Туристическая библиотека
  Главная Книги Статьи Методички Диссертации Отчеты ВТО Законы Каталог Поиск отелей Реклама Контакты
Теория туризма
Философия туризма
Право и формальности в туризме
Рекреация и курортология
Виды туризма
Агро- и экотуризм
Экскурсионное дело
Экономика туризма
Менеджмент в туризме
Управление качеством в туризме
Маркетинг в туризме
Инновации в туризме
Транспортное обеспечение в туризме
Государственное регулирование в туризме
Туристские кластеры
ИТ в туризме
Туризм в Украине
Карпаты, Западная Украина
Туризм в Крыму
Туризм в России
101 Отель - бронирование гостиниц
Туризм в Беларуси
Международный туризм
Туризм в Европе
Туризм в Азии
Туризм в Африке
Туризм в Америке
Туризм в Австралии
Краеведение, странове-
дение и география туризма
Музееведение
Замки, крепости, дворцы
История туризма
Курортная недвижимость
Гостиничный сервис
Ресторанный бизнес
Анимация и организация досуга
Автостоп
Советы туристам
Туристское образование
Менеджмент
Маркетинг
Экономика
Другие

Рындина Е.В.
Материалы Международной научно-практической конференции
"Актуальные проблемы гуманитарных наук". - г. Томск, 5-6 апреля 2012 г. - С.93-95.

Знак как способ расширения туристского пространства

Знак как способ расширения туристского пространства I. Постановка проблемы. Актуальность темы данной статьи определяется как минимум двумя факторами. Во-первых, с середины ХХ века туризм стал массовым явлением, что не в последнюю очередь связано с распространением пассажирских авиаперевозок. Во-вторых, из самого определения туриста, как активного участника путешествий и, соответственно, потребителя новых впечатлений, возникает проблема адекватного понимания содержания и ценности объектов туристской дестинации. Турист, по определению М.Б. Биржакова [1] это путешественник, который не имеет половых, религиозных, национальных лингвистических отличий. Турист не обязан знать язык страны, которую он посещает. Отсюда возникает проблема передачи туристу жизненно важной, наиболее часто востребованной информации. Эту проблему наиболее полно способен решить знак.

II. Семиотика как наука о знаках и их значении. Семиотика (от греческого semeion – «знак, признак) изучает знаки и знаковые системы как средства хранения, передачи и переработки информации в человеческом обществе, в природе и в самом человеке [11]. Термин семиотика помимо значения «наука о знаках и знаковых системах» метонимически употребляется также в значении «знаковая система» (например семиотика туризма, семиотика бессознательного, ритуальная семиотика, семиотика народной культуры и т.д.). Все процессы, связанные с передачей хранением и переработкой информации в природе и в обществе, протекают и использованием знаковых систем или внесистемных (изолированных) знаков, т.е. являются семиотическими. В информационных процессах знаки выступают в качестве элементарных носителей информации, а знаковые системы - в качестве элементарных баз данных (о том или ином фрагменте мира), при этом отдельная семиотика (отдельная база данных) представляет собой некоторую модель (образ, аналог) соответствующего фрагмента мира, в которой отображены те или иные черты и возможные состояния этого фрагмента. Конкретная семиотика функционирует как моделирующая система, с помощью которой субъект коммуникации моделирует в своем сознании соответствующий фрагмент мира и порождает актуальную информацию об этой действительности. Информация всегда имеет знаковую природу и передается с помощью знаков [4].

Семиотика возникла в начале XX в. и представляет собой особого рода надстройку над целым рядом наук, использующих понятие знака. Интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию (в т. ч. при помощи естественного языка), общение животных, информационные и социальные процессы, развитие культуры, все виды искусства (включая художественную литературу) и многое другое. Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч. Пирс (1839–1914), который и предложил это название, дал определение знака, первоначальную классификацию знаков (индексы, иконы, символы), установил задачи и рамки новой науки [7]. Идеи Пирса развил другой американский философ – Ч. Моррис, который определил и структуру самой семиотики. Вслед за Ф. де Соссюром, знаком называют двустороннюю сущность, материальный носитель которой называется означающим, а то, что он представляет, – означаемым. Синонимами «означающего» являются термины «форма» и «план выражения», а синонимами «означаемого» – термины «содержание», «план содержания», «значение» и иногда «смысл». К знакам относятся слова, дорожные знаки, деньги, награды, знаки различия, сигналы, жесты и многое другое [9].

Семиотика развивалась в разных направлениях. В Америке объектом изучения стали различные невербальные символьные системы, например жесты или языки животных. В Европе семиотику развивали, прежде всего, лингвисты Л. Ельмслев, С. О. Карцевский, Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон и др., – и литературоведы В. Я. Пропп, Ю. Н. Тынянов, Б. М. Эйхенбаум. Лингвистические методы переносились и на другие области. Позднее структурные методы для анализа социальных и культурных явлений использовали французские и итальянские структуралисты Р. Барт, А. Греймас, К. Леви-Стросс, У. Эко. В России существовали два основных семиотических центра: в Москве (Вяч. Вс. Иванов, В. Н. Топоров, Б. А. Успенский) и Тарту (Ю. М. Лотман, Б. М. Гаспа-ров), которые называют единой Московско-Тартуской или Тартуско-Московской школой семиотики. Ключевым для современной российской семиотики является рассмотрение культуры как знаковой системы, выступающей в роли посредника между человеком и окружающим миром (Т. М. Николаева, Ю. С. Степанов, Н. И. Толстой) [10]. Отношение семиотики к наукам, как пишет Ч. Моррис, [5] двоякое: с одной стороны, семиотика - это наука в ряду других наук, с другой - это инструмент науки.

Как метод семиотика используется практически во всех исследованиях человеческой деятельности, существуют исследования семиотики городской дороги, семиотики гадания, семиотики театрального пространства, семиотики жестов, семиотики туризма, семиотики масок, семиотики часов и зеркал и пр. Рассматриваемая как наука, она сопоставима практически со всеми современными гуманитарными науками. Именно по этой причине так широко представлены исследования на тему семиотики и психоанализа семиотики и народной культуры. Поскольку человеческая культура основана на знаковых системах, изучение таких систем является важной задачей различных гуманитарных наук (психология, логика, эстетика, антропология), однако существует определенный недостаток теоретической базы, которая позволила бы обобщить результаты, полученные в этих дисциплинах. Эту проблему Моррис [5] пытается решить с помощью семиотики как науки о знаках. Моррис пишет, что личность, которая в состоянии увидеть знаковые феномены с точки зрения семиотики, более восприимчива к тонким различиям использования и способов обозначения, к знаковым ресурсам культуры.

С самого рождения и до момента смерти, каждый день человек находится под непрерывным давлением знаков, без которых его жизнь не мыслима. Как говорит Моррис [6], знаки действуют в социальном поле любой системы, оставаясь при этом в пределах своих возможностей. На образных системах этот тезис можно проиллюстрировать весьма наглядно: как только образ (икониче-ский знак) становится конвенционально обусловленным, он и внутри системы получает конвенционально обусловленные привязки. На каждом витке развития образных систем, в каждой культурной традиции эти конвенциональные связи получают специфическое оформление. Сегодня в абстрактной живописи художник расчленяет натуру, но картина воспринимается как некое единство, отражающее реальность своими собственными средствами, то же происходит при работе любой знаковой системы. Попадая в систему, знаки приобретают дополнительные качества, которые определяются их местом в системе и зависят от того, какой вес в ней они имеют. Поэтому вне системы (в этом вопросе взгляды Соссюра и Морриса практически полностью совпадают) мы можем говорить лишь о знаке как таковом по его связям с означаемым или по его воздействию на человека, но не по его связям с другими знаками или об уровнях его интерпретации в связи с динамикой состояния семиотической системы [9].

III. Семиотика туристских объектов. Путешествие – одно из древнейших явлений культуры. Пространство, простор изначально манит к его постижению. Преодолеть пространство – значит приблизиться к его пониманию. Не только к пониманию конкретных ландшафтов и народностей, но и пространства как духовной категории. Личность становится «пространственней», расширяя границы сознания. Открываются новые горизонты, преодолеваются границы, в том числе внутриличностные. При взаимодействии с географическим пространством «обнажается важный принцип культурного мышления человека: реальное пространство становится иконическим образом семиосферы – языком, на котором выражаются разнообразные внепространственные значения, а семиосфера, в свою очередь, преобразует реальный пространственный мир, окружающий человека, по своему образу и подобию» [3]. В путешествии ярче, чем при других видах этого взаимодействия, происходит символизация пространства культурой. В символе зашифровано то, что сложно выразить словами. Как писал П.А.Флоренский, символ – это «такая реальность, которая больше себя самой» [16].

Знаковость характерна для пространства культуры, для сакрального пространства, но эти пространства требуют не бесстрастного наблюдения, а вживания – исследования его герменевтическими методами. Мирское, обыденное пространство доступно стороннему наблюдению и описанию, но чрезвычайно скудно по своей семантике. Эти пространства существуют одновременно в одном и том же культурном ландшафте, и путешественник, перемещаясь по лицу планеты, выбирает сам, в каком из них он совершает свой путь, насколько богаты и полисемантичны будут его наблюдения [13].

Современное энциклопедическое понятие «туризм» – от франц. tourizm, tour прогулка, поездка. Дать краткое и при этом полное определение понятию «туризм», из-за многообразия выполняемых им функций и большого числа форм проявления, довольно сложно. В материалах Всемирной конференции по туризму, проведенной ВТО в 1981 году в Мадриде, дано следующее определение: туризм — один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта. В 1993 году Статистическая комиссия ООН приняла более широкое определение: туризм – это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями [12]. В международном туризмоведении туризм называют «социальным феноменом». Социальный (от лат. socialis - общественный) - относящийся к жизни общества. Феномен (нем. phanomen - являющийся) - трактуется в двух значениях:

1) философское понятие, синоним явления, данного, нам в опыте чувственного познания;
2) необычное, редкое явление; исключительный факт, человек.

Любая деятельность, которую предпринимает, организует и совершенствует человек, имеет определенную социальную функцию. При этом функции могут иметь как позитивный, так и негативный характер. Туристские путешествия, по мнению специалистов, имеют такие позитивные социальные функции, как познавательная, социально- коммуникативная, спортивная, эстетическая, эмоционально-психологическая, оздоровительная, творческая, паломническая. И чем больше впечатлений, отраженных в знаковой форме получит турист, тем более привлекательной станет для него путешествие как форма самосовершенствования, как способ постижения знакового мира другой культуры. Заключение

Подводя итоги, изложенному, отметим, что в современном туризмоведении все большее значение отводится знакам. Именно поэтому анализ семиотического значения знаков и их значений в современном туризме нуждается в серьезном социально-философском анализе.

Список литературы

1. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – М.: Издательский дом Герда, 2008 г.
2. Иванов Вяч. Вс. Очерки по предыстории и истории семиотики. – В кн.: Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры, т. 1.- М.: -1998 г.
3. Лотман Ю.М. Семиосфера.- С.-Петербург: «Искусство – СПБ», - 2001г.
4. Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: Курс лекций: Учебное пособие для студентов филол., линг., и переводовед. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», - 2004 г.
5. Моррис Ч.У. Значение и означивание. Семиотика. М.: -1983 г.
6. Моррис Ч.У. Основания теории знаков. Семиотика. М.: -1983 г.
7. Пирс Ч.С. Логика как семиотика: теория знаков. // Метафизические исследования. Вып. 11. Язык. СПб, -1999 г.
8. Почепцов Г.Г. История русской семиотики. М.: - 1998 г.
9. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики // де Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М.: - 1977 г.
10. Степанов Ю. С. В мире семиотики // Семиотика. М.: - 1983 г.
11. Топоров В.Н. и др. –Материалы по итогам симпозиума. М.: - 1991 г.
12. Мирошниченко В. Н., Остапенко Л. В., Шахова Э. В. Философский словарь. М.: - 2004 г.
13. Флоренский П. А. Время и пространство // Социологические исследования, No1 -1988 г.
14. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. - СПб.: - 1998 г.

Присоединяйтесь к нам в Контакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках и Google+








© 2002-2017 Все о туризме - образовательный туристический портал
На страницах сайта публикуются научные статьи, методические пособия, программы учебных дисциплин направления "Туризм".
Все материалы публикуются с научно-исследовательской и образовательной целью. Права на публикации принадлежат их авторам.
TrendStat