Туристическая библиотека
  Главная Книги Статьи Методички Диссертации Отчеты ВТО Законы Каталог Поиск отелей Реклама Контакты
Теория туризма
Философия туризма
Право и формальности в туризме
Рекреация и курортология
Виды туризма
Агро- и экотуризм
Экскурсионное дело
Экономика туризма
Менеджмент в туризме
Управление качеством в туризме
Маркетинг в туризме
Инновации в туризме
Транспортное обеспечение в туризме
Государственное регулирование в туризме
Туристские кластеры
ИТ в туризме
Туризм в Украине
Карпаты, Западная Украина
Туризм в Крыму
Туризм в России
101 Отель - бронирование гостиниц
Туризм в Беларуси
Международный туризм
Туризм в Европе
Туризм в Азии
Туризм в Африке
Туризм в Америке
Туризм в Австралии
Краеведение, странове-
дение и география туризма
Музееведение
Замки, крепости, дворцы
История туризма
Курортная недвижимость
Гостиничный сервис
Ресторанный бизнес
Анимация и организация досуга
Автостоп
Советы туристам
Туристское образование
Другие

Селиверстова К.Н.
Культура народов Причерноморья. - 2012. - №229. - С.118-120.

Украинское музееведение в процессе евроинтеграции

Украинское музееведение в процессе евроинтеграции Сегодня Европа взяла курс на популяризацию музеев среди молодежи. Практически все галереи пестрят многообразием выставок, перформансов и мастер-классов от мэтров современного искусства и пр. Усовершенствование современных технологий развивает музееведение. Появление различных музеев, в том числе и виртуальных, делает доступным для всех просмотр произведений искусства, к тому же, этот ход является хорошим способом привлечения посетителей со всего мира.

Курс на евроинтеграцию Украина взяла еще в конце 2004 года. Нынешний президент Виктор Янукович отметил, что «процесс европейской интеграции мы, прежде всего, для себя рассматриваем как механизм, который создаст условия приближения Украины к европейским стандартам...»[1]. Только вот выполняются ли условия для сближения на практике? Целью данной статьи является анализ проблем, трудностей и перспектив развития украинского музееведения, а также показать насколько оно приближено к стандартам Европы и международные проекты.

События, происходившие на рубеже ХХ и ХХI веков, как в СНГ, так и Европе повлекли за собой изменения не только в политике, экономике и промышленности, но и оставили неизгладимый след в культуре. Новые умонастроения незамедлительно стали находить отклик в различных сферах: наука, искусство, общество и пр. Музеи не стали исключением.

Проблема функционирования музеев в Украине стала предметом исследования специалистов разных отраслей науки – историков, педагогов, культурологов и экономистов. Исследовательница И. Пантелейчук рассматривает трансформационные процессы, характерные для отечественных музеев, показывает влияние идеологических, политических и экономических факторов на развитие музейных учреждений в определенных социокультурных условиях. Особое внимание исследовательница уделила возможностям использования новейших информационных технологий в деятельности музея, были проанализированы формы и методы финансового обеспечения [2]. Экономисты О.Кифяк и М. Руденко обосновывают необходимость использования на современном этапе маркетинговых инструментов в музейном деле.

Авторы выяснили основные причины низкой популярности музеев, проанализировали основные направления стратегии музейного маркетинга [3].

В виду того, что сегодня Украина усиленно пытается вступить в Европейский Союз, то предпринимаются попытки «подогнать» все сферы нашей жизни под их стандарты, привить систему европейских ценностей. Однако проблема заключается в том, что ни украинская экономика, ни культура не готовы на такие шаги.

Если проследить финансирование культуры в Европе и Украине, видна существенная разница в подходе. Как показывают результаты опроса директоров отечественных исторических музеев, 85% своего бюджета они выделяют на зарплату сотрудников, 15% – на уплату коммунальных услуг, тогда как в европейских странах на оплату труда выделяют лишь 5-10% от общего бюджета. Дополнительное финансирование, которое можно было получить от посетителей, поступает в небольших объемах. А причиной этого является низкий уровень посещаемости музеев. В европейских государствах финансирование культуры осуществляется путем перечисления региональным и местным бюджетам общих и целевых трансфертов из казны. Общий трансферт отличается от целевого тем, что не связывает реципиента условиями расходования, фактически просто увеличивая его бюджетные доходы. В Норвегии с 1986 года муниципалитеты получают от правительства блоковый грант на финансирование сфер здравоохранения, образования и культуры. Во Франции ежегодно заключаются трехсторонние контракты для совместного финансирования культуры. Один из наиболее распространенных и самых демократичных и эффективных методов государственного финансирования культуры является распределение субсидий через негосударственные организации (благотворительные фонды, общественные институты культуры, ассоциации творческих работников). Этот метод также пользуется популярностью в Германии и Великобритании.

Финансирование культуры происходит на основе партнерского участия государства и корпоративных спонсоров становится в Европе все более заметными, что способствует значительному притоку средств из частного сектора. В Великобритании, согласно введенному в 1984 году плану стимулирования корпоративного спонсорства, совместные проекты финансируются из центрального бюджета и спонсорских средств в соотношении 1:1 для первого проекта (спонсорский взнос не должен быть менее 1 тыс. фунтов стерлингов) и 1:3 для последующих проектов при минимальном взносе в 3 тыс. фунтов стерлингов. При этом государственная дотация составляет не более 25 тыс. фунтов стерлингов на один проект. Аналогичная система встречного финансирования, введенная в 1987 году во Франции, предусматривает большую долю государственного участия. Соотношение бюджетного взноса и средств спонсора составляет 5:1. Лишь часть средств, направляемых на поддержку культуры и искусства, распределяется в европейских странах через бюджеты министерств культуры (кроме Германии). Во многих странах получило распространение государственное финансирование из внебюджетных фондов, формирование которых вызвано «особыми потребностями» отраслей культуры и «национальными интересами». Традиционным источником средств для таких фондов в Финляндии, Норвегии и Ирландии стали поступления от национальных лотерей, лото, спортивных тотализаторов. Выплаты из этих фондов идут на поддержку не только культуры, но и спорта [4].

Обидно, что наше государство не предпринимает таких же способов для популяризации этих государственных/коммерческих учреждений, которые при правильной организации могут приносить деньги в государственный бюджет.

Одним из показателей успешной музейной политики является уже упомянутая посещаемость. Ежегодно в музеи Украины приходят около 18 млн человек, в то время как в Великобритании 40,3 млн человек, в Канаде 59 млн, в Польще – 20,6 млн [5]. Причинами такого низкого показателя является целый ряд проблем. Во-первых, это скудность экспозиций. Около 90% экспонатов вообще хранятся в фондах, а доступ для обычных посетителей, к сожалению, закрыт. Во-вторых, более половины всех музеев находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта, на это государство крайне мало выделяет средств. Но все же основной причиной низкого уровня посещаемости является сам подход к организации и деятельности. В подсознании у нас засел стереотип о том, что «музей – место, где ничего нельзя трогать руками». Школьники и студенты неохотно посещают различные выставки, не говоря уже о семьях. По опыту музеев Европы отечественные должны привлекать посетителей всех возрастных групп, создавать детские комнаты, где дети могли бы, к примеру, собственноручно слепить горшок или нарисовать картину. Небольшие кинозалы внутри музеев дают возможность узнать больше о нем самом или же о каком-либо периоде истории и пр. Также кинозалы являются отличным местом для проведения кинолекториев. Еще один из способов «завлечь» посетителей – тематические магазины и кафе. После увлекательной экскурсии некоторые с удовольствием могут попить кофе или приобрести сувениры

Если говорить о финансировании музейного дела некоммерческими организациями, то среди наиболее деятельных можно выделить фонд Рината Ахметова «Развитие Украины» и его грант в поддержку музеев Украины – «Динамичный музей». Данный проект нацелен на обновление, повышение, активизацию роли музеев в обществе путем разработки и внедрения новых форм и методов работы с посетителями, модернизации материально-технической базы музеев, повышения квалификации музейного персонала и пр. [6]. Общая сумма гранта составляет 10 млн. гривен. Одним из призеров стал Музей национальной архитектуры и быта Пирогово.

Также можно отметить фонд Николая Томенко "Рідна країна". В 2007 году Фондом была проведена акция «7 историко-архитектурных чудес Украины », у 2007-2008 гг. состоялся второй этап этой акции «7 природних чудес Украины», в конце 2008 года она стала одним из заметных просветительских событий года [7]. Также основатель фонда инициировал создание портала "Рідна країна", в котором содержится кратко справочная информация более чем о 700 музеях Украины [8]. Кроме того, Томенко сообщил, что его фонд планирует упорядочить и выдать справочник «Все обо всех музеях Украины».

Тем не менее, при всем затруднительном положении отечественного музееведения хочется отметить, что ежегодно проводятся международные выставки и конференции, посвященные проблемам современного музееведения, заключаются договоры о партнерстве и сотрудничестве. Например, 23 января 2012 между Ивано-Франковским краеведческим музеем (Украина) и Областным музеем Сату-Маре (Румыния) было подписано на 5 лет соглашение о сотрудничестве. Данным документом оговорено проведение совместных проектов по исследованию природы, археологии и этнографии [9]. Также музеи Николаева принимают участие в проекте «Новое дыхание культуры» инициированное Европейским Союзом для оживления жизни украинских музеев посредством сотрудничества с общественными культурными организациями, внедрением инноваций и новых подходов в работе. Одна из задач проекта – поддержка и распространение лучших инновационных культурных и творческих практик на основе традиционного культурного наследия [10]. Также некоторые музеи предоставляют гранты для украинских ученых.

Среди музеев и галерей есть и те, которые получили мировое признание и пользуются не меньшей популярностью, чем крупнейшие учреждения Европы. PinchukArtCentre имеет статус международного центра современного искусства. С целью поддержания молодых талантливых художников ежегодно проводится конкурс, по результатам которого призеры получают денежное вознаграждение, а также имеют возможность пройти стажировку в лучших мастерских мира[11]. Благодаря удачному географическому положению музеи и заповедники Крыма тоже обрели популярность среди туристов. Например, Ливадийский дворец красив не только своей архитектурой, но и сыграл не последнюю роль в мировой истории. Комплекс пещерных городов, крепостей является местом паломничества любителей археологии, этнографии и т. д.

Таким образом, можно сказать, что музеи Украины хоть и встали на путь евроинтеграции, но на сегодняшний день не могут похвастаться таким же уровнем организации и посещаемости по ряду причин. Государство имеет богатое историко-культурное наследие, однако большинство не использует свой потенциал в полной мере по причине консервативности взглядов сотрудников, безынициативности, отсутствия заинтересованности и стимулов.

Для успешного функционирования музейных учреждений необходимо не только увеличение финансирования, как со стороны государства, так и некоммерческих организаций, но и изменить сам подход в организации выставок, конференций, фестивалей и т. д. Следует превратить музей не только в образовательный, но и в центр досуга доступный для всех слоев населения.

Источники и литература

1. Янукович: Евроинтеграция Украины - это механизм повышения качества жизни людей до евростандартов: [Электронный ресурс] // Фiнанси: про грошi: К., сор. 2000-2012. – Режим доступа: http://news.finance.ua/ru/~/1/0/all/2012/03/19/273146.
2. Пантелейчук І.В. Трансформація музею як соціокультурного інституту (ХХ - початок ХХІ століття): автореф. дис. … канд. iст. наук: спец. 17.00.01 «Теорія та історія культури» / І. В. Пантелейчук. – К., 2006. – 20 с.
3. Кифяк О.В. Маркетинг у музейній справі: теоретико-прикладні аспекти: [Електронний ресурс] / О.В. Кифяк, М.М. Руденко // Економічні науки. – 2010. – Вип. 2. – Режим доступу: http://tourlib.net/statti_ukr/kyfjak_o4.htm.
4. Финансирование культуры в европейских странах: обзор подходов и методов: [Электронный ресурс] / И. Абанкина, Т. Абанкина, Н. Осовецкая // Отечественные записки. – 2005. – № 4. – Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/2005/4/finansirovanie-kultury-v-evropeyskih-stranah-obzor-podhodov-i-metodov.
5. Кузьмук О. Роль музеїв у соціокультурному та економічному житті країни: зарубіжний досвід: аналітична записка: [Електронний ресурс] / О. Кузмук; Ін-т стратегічних досліджень. Відділ соціокультурних та етнонаціональних досліджень. – Режим доступу: http://old.niss.gov.ua/Monitor/January2010/04.html.
6. Фонд Рината Ахметова «Развитие Украины»: [Электронный ресурс]: сор. 2008-2012. – Режим доступа: http://www.fdu.org.ua/ru.
7. Фонд Миколи Томенка "Рідна країна": [Електронний ресурс]. – К., 2012. – Режим доступу: http://www.tomenko.kiev.ua/info/30.htm.
8. Світоглядний портал «Рідна країна»: [Електронний ресурс]. – К., 2010-2012. – Режим доступу: http://ridna.ua/museums/.
9. Подписано соглашение о сотрудничестве между областным музеем Прикарпатья и Румынии: [Электронный ресурс] // RegioNews. – Режим доступа: http://regionews.com.ua/ru/node/29435.
10. Европейский Союз готов «вдохнуть» новую жизнь в николаевские музеи: [Электронный ресурс] // НикВести. – Режим доступа: http://news.nikcity.com/fashion/33668.
11. Премія PinchukArtCentre: [Електронний ресурс] // PinchukArtCentre. – Режим доступу: http://prize.pinchukartcentre.org/ua/about.

Присоединяйтесь к нам в Контакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках и Google+







© 2002-2017 Все о туризме - образовательный туристический портал
На страницах сайта публикуются научные статьи, методические пособия, программы учебных дисциплин направления "Туризм".
Все материалы публикуются с научно-исследовательской и образовательной целью. Права на публикации принадлежат их авторам.