции является сам участник образовательного (просветительского) процесса, который овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
11 Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, основные сведения о истории и культуре народов, проживающих на планете Земля, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию, диалог, интеллектуальный спор и др.
12 Столкновение мнений с целью формирования суждений и оценок, которое отличает диспут от беседы и лекции как нельзя лучше отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить по самым максималистским меркам. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения. Диспут еще ценен тем, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, отличаются высокой мерой обобщенности, глубиной, прочностью и сознательностью усвоения.
По мнению А. С. Макаренко, педагогу на диспуте надо уметь сказать так, чтобы его участники почувствовали в его слове его волю, культуру, личность. Настоящий педагог не торопится отвергать ошибочные суждения, не позволит себе грубо вмешиваться в спор, безапелляционно навязывать свою точку зрения. Главная задача лектора, педагога на диспуте - следить за правильностью критериев оценок и суждений. Если критерии верны, то какие бы штормы не носили корабль диспута, он выйдет на правильный курс. Роль педагога на диспуте - продолжая сравнение - быть штурманом, а вести корабль должны попеременно молодые капитаны.
13 Понятие «толерантность» происходит от латинского глагола tolerate (переносить, выдерживать, терпеть). При этом перевод и трактовка слова «толерантность» в разных культурах неоднозначны. В английском языке понятие «толерантность» имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость; допуск, допустимое отклонение. Во французском языке «толерантность» – «уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке «быть толерантным» – «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке «толерантность» определяется, как «снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим». В русском языке оно означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам». В.И. Даль отмечает, что по смыслу толерантность (терпимость) связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие. Как мы видим, толерантность – это достаточно сложный термин с целым рядом нюансов.







© 2002-2017 Все о туризме - образовательный туристический портал
На страницах сайта публикуются научные статьи, методические пособия, программы учебных дисциплин направления "Туризм".
Все материалы публикуются с научно-исследовательской и образовательной целью. Права на публикации принадлежат их авторам.