Туристическая библиотека
  Главная Книги Статьи Методички Диссертации Отчеты ВТО Законы Каталог Поиск отелей Реклама Контакты
Теория туризма
Философия туризма
Право и формальности в туризме
Рекреация и курортология
Виды туризма
Агро- и экотуризм
Экскурсионное дело
Экономика туризма
Менеджмент в туризме
Управление качеством в туризме
Маркетинг в туризме
Инновации в туризме
Транспортное обеспечение в туризме
Государственное регулирование в туризме
Туристские кластеры
ИТ в туризме
Туризм в Украине
Карпаты, Западная Украина
Туризм в Крыму
Туризм в России
101 Отель - бронирование гостиниц
Туризм в Беларуси
Международный туризм
Туризм в Европе
Туризм в Азии
Туризм в Африке
Туризм в Америке
Туризм в Австралии
Краеведение, странове-
дение и география туризма
Музееведение
Замки, крепости, дворцы
История туризма
Курортная недвижимость
Гостиничный сервис
Ресторанный бизнес
Анимация и организация досуга
Автостоп
Советы туристам
Туристское образование
Менеджмент
Маркетинг
Экономика
Другие

Волошина Н.
Материалы международной научно-практической конференции
«Педагогические и рекреационные технологии в современной
индустрии досуга». - г. Киев, 4-6 июня 2004 г.

Рекреационная работа с подростками

Рекреационная работа с подростками В контексте концепции рекреации, разрабатываемой на кафедре прикладной культурологии Киевского национального университета культуры и искусств, возникает необходимость интеграции различных исследований в данной области на новой методологической основе. Одним из направлений «рекреационной проблематики» является реализация рекреационного потенциала различных видов искусства.

В эколого-оздоровительном центре Оболонского района г. Киева уже давно ведется работа в этом направлении и возникает настоятельная необходимость обмена опытом. В данном сообщении мы остановимся на двух методиках, используемых в рекреационной работе с подростками.

При работе с подростками мы основываемся на том, что подростковый возраст - один из самых сложных перекрёстков жизненного пути и часто этот период является решающим в формировании человеческой психики. Подросток стремится к самостоятельности и независимости, старается всячески самоутвердиться и выразить своё «Я», однако, будучи весьма ранимым и особенно чувствительным относительно своей персоны, зачастую попадает под чужую власть, находясь в зависимости от чужих взглядов и приоритетов. Решающим становится момент, когда человек оказывается «между двух стульев», и нужно собрать все усилия, чтобы сделать правильный выбор. На этом этапе требуется помощь, которую наиболее эффективно могут оказать в первую очередь родители, а также психологи, педагоги и социальные работники. Здесь следует учесть и тот факт, что в данный период жизни у подростков меняются способ и система восприятия мира и формируется своё видение и жизненные позиции. Появляются потребности познания нового, необычного, нестандартного. Поэтому, как показывает практика, эффективными в работе с подростками являются нестандартные методы, приёмы, поведение, направленные на удовлетворение их потребностей - удивить, поразить, открыть новые возможности и перспективы, иногда - ввести в заблуждение, в раздумия, а иногда - даже вернуться в детство или наоборот, окунуться в проблемы «взрослой» жизни. Так, можно использовать всевозможные методы арт-терапии (сказкотерапию, ролевые игры, художественную терапию, музыкотерапию, цвето-, свето- и фототерапию и т.д.), символдраму, медитации, восточные оздоровительные психотехники, синтезируя их между собой (например, хорошо сочетаются аромо-,музыко-, цвето-светотерапия с рисованием или каким-либо другим видом творчества). Очень важно сильное эмоциональное воздействие, чтобы вывести подростка из его «закрытого» мира и открыть глаза на новый мир, который он так стремится найти. Задача - направить его в нужную сторону.

Так, например, в качестве коррекционного метода, направленного на внутреннюю самоорганизацию, гармонизацию личности можно предложить следующий тренинг. Для его проведения понадобятся: цветной картон (всех цветов радуги и белый) разного формата (от самого маленького до самого большого, который удастся найти), краски (гуашь, акварель и пастель), кисточки, цветные карандаши, фломастеры, ручки, маркеры, ароматические средства (эфирные масла или благовония: ваниль, кедр, ладан, эвкалипт, чабрец, шалфей, гиацинт, лаванда, лимонник, лотос, роза, а также - прославленные тибетские благовония, в составе которых более десяти различных целебных трав), музыка для релаксации.

Перед началом тренингов, направленных на развитие и самоусовершенствование личности, а также, для достижения эффективности, рекомендуется в первую очередь создать благоприятную атмосферу вокруг и «внутри себя». Например, ароматизировать помещение (перед этим хорошо проветренное) и включить музыку для релаксации или специально подобранную, в зависимости от цели проведения тренинга. Большинство психологов для достижения высоких результатов рекомендуют проводить цикл тренингов, преследующих одну цель. При этом, занятия проводятся раз в неделю, а их количество может достигать тридцати (Х.Ремшмидт). Можно задавать домашние задания. Как показывает практика, лучше не превышать количество занятий чаще, чем два раза в неделю во избежании избытка информации, эмоций и впечатлений. Подросток должен оставаться заинтригованным в конце встречи и с интересом ожидать следующей. Таким образом, данную методику можно использовать много раз в одной группе, периодически повторяя, но варьируя её формы и чередуя с другими. Вариации заключаются в использовании каждый раз других благовоний, музыки, видов организации творческого (арт-терапевтического) процесса. Однако, следует помнить, что прежде, чем использовать какой-либо аромат, нужно выяснить, нет ли у кого-либо из присутствующих аллергенной реакции или индивидуальной непереносимости. Указанные в данной работе ароматы не имеют противопоказаний (за исключением упомянутых предостережений), но использовать их нужно, соответственно присущим им характеристикам и вашим намерениям.

Пример. Ароматизируем помещение с помощью эфирного масла кедра (несколько капель, в зависимости от размера аромолампы и помещения, растворить в воде, в специально предназначенной ёмкости). Аромат кедра помогает быстро восстановить силы при чрезмерных нагрузках или в сложных ситуациях, помогает избавиться от дискомфорта или скованности в отношениях. Кроме того, мягкий, бархатный, смолистый и тёплый аромат кедра упорядочивает саморегуляцию организма, лечит заболевания дыхательных путей, усиливает чувственное восприятие, наполняет тело энергией. Далее следует подобрать музыку, гармонично сочетающуюся с выбранным ароматом. В данном случае можно использовать музыку природы: пение птиц, шум леса, дождя, водопада, треск костра (в «чистом виде», или в сочетании друг с другом, или с приятной и ненавязчивой, «фоновой» музыкой). Так, благоприятную атмосферу вокруг себя создали, теперь - сделаем пару физических и дыхательных упражнений, направленных на снятие напряжения и восстановление сил.

Упражнение 1. Стать в удобную позицию: ноги - на ширине плеч. Левую руку вытянуть вперёд, параллельно полу, правую - согнуть в локте так, чтобы кисть оказалась на уровне правого плеча, немного отвести назад локоть. Мысленно представить себе, будто натягиваете лук для стрельбы. Ладошки должны быть открытыми, в вертикальном положении (т.е. тыльная сторона ладошки должна быть параллельна лицу). Теперь максимально «натяните лук»: корпус остаётся неподвижным, левую руку тяните вперёд, а правую оттягивайте назад. Постепенно, медленно меняйте руки местами, соблюдая их параллельное движение и проявляя максимум сопротивления. При этом медленно вдыхайте, пока «перетягиваете лук», и глубоко выдыхайте, когда «сопротивление окончено», и руки поменялись местами. Повторите упражнение три раза. На третий раз можно визуализировать какую-то проблему, представляя, будто во время «натягивания лука» вы целитесь в свою проблему, и её частица находится в вашей стреле, во время «перетягивания» - боретесь с ней, а когда выдыхаете - со всеми силами стреляете из своего лука в ту самую проблему, и таким образом, мысленно освобождаетесь от неё и отпускаете свою стрелу к тому, что вам больше не нужно. (Подобную визуализацию лучше проводить не с первого занятия, т.к. следует идти от простого - к постепенному усложнению; первоначальное предназначение упражнения - снятие напряжения, все последующие его интерпретации должны быть продуманы и осознаны).

Упражнение 2. Стать в удобную позицию: ноги на ширине плеч. Расслабиться. Наклониться вперёд, вниз и округлить спину, голову опустить вниз. Полностью расслабиться. Покачайте руками. Почувствуйте тяжесть в голове и кистях рук. А теперь ощутите невесомость, будто вы парите в воздухе, лежа животом на воздушном шаре. Дышите глубоко и свободно. Медленно вернитесь в исходное положение.

Итак, мы расслабились, сняли напряжение, утомление и восстановили силы. (Чтобы применить минимум усилий и достичь максимального эффекта, можно обратиться к некоторым восточным физическим и дыхательным упражнениям, соответствующим вашему задуму). Теперь можно предложить участникам тренинга освоить технику рисования мандал и создания композиций из них. Слово «мандала» - санскритского происхождения и означает «магический круг». О психотерапевтическом значении мандал известно из традиций тибетского буддизма, тантризма. К.Г. Юнг писал, что мандала «отражает Самость, целостную личность, её гармоничное состояние»(Jung, 1965, с.195-196, А.И. Копытин. Основы арт-терапии). Считается, что произвольное, импровизированное рисование в мандалах приводит к подсознательной, неосознанной внутренней самоорганизации, гармонизации личности, сбалансированности внутренних и внешних психических процессов. Существуют различные виды мандал. В основе - всегда кругообразные формы (овал, форма глаза, лепестка и т.д.), к ним могут добавляться и другие фигуры (ромб, квадрат, треугольник), однако нужно обязательно соблюдать условие: все острые углы должны находиться внутри круга. Таким образом, избранная форма мандалы является внешней оболочкой, границами, за которые нельзя выходить. Внутри мандалы можно рисовать всё, что угодно: людей, символы, геометрические фигуры, можно просто поиграть красками, словом, всё, на что способна фантазия. Так, объяснив участникам «правила игры», следует предложить им выбрать цвет картона (плотная бумага в какой-то степени тоже играет свою «психологическую» роль, создавая наощупь ощущение твёрдости, уверенности, надёжности, особенно если рисовать красками, от которых бумага становится мягкой, сырой, влажной), формат, рисовальные принадлежности (можно комбинировать разные материалы). Теперь можно приступить к творческому процессу. Сначала - нарисовать выбранную форму мандалы, затем - по желанию: можно вырезать её сразу, а потом только рисовать внутри неё, а можно вырезать после завершения работы. Далее действия участников могут быть директивными (т.е. процессом руководит ведущий тренинга) или произвольными (по желанию участников). Однако, ведущий не должен ограничивать сам творческий процесс, он может лишь предлагать конкретные формы мандал, рекомендовать цветовые гаммы (не навязывая), формат, а также организовывать мини-группы (а в конце - соединить всех в одну группу), чтобы создать композиции или коллажи. Здесь уже наблюдается переход от внутренней самоорганизации к внешней - организованности и слаженности в коллективе. При этом ставится более сложная задача - собрать все созданные мандалы в одну большую, сохранив кругообразную форму. Получившийся «шедевр» можно повесить в помещении, где проводятся тренинги, в качестве выставочного экспоната на некоторое время.

Техника рисования мандал и создание композиций может иметь множество вариантов. Задания могут быть направленными, тематическими. Можно предложить следующие темы: «Мой мир», «Вселенная», «День и ночь», «Моя семья», «Красота», «Доброта», «Зло», «Вечность», «Время» и т.д. В зависимости от темы и преследуемых целей нужно выбрать соответствующую музыку, ароматы, освещение, способ расположения в пространстве (не рекомендуется «сидение за партами», можно сесть в круг, на полу, на диване, словом - выбрать удобную позицию).

Подросткам часто бывает трудно осознать свою значимость и место в окружающей среде, определить цель пребывания в этом мире, наметить жизненные перспективы. Для того, чтобы помочь сориентироваться в пространстве, упорядочить некоторые представления и бросить взгляд в будущее, можно воспользоваться следующей методикой. Предложенные задания могут сыграть вспомогательную роль при создании существенных жизненных формул и моделировании ситуаций.

Для проведения этого тренинга понадобятся такие же материалы, как и в предыдущем. Перед началом желательно также ароматизировать помещение соответствующим благовонием, включить приятную и ненавязчивую музыку, выполнить пару физических и дыхательных упражнений для снятия напряжения и восстановления сил (однако, без визуализаций проблем). Далее следует предложить участникам изобразить на бумаге (можно вылепить из пластилина, глины, хлеба, сплести из проволоки и т.д.) себя в различных социальных амплуа с точки зрения, что человек живёт несколько жизней (при этом «душа - вечна, тело - бренно», и в данном случае можно представить себя в виде животного, птицы и т.д.), а также продумать в соответствии с избранной ролью условия жизни, способы существования в той или иной среде, цели, средства и способы их достижения, мечты, перспективы и т.д. Ведущий должен руководить процессом, предлагая задания последовательно (участники не должны знать, каким будет следующее задание). Важно - не ограничивать участвующих в тренинге во времени и не торопить их. В зависимости от заинтересованности группы в данном творческом процессе, можно осуществить проведение тренинга как в рамках одного занятия, так и разбить на несколько. При планировании заданий ведущий может воспользоваться следующей таблицей.

  Я
В каменном веке В ХVIII веке В XXI веке (в настоящем) В будущем
Ктоя (социальный статус, вид: животное, человек или др.)        
Мои родители, моя семья        
Дом, в котором я живу        
Мои друзья        
Мои враги        
Мои дети        
Цель жизни        
Способы и средства достижения цели        
Мечта        

Предложенную таблицу можно расширить, дополнить. Можно приспособить к курсу истории в рамках учебной программы, распределив вертикальные столбцы в последовательном временном срезе (чтобы учащиеся ярче представляли и лучше усваивали особенности жизненного устроя различных эпох, стран, социальных слоёв населения).

Присоединяйтесь к нам в Контакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках и Google+








© 2002-2017 Все о туризме - образовательный туристический портал
На страницах сайта публикуются научные статьи, методические пособия, программы учебных дисциплин направления "Туризм".
Все материалы публикуются с научно-исследовательской и образовательной целью. Права на публикации принадлежат их авторам.
TrendStat