Мальцева Д.Ю.
Материалы Междунар. науч.-практ. конф.
"Актуальные проблемы гуманитарных наук". г. Томск, 5-6 апреля 2012 г. С.74-76.

Музей как социальная память: история развития Томского областного краеведческого музея

Актуальность изучения современного музея, как способа бытия социальной памяти, определяется в первую очередь тем, что именно музей в своих экспозициях, способен донести дух той неповторимой эпохи, которая позволяет человеку, особенно молодому, получить достоверные и полные представления о своем прошлом.

Современный быстроменяющийся мир полон открытий и катаклизмов, связанных с крушением идеалов, сменой идеологий, трансформацией мировоззрений, обострением глобальных проблем современности.

Человек, живущий в перманентном состоянии неопределенности и изменчивости, неизбежно пытается найти способ ощутить себя частью незыблемого, определить свое место в социуме, осознать свои исторические корни и прикоснуться к вечным ценностям культуры.

В музее человек не просто получает разнообразную информацию, но может удостовериться в ней с помощью музейных предметов, которые представляют собой социокультурные реалии, прошедшие ценностно-познавательный анализ, являющиеся подлинными свидетельствами, убедительным доказательствами исторического прошлого или настоящего национальной и мировой культуры. Таким образом, музейный предмет, представляя собой, часть реальности, несет информацию о развитии природы, общества, культуры. Будучи материальным объектом, он является свидетельством тех фактов, событий, и явлений, которые происходили. Обладая цветом, размером, весом, отличаясь принадлежностью к важным, знаменательным, неординарным событиям или напоминая о прошедшей эпохе и людях, музейные предметы воздействуют одновременно на эмоциональную, нравственную и интеллектуальную сферы личности. Музейные собрания и созданные на их основе музейные экспозиции представляют собой особые художественно-научные реальности, благодаря которым предстает утраченная действительность, создается возможность общения с ушедшими поколениями и вводится в научный оборот новая, достоверная информация [1].

История является стержнем музея. Это может быть история человеческого общества, история культуры, в частности литературы и искусства, история науки и техники, запечатленная в музейных предметах. Поэтому понятие исторического сознания является основополагающим для музейной деятельности. Содержание любого музея, независимо от его профиля, тесно связано с идеей времени.

Прежде всего, музей представляет собой центр научного документирования региона. Именно в музее сосредоточены материальные свидетельства (документы) развития истории, культуры или природы, которые, став музейными предметами, несут в себе подлинную аутентичную информацию, имеющую большое научное и культурное значение [2].

Приступая к историческому очерку Томского Краевого Музея, возникшего всего лишь в 1922 году, невольно задаешься вопросом о прошлом г. Томска в отношении его музейной жизни.

Томский областной краеведческий музей

Наиболее культурный город в Сибири - Томск - эти «Сибирские Афины» до сих пор не имел своего Музея, как общественно-научного учреждения.

А все потому, когда в Сибири возник первый отдел Географического Общества в Иркутске, Томск был захолустным трактовым сибирским городком - городом ямщика и купца, не имея достаточного кадра местной интеллигенции, поэтому, не мог возникнуть Отдел Географического общества, а вместе с ним и Музей.

Со временем же пробуждения русской общественности,- 60-ые годы, когда в Томске уже создается ядро местной передовой интеллигенции, все силы и внимание местной общественности направляются на создание Сибирского Университета именно в Томске. Со времени основания Университета при нем быстро возникают один за другим ряд Музеев - ботанический, зоологический, минералогический, археологический и др., при чем, располагая научными силами, сразу же получают характер Музеев областного значения.

Несмотря на наличие Музеев при Университете, которые к тому же со временем замкнулись в академическом кругу, в Томске имеется ряд начинаний по созданию местного музея, как создания общественной инициативы. Так в 1893 г. Был создан при Обществе попечения о народном образовании «Музей прикладных знаний».

В 1913 г. В нем были следующие отделы: минералогии и геологии, ботаники, зоологии, палеонтологии, этнографии, сельскохозяйственный отдел, горнопромышленный и промышленный, насчитавшие всего к назначенному моменту 5694 предмета и библиотеку. Музей имел собственное помещение - пристройку к главному зданию бесплатной библиотеке. Музей был открыт для посетителей, которых в среднем в год приходило до 3000 человек. К большому сожалению Томска, музей совершенно погиб.

В 1919 году музей был передан в ведение института исследования Сибири в Томске и можно было надеется на дальнейшее развитие музея.

Но в 1920 году за короткий промежуток времени, когда Томск стал уездным городом, а Ново-Николаевск губернским, который вывез к себе все экспонаты и оборудование Томского музея. И в Томске не нашлось в то время ни органа местной власти, ни голоса общественности, которые бы стали на защиту местного Музея.

Попытка создания в Томске Музея возникает в 1911 году, когда по представлению группы местных общественных деятелей Томская Городская Дума вынесла постановление об учреждении в Томске «Сибирского Областного научно-художественного Музея», дав на первое время на его постройку 50.000 рублей.

Созданный комитет по учреждению Музея разработал подробный план организации будущего Музея, наметил место его постройки, а так же приступил к сбору экспонатов Музея. Музей было решено построить на месте Воскресенской пожарной каланчи, где был основан «Томской город» в 1604 г.

Широким планам так хорошо начатым, однако же, не суждено было осуществиться. Развывшаяся мировая война погубила это большое культурное начинание в самом его основании; за время войны дело это совершенно заглохло и лишь во время революции воскресило вновь идею создания Музея в Томске [3].

Начальный момент в истории возникновения Томского Краевого Музея, документально зафиксированный, относится к 14 февраля 1920 г. После осмотра Архиерейского дома (бывшая усадьба золопромышленника И.Д. Асташева) комиссия приняла решение об открытии в ней “Музея старины и революции”.

Пути создания музейных фондов были разнообразны. Интеллигентные, высокообразованные художники, архитекторы, преподаватели университета по крупицам собирали разбросанные войной и революцией предметы, имевшие художественную и историческую ценность. Первая экспозиция музея открылась 18 марта 1922 г. Лишь в октябре 1922 г. музей получил соответствующее направлению его работы наименование «Томский краевой музей». (Последующие наименования музея: 1940-1946 гг. Томский городской краеведческий; с 1946 г. Томский областной краеведческий музей.) С 1984 г., музей как головная организация, вошел в состав музейного объединения «Томский государственный объединенный историко-архитектурный музей».

Томский областной краеведческий музей

На 1999 г. в состав объединения входят: Томский областной краеведческий музей, Колпашевский краеведческий музей, Асиновский краеведческий музей, Нарымский музей политических ссыльных, Подгорнеский краеведческий музей. С 1999 г. по решению областной администрации данное музейное объединение получило наименование по названию головного музея.

Музей экспонирует собственные и привозные выставки, проводит интерактивные программы для разных возрастных аудиторий на материалах выставок и коллекций. Музей является методическим центром музейной работы для всех музеев области [4].

Экспозиции музея: виртуальная выставка «Томичи в боях за родину. Реликвии Великой Победы», «Эпоха камня на территории Томско-Нарымского Приобья», «Томский город», «жили да были»…(из жизни сибирской деревни), «Животный мир Томской области», «Унесенные временем или странные предметы» и другие.

Сегодня нельзя игнорировать то обстоятельство, что развитие информационных технологий и возникновение виртуальных музеев стимулирует переосмысление самого феномена музея. В современных условиях можно посетить многие музеи мира в виртуальном режиме без переездов и очередей. Более того, трехмерное изображение и интерактивные интерфейсы открывают широкие просторы для экспериментальных музеев. Новые технологии обладают огромным потенциалом для содействия межкультурному диалогу, однако виртуальный мир не заменяет, а лишь дополняет реальный. Специфика музея, прежде всего как института хранения трансляции памяти через предметные формы культуры не должна быть утрачена [1].

История музея очень важна, но музей должен меняться по мере изменения самого мира и общества.

Музей - это живая социальная память, которая позволяет передать содержание исторических событий без искажений в последующих поколениях.

Список литературы

1. Е.Н. Мастеница. Музеология. Культурология. [Интернет ресурс]: http://www.bvahan.com/museologypro/muzeevedenie.asp?li2=1&c_text=18
2. Комлев Ю.Э. Музей как социально-культурный центр региона. [Интернет ресурс]: http://www.analiculturolog.ru/journal/new-number/item/701-the-museum-as-a-cultural-center-social.html
3. Труды томского краеведческого музея. 1927. Том 1. Под редакцией М.А. Слободского и М.Б. Шатилова.
4. Томский областной краеведческий музей [Интернет ресурс]: http://tomskmuseum.ru/ru/mus_hist/