Туристическая библиотека
  Главная Книги Статьи Методички Диссертации Отчеты ВТО Законы Каталог Поиск отелей Реклама Контакты
Теория туризма
Философия туризма
Право и формальности в туризме
Рекреация и курортология
Виды туризма
Агро- и экотуризм
Экскурсионное дело
Экономика туризма
Менеджмент в туризме
Управление качеством в туризме
Маркетинг в туризме
Инновации в туризме
Транспортное обеспечение в туризме
Государственное регулирование в туризме
Туристские кластеры
ИТ в туризме
Туризм в Украине
Карпаты, Западная Украина
Туризм в Крыму
Туризм в России
101 Отель - бронирование гостиниц
Туризм в Беларуси
Международный туризм
Туризм в Европе
Туризм в Азии
Туризм в Африке
Туризм в Америке
Туризм в Австралии
Краеведение, странове-
дение и география туризма
Музееведение
Замки, крепости, дворцы
История туризма
Курортная недвижимость
Гостиничный сервис
Ресторанный бизнес
Анимация и организация досуга
Автостоп
Советы туристам
Туристское образование
Другие

Святоха Наталья Юрьевна, Филимонова Ирина Юрьевна
Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - №6(167). - С.179-183.

Подходы к классификации этнического туризма

В статье представлены различные точки зрения отечественных и зарубежных ученых на сущность и структуру этнического туризма. Разработан авторский вариант классификации этнического туризма, выделены его основные виды. Отмечены ключевые мировые центры этнотуров.

Ключевые слова: этнический туризм, классификация этнотуров, ностальжи-туры, этнографический туризм, джайлоо-туры.

Современная индустрия туризма, как одна из высокодоходных отраслей экономики, в последние годы испытывает резкий подъем (рисунок 1), и, по данным Всемирной туристской организации, будет продолжать стремительно расти [1].

Динамика международных туристских прибытий
Рисунок 1. Динамика международных туристских прибытий, млн. человек (составлено по [1])

К наиболее характерным тенденциям развития туризма в настоящее время можно отнести расширение спектра туристических направлений (рисунок 2), а также диверсификацию туристического продукта. Все более популярными становятся такие виды туризма как экотуризм, агротуризм, экстремальный туризм и т.д. По Van den Berghe [2] любой вид туризма - это, в частности, и форма межэтнических взаимоотношений, следовательно, практически каждый туризм включает в себя элементы этнотуризма.

Среднегодовой прирост международных туристских прибытий
Рисунок 2. Среднегодовой (с 2005 по 2012 гг.) прирост международных туристских прибытий, % (составлено по [1])

В настоящее время во всем мире растет интерес к этнической культуре, и в нашей стране наблюдается рост этнического самосознания. Повышенное внимание уделяется вопросам сохранения этнокультурного наследия, самобытности, культурного разнообразия, а также к проблемам взаимодействия туризма и культуры [3].

В 2013 году Министерством культуры Российской Федерации был разработан проект Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, согласно которому одной из предпосылок развития этнокультурного и познавательного туризма должна стать разработка комплекса мер по поддержанию и развитию традиционных ремесел и промыслов народов России, что соответствует ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурного развития народов России» (2014-2020).

Развитие туризма, в частности этнического туризма, особенно значимо в многонациональных регионах с благоприятными климатическими условиями и богатым историко-культурным наследием [4], [5].

В последнее время появляется много работ, посвященных этническому туризму (например, [6], [7], [8], [9], [10] и др.). Существует большое количество определений этнического туризма (Таблица 1).

Таблица 1

Подходы к определению категории «этнический туризм»
Этнотуризм - это: Источник
часть культурного туризма, который направлен на знакомство с отдельными народами и их изучение с целью культурного или языкового обмена [11], [12]
посещение исторической родины или мест рождения родственников [13], [14]
путешествие, полностью или частично реализуемое с целью посетить сообщество с первобытной культурой [15]
путешествие, мотивированное, прежде всего, контактом с людьми, этническое и/или культурное наследие которых отличается от культурного (и/или этнического) наследия туриста [16]
особая разновидность культурного туризма, подразумевающая любую экскурсию, которая фокусируется в большей степени на людях, а не на природе, а также раскрывает образ жизни местного населения [17]
вид туризма, в котором главная цель для туристов - знакомство с «экзотическими» народами («экзотические» в данном контексте - проживающие в отдаленных от места проживания туриста районах) [18]

Анализ таблицы позволяет сделать вывод, что в научной среде до сих пор нет единого мнения, о том, что следует понимать под этническим туризмом. Зачастую под этнотуризмом понимают один конкретный его вид.

Существуют разные точки зрения на соотношение этнического и этнографического туризма. Так А.И. Щукин в своем диссертационном исследовании отмечает, что основные участники этнографических туров - люди, профессионально занимающиеся этнографией. В свою очередь участники этнического туризма - широкая аудитория туристов, главной целью которых является удовлетворение духовных потребностей [8]. В.Н. Пресняков и М.А. Жулина считают этнический и этнографический туризм синонимами [19]. В советское время термин «этнический» туризм не использовался, было распространено понятие «этнографический» туризм (связанное с наукой «этнографией»), который и сейчас употребим в научной среде. В иностранной литературе В. Смит отделяет этнический туризм от культурного и исторического [20].

В последнее время стали говорить об этнокультурном, джайлоо, антропологическом туризме, с последним перекликается аборигенный туризм.

В российской и зарубежной научной литературе близким к этнотуризму понятием является «культурный туризм» («cultural heritage tourism», «heritage tourism» или «diaspora tourism»). Национальный Фонд Охраны Памятников Истории в США определяет культурный туризм как «посещение исторических мест, а также знакомство с достопримечательностями, отражающими историю человечества» [21]. Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест (ICOMOS) дает свое определение культурному туризму: «это особый вид туризма, целью которого (среди множества других целей) является также открытие памятников и достопримечательностей» [22].

Наиболее близким понятием к этнотуриз-му можно, на наш взгляд, считать этнокультурный туризм (ethnocultural tourism) - понятие не часто встречающееся в отечественной литературе [3], [23]. А.Г. Бутузов включает в него этнографический, антропологический, этнический, ностальгический туризм [3].

Подробнее охарактеризуем все перечисленные подвиды этнического туризма (рисунок 3).

Классификация этнического туризма
Рисунок 3. Классификация этнического туризма

Ностальгический туризм, генеалогический туризм (nostalgic tourism, genealogy tourism, ancestral tourism). Этот специфический вид туризма подразумевает либо посещение мест своего рождения, либо мест, где жили предки. Данное направление туризма получило импульс к развитию в 1999 году, когда Британское туристическое управление (BTA) призвало потомков иммигрантов и вывезенных арестантов вернуться на родину и изучить свою родословную [24].

В настоящее время этот вид туризма особенно популярен в странах Центральной Европы, где Вторая мировая война привела к массовой миграции населения. Примерами также являются поездки финнов в Карелию, Ленинградскую область, немцев в Калининградскую область, японцев на Сахалин.

Генеалогический туризм согласно исследованиям Университета Иллинойса - один из наиболее быстро растущих секторов туризма. Особенно активно он развивается в Шотландии, куда ежегодно приезжает более 1 млн. туристов с целью найти своих родственников [25]. По оценкам экспертов [26] доход шотландской туристической индустрии от реализации активной политики по развитию данного вида туризма в перспективе может составить около 2,4 млрд. долл. США.

Этнографический туризм (ethnographic tourism) осуществляется с познавательной и развлекательной целью, знакомит с культурой и бытом определенного народа, его костюмами, языком, фольклором, традициями, обычаями, этническим творчеством, рассчитан на широкий круг туристов.

Этот вид туризма предусматривает посещение исторических сельских поселений, сохранивших свой планировочный и архитектурный облик, традиционные виды землепользования, элементы народной культуры в повседневной жизни и творчестве людей.

Поселения бывают демонстрационными (где жители на самом деле живут в других населенных пунктах, приходя в поселение на работу) и реальными. Примером демонстрационного поселения может быть деревня племени карен с длинношеими женщинами (Таиланд).

Подобные туристические маршруты существуют во многих странах. Этнографический туризм широко распространен в мире, туристам предлагается посетить жилища местного населения, попробовать национальные блюда вместе с местными жителями.

Ярким примером может быть посещение бедуинов в Египте, экскурсия включает в себя поездку на квадроциклах, ужин, приготовленный на костре, катание на верблюдах, национальные песни, танцы, участие в церемониях.

Антропологический туризм (anthropological tourism) как одно из направлений этнографического туризма предполагает изучение культур исчезнувших этнических общностей, посещение страны их прежнего проживания с целью знакомства с современной культурой; а также посещение мест компактного проживания народов, находящихся под угрозой исчезновения, и малочисленных народов [3].

Яркими примерами изучения исчезнувших общностей могут быть экскурсии в Перу с целью знакомства с культурой инков, в Крыму - с культурой скифов. Популярны экскурсии к караимам (Крым), находящимся под угрозой исчезновения. В Панаме организуют туры к индейцам племени эмбера.

Аборигенный туризм (aboriginal tourism, indigenous tourism) - вид туризма, в котором коренные народы непосредственно вовлечены в организацию туристической индустрии. Данному виду этнографического туризма посвящены, в частности, работы C. Ryan и M. Aicken [27], C. Notzke [28]. Этнокультурные туры к аборигенам популярны в Австралии, в частности, по южной части страны. Экскурсионная программа проводится коренными жителями Австралии, в ходе 1-5 дневных туров туристы посещают деревни аборигенов, знакомятся с их историей и культурой, а также осматривают местные природные достопримечательности.

На северном побережье Гондураса общины народа гарифуна организуют туры в свои деревни и знакомят туристов с традиционной рыбацкой культурой, танцами, музыкой и национальной кухней.

В деревне Akha Hill Tribe, расположенной в северной части Таиланда, туристам предлагают остановиться в бамбуковых бунгало с видом на долину, окруженную чайными плантациями, рисовыми полями, водопадами и джунглями. Местные гиды сопровождают гостей поселения на рыбалку, организуют катание на слонах, а также туры к соседним горным племенам. Вся полученная от туриндустрии прибыль остается в местном сообществе и расходуется на развитие образовательной системы.

Джайлоо-туризм - это один из самых молодых подвидов этнического туризма (разновидность этнографического туризма), Название происходит от киргизского слова «джайлоо», означающего альпийский луг, горное пастбище. Это отдых вдали от благ цивилизации в условиях примитивного быта. Джайлоо-туризм зародился в Кыргызстане в конце 1990-х годов, когда местный туроператор предложил туристам пожить некоторое время в юртах жизнью горного чабана. Первыми джайлоо-туры опробовали туристы из Швейцарии, Германии, Великобритании и России. До настоящего времени Кыргызстан является лидером джайлоо-ту-ризма. Наиболее популярные туристические маршруты проложены вокруг берегов высокогорного озера Иссык-Куль, примером может быть тур Бишкек - село Корчкорка - Сарала-Саз - Бишкек. Здесь туристы знакомятся с кочевой культурой, национальными играми, катаются на лошадях, учатся ткать алакиизы и ширдаки - национальные войлочные ковры.

Этнический туризм, представляя собой самостоятельное направление туризма, в российской и зарубежной научной литературе изучен крайне мало по сравнению с такими видами туризма как агротуризм, экотуризм, спортивный туризм и др. Недостаточно внимания уделено вопросам классификации этнотуров, а также географическим особенностям их организации.

Важная специфическая особенность этнического туризма - диверсификация его структуры, обусловленная дифференциацией интересов и потребностей туристов.

На наш взгляд, выделенные нами ностальгический (генеалогический), этнографический, аборигенный (туземный), антропологический и джайлоо-туризм являются частью этнического туризма (этнотуризма), однако его деление на перечисленные виды является условным. Иногда один и тот же тур можно причислить сразу к нескольким видам этнического туризма.

Важно отметить, что туризм является общепризнанной прибыльной отраслью экономики и источником занятости местного населения. Этнотуризм позволяет населению лучше познать как свою, так и культуру других народов и укрепляет толерантные отношения.

Список литературы

1. UNWTO Tourism Highlights, 2013 Edition // The UNWTO World Tourism Organization. - Режим доступа: http://tourlib.net/wto/WTO_highlights_2013.pdf.
2. Van den Berghe P.L. The quest for the other: ethnic tourism in San Cristobal. - Mexico: University of Washington Press, 1994.
3. Бутузов А.Г. Состояние и перспективы развития этнокультурного туризма в Российской Федерации / А.Г. Бутузов // Сервис в России и за рубежом. - 2009. - №4. - С.11-15.
4. Чепасов В.И. Forecast days with zero values of the average daily air temperature in the harmonic model of tidal gravity change / В.И. Чепасов, О.Б. Попова, И.А. Подосенова // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. - №9(145). - С.156-167.
5. Любичанковский, А.В. Географический и культурологический подходы к дифференциации объектов культурного наследия / А.В. Любичанковский // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2008. - №6. - С.17-24.
6. Барлукова А.В. Методический подход к формированию структуры системы управления этническим туризмом / А.В. Барукова // Известия Иркутской государственной академии. - 2010. - №6. - Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/barlukova.htm.
7. Севастьянов Д.В. Предпосылки развития экологического и этнического туризма на северо-западе России / Д.В. Севастьянов, А.И. Щукин // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер.7. Геология. География. - 2001. - Вып.3. - С.37-43.
8. Щукин А.И. Предпосылки и факторы развития этнического туризма на Северо-Западе Российской Федерации: автореф. дис… канд. геогр. наук / А.И. Щукин. - СПб.: СПбГУ, 2002. - 22 с.
9. Wood R.E. Ethnic tourism, the state, and cultural change in Southeast Asia // Annals of Tourism Research. - 1984. - №11(3). - P.353-374.
10. King B. What is ethnic tourism? An Australian perspective // Tourism management. - 1994. - №15(3). - P.173-176.
11. Биржаков М.Б. Введение в туризм. Изд. 9-е перераб. и доп. / М.Б. Биржаков. - СПб: Издательский дом «Герда», 2007. - 576 с.
12. Сундучев Ч.Б. Этнотуризм как одно из направлений культурно-познавательного туризма / Ч.Б. Сундучев, Л.В. Хышиктуева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2009. - №2009. - С.53-56
13. Малова Н.А. Этнический туризм: проблемы, тенденции, перспективы // Туризм и культурное наследие. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1 / Н.А. Малова. - Режим доступа: Режим доступа: http://tourlib.net/ statti_tourism/malova.htm.
14. Бабкин А.В. Специальные виды туризма / А.В. Бабкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 252 с.
15. Define Ethnotourism // Travel Industry Dictionary. - Режим доступа: http://www.travel-industry-dictionary.com/ethnotourism.html.
16. Harron S., Weiler B., Hall C.M. Ethnic tourism // Special interest tourism. - 1992. - P.83-94.
17. Bolnick S. Promoting the culture sector through job creation and small enterprise development in SADC countries: the ethno-tourism industry. - ILO, 2003.
18. Petroman I., Petroman C., Buzatu C., Marin D., Dumitrescu A., Statie C., Rus I. A Religious and Ethnic Tourism Profile of Europe // Scientific Papers Animal Science and Biotechnologies. - 2011. - №44(2). - P.490-493.
19. Пресняков В.Н. Народные промыслы республики Мордовия и этнический туризм / В.Н. Пресняков, М.А. Жулина // География и туризм. Сборник научных трудов. - Пермь, 2010. - С. 156-166
20. Smith V. Hosts and Guests. - Philadelphia: University of Pennsyvania Press, 1977.
21. Heritage Tourism // National Trust for Historic Preservation. - Режим доступа: http://www.preservationnation.org/information-center/economics-of-revitalization/heritage-tourism/.
22. Charter of Cultural Tourism // ICOMOS International Scientific Committee on Cultural Tourism. - Режим доступа: http://www.icomos.org/tourism/tourism_charter.html.
23. Курдюков В.Н. Перспективы развития этнокультурного туризма Байкальского региона / В.Н. Курдюков // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Науки о Земле». - 2011. - №2. - Т.4. - С.151-160.
24. Birtwistle M. Genealogy tourism // Niche Tourism. - 2013. - P.59.
25. A trip back to your roots / Nick Easen // BBC. - Режим доступа: http://www.bbc.com/travel/feature/20120404-a-trip-back-to-your-roots.
26. Scots firms urged to benefit from ancestral tourism / Alistair Munro // The Scotsman. - Режим доступа: http://www.scotsman.com/lifestyle/scots-firms-urged-to-benefit-from-ancestral-tourism-1-3021419.
27. Ryan C., Aicken M. Indigenous tourism: The commodification and management of culture. - Elsevier, 2005.
28. Notzke C. Indigenous tourism development in southern Alberta, Canada: Tentative engagement // Journal of Sustainable Tourism. - 2004. - №12(1). - P.29-54.







© 2002-2017 Все о туризме - образовательный туристический портал
На страницах сайта публикуются научные статьи, методические пособия, программы учебных дисциплин направления "Туризм".
Все материалы публикуются с научно-исследовательской и образовательной целью. Права на публикации принадлежат их авторам.