Туристическая библиотека
  Главная Книги Статьи Методички Диссертации Отчеты ВТО Законы Каталог Поиск отелей Реклама Контакты
Теория туризма
Философия туризма
Право и формальности в туризме
Рекреация и курортология
Виды туризма
Агро- и экотуризм
Экскурсионное дело
Экономика туризма
Менеджмент в туризме
Управление качеством в туризме
Маркетинг в туризме
Инновации в туризме
Транспортное обеспечение в туризме
Государственное регулирование в туризме
Туристские кластеры
ИТ в туризме
Туризм в Украине
Карпаты, Западная Украина
Туризм в Крыму
Туризм в России
101 Отель - бронирование гостиниц
Туризм в Беларуси
Международный туризм
Туризм в Европе
Туризм в Азии
Туризм в Африке
Туризм в Америке
Туризм в Австралии
Краеведение, странове-
дение и география туризма
Музееведение
Замки, крепости, дворцы
История туризма
Курортная недвижимость
Гостиничный сервис
Ресторанный бизнес
Анимация и организация досуга
Автостоп
Советы туристам
Туристское образование
Менеджмент
Маркетинг
Экономика
Другие

Малахова И.А.
Материалы международной научно-практической конференции «Педагогічні
та рекреаційні технології в сучасній індустрії дозвілля». - К., 2004.

Теоретический анализ использования современных творческих методов в педагогике досуга

креативность Глобальные изменения, происходящие на разных уровнях и в разных сферах жизнедеятельности, динамичность и глубина преобразований окружающей действительности, непрерывно расширяющееся информационное пространство способствуют повышению активности человека в осознании личностно значимых и мировых процессов. Реальная ситуация существования человека в сегодняшнем мире требует качественных изменений его в гораздо большей степени, чем когда-либо во все предшествующие времена. Сегодня как никогда остро стоит проблема адаптации и социализации человека в быстро меняющейся современной действительности, где на смену преобладающей тенденции рассмотрения определяющей роли науки, техники и технологии в развитии человека и общества пришла в качестве ведущей проблема самого человека - и как существа биологического, и как носителя социального, и как творца особого мира культуры, т.е. главного созидателя исторического прогресса.

Между тем, понимание принципиально новых условий и нового пространства функционирования подрастающего поколения необходимо при выработке общей стратегии образования, где были бы учтены характерные изменения культурно-исторической ситуации и новое звучание приобрели бы факторы социокультурного поля в формировании и развитии человека. В этом смысле по-прежнему актуальной и значимой представляется проблема развития творческих качеств личности, формирования креативности, воспитания духовности, самореализации и саморазвития.

В нашем бурно меняющемся мире важно по-новому взглянуть на роль, место и возможности человека, на сущность человека как носителя развития и организующего начала в самом процессе развития. Интенсификация жизненного и социокультурного пространства человека обусловливает необходимость поиска его резервных возможностей в условиях новых аспектов его деятельности и с учетом его сегодняшних особенностей. Таким неиссякаемым резервом человека является его творческая деятельность и созидательная активность, поэтому развитие креативности личности - задача остроактуальная т социально значимая, решением которой помимо многих других и призваны заниматься современная педагогика досуга и социокультурные учреждения. Важно научить подрастающее поколение умению сопоставлять и анализировать, комбинировать и находить новые связи, зависимости и закономерности, продуцировать нестандартные идеи и подходы, проявлять инициативу и активность - что в совокупности и составляет способность к творчеству или креативность.

Под термином «креативность» (от лат. сreatio - творить, создавать) мы понимаем совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих проявлению и становлению творчества как субъективного, индивидуально окрашенного стиля деятельности личности [1]. Креативность включает способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем, нестандартно разрешать проблемные ситуации, находить оригинальные решения возникающих проблем.

Стратегия формирования и реализации творческой индивидуальности неизбежно опирается на развитие таланта и креативности каждой личности вне зависимости от профессии и социального статуса. Показательно, что мировое сообщество чутко реагирует на изменяющиеся условия современности. Так, документ «ЮНЕСКО и воспитание в духе мира» содержит основные позиции и взгляды по проблемам воспитания и развития личности в современном мире. Здесь главной целью воспитания провозглашается развитие таланта ребенка, формирование творческих способностей личности, освоение системы знаний, умений, навыков. Из этого следует, что приоритет в развитии творческих способностей личности позволяет осуществлять позитивные изменения как в индивидуально-личностной сфере, так и в социальной жизни.

Креативность как универсальная способность к творчеству является атрибутом человеческой духовности, одаренности и условием свободного самовыражения личности, что представляется нам существенным резервом современной цивилизации, главной движущей силой поступательного развития человеческого общества. С учетом положения о том, что каждый человек от природы одарен, проблема заключается в определении сферы этой одаренности с тем, чтобы развивать и совершенствовать талант, творческие способности личности. Поэтому одаренных, творчески активных людей следует рассматривать как национальный генофонд, главное богатство страны.

Мы считаем, что доминирующей позицией в системе учреждений социокультурной сферы нашей страны должна стать установка на развитие креативности как универсальной способности к творчеству и формирование творческой индивидуальности всех участников, что неизбежно повлечет позитивные перемены как в личностной сфере, так и в обществе в целом. Чем более успешно будут развиваться творческие способности личности, тем более динамично и поступательно будет осуществляться эволюция общественной жизни. Не только общество оказывает воздействие на личность, но и творчески развитые личности составляют основу общества. Поэтому создавая условия для наиболее полной творческой реализации каждого человека, мы обеспечиваем процветание общества в целом, что должно стать стратегической линией развития всей системы образования и воспитания в широком смысле и педагогики досуга в частности.

Очевидно, что современная социокультурная ситуация в нашей стране характеризуется активизацией внимания к проблемам и заботам каждого конкретного человека, созданием условий для реализации личностного потенциала и творческого роста индивида. Этому во многом способствуют и преобразования, происходящие в общественной жизни, от успешного осуществления которых зависит дальнейшая интеграция в мировое культурно-образовательное пространство. Необходимость роста профессиональной компетенции и интенсификация креативных процессов человека стимулируют поиск эффективных средств и методов активизации творческого мышления. В основе всех методов развития способности к творчеству лежит мысль о том, что человек реализует в жизни и деятельности лишь очень малую часть своего творческого потенциала, поэтому необходимо найти способы активизации этих нереализованных возможностей человека. И что не менее важно, на наш взгляд, чтобы применение этих методов возможно было для различных возрастных категорий как в школьной дидактике, так и в педагогике досуга.

На сегодняшний день существует в общей сложности более трех десятков различных методов стимулирования творческого мышления как одного из основных компонентов креативности. В сороковых годах ХХ века появилась и эвристика - наука о решении творческих задач. Термин «эвристика» вошел в обиход в третьем веке нашей эры. В современном словоупотреблении этот термин можно встретить в широком и в узком смыслах.. В широком смысле эвристика - это наука о творчестве. В узком смысле под эвристикой подразумеваются «теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач. Эвристические программы для компьютера отличаются от программ систематического поиска, поскольку они содержат критерии ограничения поиска в пространстве большого количества возможностей и не гарантируют обязательное решение задач. Эвристики (возможности) человека не сводятся к формальным правилам, они включают в себя мотивационно-эмоциональные процессы, обеспечивающие избирательность поиска у человека» [2].

Появление методов, стимулирующих поиск новых решений, вызвано бурным развитием в середине нашего столетия наукоемких технологий, для создания которых необходима координация усилий многих ученых и специалистов. Поэтому исследователи промышленно развитых стран стали изобретать и апробировать свои технологии поиска решения различных задач, основанные на активизации мыслительной деятельности личности. Так появились различные методы стимулирования творческого мышления.

В разных источниках можно встретить различные попытки классификации таких методов. «Большинство из них, - пишут авторы коллективного труда «Психология науки», - может быть отнесено к одной из двух групп: специфические или инструментальные методы и неспецифические или личностные методы» [3, с.85]. При этом к инструментальным методам причисляются те, которые построены на групповом решении проблемы и помогают личности найти определенный способ организации собственной мыслительной деятельности по решению конкретной задачи. Такие методы описывают алгоритм действий или набор общих правил (эвристик), соблюдение которых приводит к нахождению решения с большой долей вероятности. К инструментальным методам относятся: мозговой штурм, синектика, рабочие листы, морфологический анализ, АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), майевтика и др.

Личностные методы стимулирования творчества учат человека управлять своим поведением, формируют уверенность в себе и ощущение собственной силы, способствуют осознанию безграничных возможностей самосовершенствования в любой сфере жизни. Эти методы построены в форме тренинга личностного развития и направлены на активизацию способности индивида мыслить самостоятельно и независимо, на развитие специальных способностей, креативности. К ним относятся: групповая динамика, трансцендентальная медитация, методика формирования целостности и веры в себя и др.

Белорусский ученый-исследователь творческой личности В.Н. Наумчик пишет: «Современные методы поиска новых решений позволяют рационализировать различные стороны поисковой деятельности. Ряд методов основан на использовании оптимальной логики анализа технического объекта, закономерностей его развития. Это так называемые рациональные методы: морфологический анализ, алгоритм решения изобретательских задач, функционально-физическая методика конструирования и другие. Иррациональные методы, в отличие от рациональных, опираются в основном на активизацию творческих способностей изобретателя, его интуицию, фантазию, способность к аналогиям (мозговая атака, синектика и ряд других методов)» [4, с.111].

Как видно, представленные классификации методов активизации творческого мышления отличаются по основному признаку. Деление методов на «рациональные и иррациональные» предполагает различные стороны участия психики человека в групповом или индивидуальном взаимодействии. В одном случае с помощью активности сознания, в другом - в результате активности подсознания и неосозноваемых сфер - «добывается» единственно верное решение задачи.

Классификация «инструментальные - личностные» охватывает более широкий спектр методов и включает помимо традиционных, направленных на снятие стереотипов мышления, группу методов, позволяющих преодолевать личностно-психологические барьеры на пути творчества.

Следует отметить, что инструментальные методы являются более популярными и распространенными нежели личностные, поскольку все методики личностного совершенствования требуют участия в их проведении подготовленного тренера.

Рассмотрим более подробно некоторые из этих методов.

Наиболее известный, на наш взгляд, метод называется брейнсторминг, или метод «мозгового штурма», или мозговая атака. Разработан в США еще в 1938 году А. Осборном как метод решения сложных технических изобретательских задач на промышленных предприятиях. Известны различные модификации этого метода (например, популярные телевизионные игры «Что? Где? Когда?» и «Брейн ринг»). Сейчас этот метод представляет интерес как простейший способ коллективного поиска решений и может успешно применяться как в учебном процессе, так и в досуговой деятельности.

Основой брейнсторминга явился принцип разделения во времени двух этапов творческого процесса: генерирование идей и их критическая оценка. В классическом «мозговом штурме» участвует группа людей, которая делится на две команды «генераторы» и «эксперты». Задача «генераторов» - предложить как можно больше идей по поводу решения данной проблемы, какими бы безумными и невероятными они не казались. Этот этап предусматривает полный отказ от оценок и критики всех идей, которые тщательно фиксируются.

Второй этап - участие «экспертов» - предусматривает разбор, обсуждение и критическую оценку каждого предложения «генераторов». И в конечном итоге осуществляется выбор конкретного решения поставленной проблемы. Руководит заседаниями каждой из команд ведущий, который обеспечивает соблюдение участниками правил мозговой атаки.

Участники должны выполнять следующие правила:

1) соблюдать двухэтапность процесса;
2) предлагать наибольшее количество идей;
3) разрабатывать (генерировать) самые невероятные предложения;
4) не претендовать на «авторство» какого-либо решения, а считать все гипотезы достоянием команды.

Изучая проблему эффективности «мозгового штурма», исследователи отмечают, что этот метод не является универсальным, а имеет вполне определенную область своего применения, в которой коллективное решение дает большие по сравнению с индивидуальным результаты. Наилучшие результаты получаются при решении изобретательских задач, а также таких, которые имеют единственное правильное решение.

Еще один, достаточно популярный метод стимулирования творчества - синектика. Этот метод предложен в конце пятидесятых годов нашего столетия У. Гордоном. Само слово «синектика» (от греч. syn - вместе) означает соединение разнородных элементов. Основной принцип синектики - сделать незнакомое знакомым, а привычное чуждым, т.е. изменить сложившийся взгляд на вещи.

Для решения поставленной проблемы собираются так называемые синектические группы, объединяющие людей различных профессий и специальностей (синекторов), которые путем тренировки воображения и объединения несовместимых элементов добиваются творческого решения проблемы.

Синекторы должны владеть следующими приемами:

1) личностная аналогия (уподобление), при которой надо отождествить себя с изучаемым объектом, процессом, прибором и т.п. и представить возможные варианты своего действия в аналогичной ситуации;
2) прямая аналогия - поиск сходных процессов, явлений из совершенно других сфер;
3) символическая аналогия или применение литературных образов для формулировки задачи;
4) фантастическая аналогия - предлагается решение не соотносимое с законами природы.

Метод синектики помогает сочетать логическое и образное мышление, свободно переходить с одного мыслительного уровня на другой, устранять стереотипность мышления. Этот метод имеет те же ограничения в применении, что и «мозговая атака».

Метод морфологического анализа, предложенный Ф. Цвикки, предполагает использование совершенно другого принципа. В отличие от предыдущих, этот метод основан на системном анализе, целью которого является выделение в изучаемым объекте основных компонентов (морфологических осей), которые варьируются в различных вариантах, записываются в специальную матрицу и формируют «морфологический ящик». Он используется в конструкторских разработках и изобретениях.

Метод рабочие листы (автор С. Парнз) представляет собой описание последовательности этапов-шагов, которые надо сделать, и вопросов, на которые надо ответить, чтобы решить поставленную задачу. Этот метод организует и упорядочивает процесс мышления, разбивая его на определенные этапы, помогает сформулировать вопросы и осуществить поиск недостающей информации.

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) - разработан Г.С. Альтшуллером в 70-е годы. Позже появилась теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), в основу которой была положена методика АРИЗ [5]. Чуть позже на основе ТРИЗ была сформулирована жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ), которая оптимизирует выбор жизненного пути, помогает найти себя и добиваться успехов. Изучив в течение многих лет архивы изобретений, автор обнаружил и описал несколько типовых противоречий, которые, по его мнению, лежат в основе подавляющего большинства изобретательских задач, и разработал программы (алгоритмы) преодоления этих противоречий. Г. Альтшуллер полагает, что любой человек с инженерным образованием или без него, вооруженный его теорией и методологией способен делать изобретения, а также решать задачи на сообразительность.

Метод майевтики (от греч. maieutike - повивальное искусство) впервые появился в диалогах Сократа более 2000 лет тому назад использовался для развития в собеседнике знаний с помощью наводящих вопросов, искусно заданных философом. В основе этого метода лежит искусство диалога, диалектических споров, что позволяет активизировать мыслительную деятельность и находить истину.

По мнению Сократа, диалогическое общение, названное им майевтикой, помогает заново родиться человеку как личности в результате познания и понимания себя. Майевтика предполагает такую умелую постановку вопросов, где с помощью анализа и сравнения, восхождения от частного к общему, собеседник постигал истину. Интересны принципы ведения диалога по Сократу:

- Человек постигает только то, до чего додумался сам.
- Для творческого поиска нужен метод и вдохновение.
- Поиск истины возможен в результате свободного обмена мнениями между собеседниками.
- Необходимо использовать шутку для активизации мышления.

Очевидно, рассмотренные ранее методы «мозгового штурма» и синектики, базируются на майевтическом подходе, где ведущий следит за выполнением принципов проблемности, направленности высказываний, отсутствия критики, поощрения и активизации деятельности участников.

И наконец, существует еще группа методов, применяющихся для развития творческих способностей личности. Они направлены на преодоление внутренних запретов, и прежде всего запретов на самовыражение чувств, эмоций, ощущений, взглядов, мнений и т.п. В результате чего происходит раскрепощение и развитие индивидуальности, реализация творческих возможностей человека.

Среди таких методов - групповая динамика. Этот метод используется для тренинга общения, решения внутриличностных проблем, а также для стимулирования творческих способностей личности (применен Б. и П. Холлеранами). Среди условий полноценной жизни выделяются: безопасность, уверенность в себе, самоценность, открытость, коммуникабельность. С помощью специальной программы развития группы можно развить эти качества.

Метод трансцендентальной медитации (изобрел Ф. Трейвис) заимствован из восточных практик самосовершенствования и использует некоторые идеи и приемы, с помощью чего человек может проникать в бессознательную сферу психики, овладевать собственными психическими процессами и состояниями, не поддающимися сознательной регуляции. Метод помогает снимать стрессы и предотвращать их появление.

Метод формирования личностной целостности (автор Р. Пиви) основан на применении конкретных техник, близких к приема психотерапии и направлен на снятие внутренних барьеров на пути к творчеству. Автор метода полагал, что нормальному человеку присущи: 1) свобода морального выбора; 2) свобода вмешиваться и разрывать причинную связь событий; 3) свобода создавать новое, выходить за рамки необходимости. Применяя методику формирования целостности и веры в себя, можно достичь психического здоровья личности, связанного с развитием способности к творчеству как в жизни вообще, так и в ее отдельных областях.

Выбор конкретного метода для повышения эффективности творческого мышления обусловливается характером цели, которая должна быть достигнута в результате его применения. Условием хорошей отдачи любого метода является его применение к ограниченному кругу ситуаций, адекватных его особенностям и возможностям.

Итак, досуговая деятельность, направленная на реализацию сущностных сил человека, концентрированным выражением которых является стремление к творческому росту и созиданию, является своеобразной ареной, социокультурным полем формирования креативности личности. Современные требования к педагогике досуга включают как модернизацию технологической стороны досуговой деятельности, так и серьезные структурно-содержательные преобразования. Поэтому знание и использование методов стимулирования творческого мышления позволит актуализировать потенциальные возможности каждого субъекта педагогической деятельности в досуговой сфере.

Література

1. Малахова И.А. Развитие личности: Способность к творчеству, одаренность, талант: В 2 ч. - Ч.1. - Мн., 2002.
2. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М., 1993. - Т.1.
3. Аллахвердян А.Г. и др. Психология науки: Учебное пособие. - М., 1998.
4. Наумчик В.Н. Воспитание творческой личности: Учебно-методическое пособие. - Мн., 1998.
5. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач. - М., 1979.

Присоединяйтесь к нам в Контакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках и Google+








© 2002-2017 Все о туризме - образовательный туристический портал
На страницах сайта публикуются научные статьи, методические пособия, программы учебных дисциплин направления "Туризм".
Все материалы публикуются с научно-исследовательской и образовательной целью. Права на публикации принадлежат их авторам.
TrendStat