Туристическая библиотека
  Главная Книги Статьи Методички Диссертации Отчеты ВТО Законы Каталог Поиск отелей Реклама Контакты
Теория туризма
Философия туризма
Право и формальности в туризме
Рекреация и курортология
Виды туризма
Агро- и экотуризм
Экскурсионное дело
Экономика туризма
Менеджмент в туризме
Управление качеством в туризме
Маркетинг в туризме
Инновации в туризме
Транспортное обеспечение в туризме
Государственное регулирование в туризме
Туристские кластеры
ИТ в туризме
Туризм в Украине
Карпаты, Западная Украина
Туризм в Крыму
Туризм в России
101 Отель - бронирование гостиниц
Туризм в Беларуси
Международный туризм
Туризм в Европе
Туризм в Азии
Туризм в Африке
Туризм в Америке
Туризм в Австралии
Краеведение, странове-
дение и география туризма
Музееведение
Замки, крепости, дворцы
История туризма
Курортная недвижимость
Гостиничный сервис
Ресторанный бизнес
Анимация и организация досуга
Автостоп
Советы туристам
Туристское образование
Менеджмент
Маркетинг
Экономика
Другие

Шитовалов В.В.
Культура народов Причерноморья. - 2012. - №237. - С.165-168.

«Крымский мир: Созвездие-2011»: анализ итогов проекта

Крымский мир: Созвездие При анализе современных проблем в области культуры и искусства актуальным является исследование фестивалей как социокультурных феноменов. В настоящее время в Крыму фестивальное движение развивается и расширяется. Фестиваль становится частью жизни не только столицы автономии, но также малых городов, поселков. Как одна из форм культурной деятельности, фестивали выявляют таланты и дают возможность творческого роста в условиях наиболее благоприятного профессионального общения, формируют культурный образ региона, объединяют различные социальные группы для участия в культурной жизни местного сообщества. Проведение международного фестиваля искусств способствует не только творческому обмену между участниками, организаторами, но и позволяет осуществлять диалог и интеграцию различных культур в едином процессе. В свою очередь, при изучении процессов в области культуры и искусства Крыма недостаточно представлены исследования фестивального движения, его роли в социокультурных процессах в регионе. В целом, проблемам в области культуры и искусства Крыма посвящены работы таких ученых как Д.С. Берестовская, Л.К. Белый, Ю.А. Катунин, Ф.В. Лазарев, А.Д. Шоркин и др.

Международный фестиваль детского и юношеского творчества «Крымский мир: созвездие» проводится Республиканским высшим учебным заведением «Крымский университет культуры, искусств и туризма» при содействии Совета министров Автономной Республики Крым и Министерства культуры АР Крым с целью выявления наиболее талантливых и ярких исполнителей и участников из разных городов Крыма, Украины и зарубежья; поддержки детского и юношеского творчества, эстетического и нравственного воспитания детей и юношества; воспитание у подрастающего поколения патриотизма и любви к родной земле. Конкурс является частью большого культурологического проекта «Крымский мир», который реализуется в регионе в рамках концепции развития культуры Автономной Республики [4].

Целью данной статьи является рассмотрение вклада в культуру крымской автономии международного фестиваля искусств «Крымский мир: созвездие-2011», его роли в развитии творческих способностей подрастающего поколения региона.

Для достижения поставленной цели будут выдвинуты следующие задачи:

- исследование роли подобных фестивалей в социализации и формировании мировоззрения подрастающего поколения;
- анализ вклада в культуру и искусство Крыма данного проекта, характеристика музыкального, хореографического и театрального направлений в работе фестиваля.

Как известно, в прикладной культурологии и искусствоведении широко используется арсенал эмпирико-прикладных методов исследования. В частности, актуальными являются междисциплинарные исследования при анализе социокультурных процессов, в том числе и социологические методы. Так, например, в настоящее время особо востребованы исследования в рамках социологии среднего уровня (или отраслевых социологий) - социологии культуры и искусства, социологии музыки, театра и т.д. [1].

В данной статье будут представлены результаты социологического исследования (метод - опрос) [3], проведенного по результатам работы фестиваля «Крымский мир: созвездие-2011».

Несмотря на очевидную значимость фестивалей искусств, это социокультурное явление по-прежнему остается малоизученным. Анализ особенностей функционирования и определение типологии современных фестивалей, выявление принципов взаимодействия различных видов искусства в едином художественном пространстве позволяет систематизировать и расширить имеющиеся знания об этом процессе в современном искусствоведении. Фестивали современного искусства как многосоставная структура, особенно те, в которых осуществляется взаимопроникновение и синтез различных видов творчества, требует глубокого исследования. Изучение фестиваля искусств как феномена, уникального художественного явления может способствовать расширению теоретической и эмпирической базы и дальнейшему распространению этого типа современной культуры. Исследование фестиваля искусств как важной составляющей культурной жизни общества позволит выявить существенные закономерности развития современной культуры.

В фестивале «Крымский мир: созвездие» принимали участие детские и юношеские творческие коллективы, а также отдельные исполнители в возрасте от 6 до 25 лет. Конкурс проводился в два тура (I тур - отборочный, II тур - заключительный). Каждый участник (солист или коллектив) представлял два конкурсных номера. В целом, в основе фестиваля «Крымский мир: созвездие» лежит синтез искусств. Конкурс проводился в следующих номинациях:
- вокальное исполнительство;
- инструментальное исполнительство;
- хореография;
- художественное слово.

Востребованность в проведении фестиваля искусств в Симферополе как культурной столице Крыма весьма ощутима. На конкурс было подано около 400 заявок, что характеризует огромный интерес к подобного рода мероприятиям, презентации творческих способностей молодых талантов. В конкурсе приняли участие более 1000 человек из детских и юношеских коллективов и отдельных исполнителей в возрасте от 6 до 25 лет из Украины, России, Турции, Болгарии, Греции, США. Крым на конкурсе представляли участники из всех регионов и городов полуострова. Конкурс оценивали 28 профессиональных членов жюри, в составе которого - деятели культуры и искусств, ведущие педагоги: вокалисты, инструменталисты, хореографы, режиссеры.

Для участия в номинации «Вокальное исполнительство» приглашались солисты, вокальные ансамбли, хоровые коллективы, работающие в различных направлениях и жанрах современной вокальной музыки. Анализируя состав участников, необходимо отметить, что большее их число - 40,4% было представлено в старшей (15-20; 21-25 лет) и в средней (10-14 лет) возрастной категории. В младшей возрастной категории приняло 24,6% участников.

Около 44% участников представляли музыкальные школы Крыма, 36,8% - дома культуры, детского творчества и другие организации. 63,2% участников о конкурсе узнали от руководителя художественного коллектива, что говорит о том, что эти лица являются важными агентами социализации молодого поколения и играют главную роль в воспитании и в раскрытии творческих способностей одаренных детей.

Главными мотивами для участия в конкурсе стало «получение опыта» - 52,6%, «стремление к победе» -19,3%, а также «самоутверждение» - 14,0%.

Для участия в отборочном туре конкурсанты должны были презентовать два разнохарактерных вокальных произведения (в том числе из репертуара украинских и зарубежных авторов). На заключительном туре солистами и вокальными ансамблями исполнялись одно из произведений, представленных на отборочном туре и подготовленных под руководством ведущих специалистов в ходе мастер - классов.

В целом, при изучении современных молодежных проблем интерес вызывает исследование референтных групп для современного подрастающего поколения, то есть тех деятелей культуры Крыма, Украины и зарубежья, кто для них является эталоном, примером для подражания. Конечно же, участниками номинации «Вокальное исполнительство» были названы, в основном, представители «песенного цеха», с другой стороны, не было отмечено особых ярких лидеров в этой области. 14% респондентов указали в качестве примера молодую украинскую певицу Ани Лорак. Были отмечены (7-8%) представители крымского вокального жанра - народная артистка Украины Е. Басаргина, заслуженная артистка Украины -Н. Безкоровайная, заслуженный работник культуры Украины Е. Алехина. В 2-3% случаев были названы имена известных артистов - Т. Кароль, В. Меладзе, Н. Басков, П. Гагарина, К. Агилера.

В целом, все вышепредставленные данные говорят о высокой популярности вокального искусства среди подрастающего поколения Крыма. Наиболее массовое влияние на формирование культурных ориентиров молодежи оказывает эстрадная песня.

Следующей для участия в фестивале-конкурсе номинацией стала «Инструментальное исполнительство». Участвовали солисты, владеющие народными, струнными и духовыми инструментами и ансамбли (оркестры) с любым составом участников. Для участия в отборочном туре конкурсант должен был подготовить две разнохарактерные пьесы украинских или зарубежных композиторов на выбор. На заключительном туре солистами и инструментальными ансамблями исполнялось одно из произведений, представленных на отборочном туре и подготовленное под руководством ведущих специалистов Крымского университета культуры, искусств и туризма в ходе мастер - классов. Большее количество участников – 48% было представлено в средней возрастной категории (13-16 лет) – 40%, в младшей (8-12 лет), а в старшей (17-25 лет) – только 12 %. Подавляющее число конкурсантов в данной номинации представляло музыкальные школы – 68%, Симферопольское музыкальное училище было представлено 12% участников, по 4% составляла доля участников от общеобразовательных школ, школы искусств, Центра детского и юношеского творчества г. Симферополя.

48% конкурсантов на фестиваль направили школы и музыкальные школы, 20% - руководители художественных коллективов. Основными мотивами для участия в конкурсе «Крымский мир: созвездие-2011» стало «желание проявить себя, приобрести опыт» - 56%, более 12% выбрали позицию «интерес к крымскому искусству», 4% высказались в пользу позиции «проба себя в конкурсе международного уровня».

В качестве примеров и образцов у участников данной номинации также не обнаружилось ярких лидеров. 8% респондентов отметили В. Спивакова, 4% В. Ростроповича.

В номинации «Хореография» принимали участие солисты и хореографические коллективы разных стилей по трем возрастным категориям: 1) младшая - 8-12 лет; 2) средняя - 13-16 лет; 3) старшая - 17 – 25 лет. Как известно, хореографическое искусство является определенным способом выражения личности, оно отражает стиль эпохи. В конкурсе, каждый коллектив имел право участвовать в разных жанрах, стилях и направлениях (народный танец, классический танец, современный танец).

Больше всего участников представляло младшую возрастную категорию – 39%, среднюю и старшую – по 30%. Основное число конкурсантов – 39,1% представляло дома культуры Крыма, а также дома детского творчества, более 26% представляли общеобразовательные школы, около 9% - школу искусств. Информацию о конкурсе 30,5% узнали от руководителей художественных коллективов, 26,1% из международной сети интернет, что говорит о том, что данная глобальная сеть является одним из основных каналов коммуникации для подрастающего поколения. Более чем для 17% участников информацию о конкурсе предоставили отделы культуры городов и районов Крыма.

Основными мотивами для участия в конкурсе стало для 56,5% опрошенных «показать результаты работы», более 30% высказались в пользу позиции «повысить свой профессиональный уровень».

В качестве основных референтных групп для конкурсантов, представляющих жанр хореографического искусства выступили ансамбль П. Вирского, И. Моисеева, народный ансамбль Веревки и др. (примерно по 10 %).

Необходимо, в свою очередь, отметить, что хореографическое искусство несет эстетическую и обучающие функции, способствуя художественному воспитанию человека

В номинации «Художественное слово» приглашались чтецы и ансамбли чтецов, работающих в различных направлениях и жанрах. Для участия в конкурсе допускались исполнители следующих возрастных категорий: 1) средняя – 10-14 лет; 2) старшая – 15-25 лет. Для участия в отборочном туре конкурсант должен был подготовить два разножанровых произведения. В отличии от других номинаций в этой большая часть участников представляла старшую возрастную категорию – более 60%, в средней принимало участие около 35% участников. 30,4% конкурсантов представляли общеобразовательные школы, такое же количество участников презентовали деятельность домов культуры, детского творчества, более 26 % участников не представляло никакую организацию. 26,1% конкурсантов информацию о фестивале получили от руководителя художественного коллектива, более 21% от отдела культуры, школы, 13% из средств массовой информации.

Мотивацией для участия в конкурсе для более 52% опрошенных стало желание попробовать свои силы, для 17,4% желание поступить в Крымский университет культуры, искусств и туризма, по 4,35% высказались в пользу ниженазванных категорий – «любовь к театральному искусству», «любовь к Крыму», «повышение уровня квалификации». Для участников в данной номинации молодежью не были обозначены яркие эталоны и образцы для подражания в данной области, названные актеры и специалисты в области художественного слова обнаруживали рейтинг около 2% каждый. Это, в свою очередь, говорит о кризисе как в целом культуры в плане ее влияния на мировоззренческие ориентиры для молодежи, в отсутствии в настоящее время ярких персоналий в области театрального, актерского искусства.

В целом, по итогам конкурса, обладателями дипломов Гран-при стали: Абибуллаева Лиля-Фруз Абдуллаевна (г. Евпатория) в номинации «Вокальное исполнительство», Горячева Инна Вадимовна (г. Керчь) в номинации «Инструментальное исполнительство», Шабельский Виталий Владимирович (г.Симферополь) в номинации «Хореография», Клеймёнов Виктор Дмитриевич (Ленинский р-н, г. Щелкино) в номинации «Художественное слово». В ходе церемонии закрытия дипломы I международного конкурса детского и юношеского творчества «Крымский мир: созвездие» были вручены восьмидесяти его участникам.

Таким образом, можно сделать вывод, что международный фестиваль искусств «Крымский мир: созвездие» становится очень популярной и востребованной формой художественных мероприятий в регионе. Он создает особую художественно-коммуникативную среду для творческого обмена, обращается к актуальным социокультурным темам, для него характерно взаимопроникновение и синтез различных видов искусства. В целом же, необходимо отметить, что фестиваль искусств как социокультурное явление, получившее значительное распространение в последней трети XX века, является важным элементом в формировании культурной политики в регионе. Надеемся, что в дальнейшем, международный фестиваль искусств «Крымский мир: созвездие» органично войдет в культурную жизнь крымского регионального сообщества, став его неотъемлемой частью.

Источники и литература

1. Михайлова Л.И. Социология культуры: учеб. пособие / Л.И. Михайлова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 232 с.
2. Берестовская Д.С. Культурология: учеб. пособие / Д.С. Берестовская. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2003. – 392 с.
3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – М.: Добросвет, 2003. – 596 с.
4. Крымский мир: созвездие: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uncat.crimea.ua/index.php/jobs/sozvezd

Присоединяйтесь к нам в Контакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках и Google+








© 2002-2017 Все о туризме - образовательный туристический портал
На страницах сайта публикуются научные статьи, методические пособия, программы учебных дисциплин направления "Туризм".
Все материалы публикуются с научно-исследовательской и образовательной целью. Права на публикации принадлежат их авторам.