Туристическая библиотека
  Главная Книги Статьи Методички Диссертации Отчеты ВТО Законы Каталог Поиск отелей Реклама Контакты
Теория туризма
История туризма
Философия туризма
Право и формальности в туризме
Рекреация и курортология
Виды туризма
Спортивный туризм и альпинизм
Агро- и экотуризм
Экскурсионное дело
Экономика туризма
Менеджмент в туризме
Управление качеством в туризме
Маркетинг в туризме
Инновации в туризме
Транспортное обеспечение в туризме
Государственное регулирование в туризме
Туристские кластеры
ИТ в туризме
Туризм в Украине
Карпаты, Западная Украина
Туризм в Крыму
Туризм в России
101 Отель - бронирование гостиниц
Туризм в Беларуси
Международный туризм
Туризм в Европе
Туризм в Азии
Туризм в Африке
Туризм в Америке
Туризм в Австралии
Краеведение, странове-
дение и география туризма
Музееведение
Замки, крепости, дворцы
Курортная недвижимость
Гостиничный сервис
Ресторанный бизнес
Анимация и организация досуга
Автостоп
Советы туристам
Туристское образование
Другие

Клейменова В.Ю.
Псковский регионологический журнал. - 2013. - №16. - С.151-156.

Отражение специфики Псковской области в создании игрового экскурсионного пространства

В статье рассматриваются когнитивно-прагматические характеристики экскурсии как вида игровой деятельности. Онтологическая двойственность игры и игрового пространства обеспечивает повышение привлекательности экскурсии как туристического продукта и механизм увеличения интенсивности туристического потока.

Ключевые слова: экскурсия, игра, игровое пространство, игровая экскурсия, туристический продукт.

Современная индустрия туризма предлагает потребителю широкий спектр услуг, рассчитанных на различные категории путешественников: от дорогостоящих кругосветных круизов для состоятельных отдыхающих до бюджетных однодневных туров для любителей шопинга. Организаторы туристской деятельности на основании функционально-прагматического принципа традиционно выделяют следующие виды туризма: культурно-познавательный, религиозный, образовательный, экологический, этнографический и событийный туризм [3, с.138-140]. В данной статье рассматриваются когнитивно-прагматические механизмы, на основе которых реализуется процесс организации досуга в любом из этих видов.

Посещение туристических объектов предполагает когнитивную активность экскурсантов в процессе получения новой информации о фрагментах окружающего мира, формы представления этой информации разнятся в зависимости от вида посещаемых объектов, целей проведения экскурсии и индивидуальных характеристик группы. Экскурсия как тип текста обладает инвариантными текстотипологическими характеристиками, которые актуализируются с помощью различных лингвистических средств.

Сегодня экскурсанту недостаточно простого перечисления мелькающих за окном автобуса объектов, сопровождаемого историческими справками. Плотность современного информационного континуума настолько высока, что гид может конкурировать с интернетом или другими источниками информации только в том случае, если он в состоянии предложить потребителю его услуг особую форму общения. Именно игра как вид деятельности, реализуемый в процессе экскурсии, представляется наиболее эффективным приёмом повышения когнитивной активности туриста.

Игра является одним из первых видов деятельности, которую осваивает человек и характеризуется феноменологической и эпистемологической двойственностью, т. к. она сочетает в себе объективное и субъективное, реальное и вымышленное. В связи с тем, что феномен игры является объектом всех наук, входящих в поле антропологии, необходимо разграничивать её разные ипостаси. Игра как способ бытия и как «измерение существования, которое многочисленными нитями сплетено с другими измерениями» [6, с.361] соотносится с онтологическим и эпистемологическим статусом экскурсии как вида языковой действительности, а также с её отношением к диаде «адресат - андресант».

Сущностное определение понятия «игра», широко используемое в современных лудологических исследованиях, было предложено в 1938 г. выдающимся историком культуры Й. Хейзинга. По его мнению, игра «есть добровольное поведение или занятие, которое происходит внутри некоторых установленных границ места и времени согласно добровольно взятым на себя, но, безусловно, обязательным правилам, с целью, заключающейся в нём самом; сопровождаемое чувствами напряжения и радости, а также «инобытия» в сравнении с «обыденной жизнью»» [7, с.54]. Не противоречит этой дефиниции номенклатура главных характеристик игры, отличающих её от реальности, предложенная Роже Кайуа. Игра была названа свободной, обособленной, непроизводительной, регулярной, фиктивной деятельностью с неопределённым исходом [2, с.49].

Участники этой деятельности связаны с внешним миром сложными отношениями включения/исключения [5, с.318], с одной стороны их идентичность не устраняется, а с другой стороны, они хотят быть принятыми за других [1, с.158]. Игрок одновременно выступает в двух ипостасях: человек играющий, и человек, выступающий в его игровой роли; он совмещает разыгранное поведение и играющее поведение и, следовательно, одновременно существует в обычной действительности и в вымышленном пространстве [6, с.376].

Для обозначения структуры, формально организующей игровую деятельность, в гуманитаристике используется понятие «игровой мир», т. е. обособленный временной мир, локализованный внутри реальности в материальном или в мыслимом пространстве и характеризующийся наличием особого игрового пространства и особого игрового времени [6, с.377; 7, с.30], дистанцированный от норм реальности, но по своему логичный и простой. Границы между реальностью и игровым миром хорошо известны игроку, который свободно «перемещается» между ними [6, с.367]. Реальный и игровой миры диалектически совмещены. С одной стороны, игровой мир есть часть действительного, т. к. в рамках роли играющий не может полностью освободиться от своей субстанции, функций и качеств в реальном мире. С другой стороны, игра расширяет реальность, «дополняет реальную действительность игровой, подчинённой собственным правилам и в своих пределах свободной от необходимостей действительности» [5, с.321].

Несмотря на разнообразие игр и их классификаций, описанных в лудологических исследованиях, представляется возможным рассматривать конвенциональность в качестве категории, позволяющей с высокой долей вероятности имплицировать характеристики единиц, наполняющих отдельно взятый класс. Данная категория реализуется в следующих понятиях:

- «правила игры», т.е. неимперативные законы с пониженной облигаторностью [5, с.322], которые, во-первых, регулируют поведение игроков на основе самополагания и самоограничения [6, с.376]; во-вторых, определяют, что имеет силу в игровом мире, т. к. они обязательны и бесспорны, отклонение от правил разрушает мир игры [7, с.32];
- «paidia» (свободная импровизация в процессе неконтролируемого фантазирования) и «ludus» (упорядоченная деятельность на основе институционального начала) [2, с.52];
- импровизация (разрушение канонов упорядоченного реального мира) и организация (ограничение возможных, естественных способов поведения) [8, с.281].

Конвенциональность есть градуируемый признак, который максимально проявляется в «ludus» (Р. Кайуа) / моделирующих (М.В. Никитин) / организованных (М.Н. Эпштейн) играх, но он никогда не вытесняет полностью элемент импровизации («paidia»). Каждая игра сочетает в себе элементы, позволяющие в большей или меньшей степени идентифицировать игровую структуру с реальным прототипом [5, с.323], и элементы, возникающие из спонтанной деятельности фантазии и фиксируемые играющими по взаимной договорённости с целью ограничения «произвола в действиях играющего человека» [6, с.366]. Игра постоянно обновляется в бесконечных повторениях, и индивидуальное представление всегда содержит элементы преобразования, но одновременно подчиняются критерию правильности, который содержит указание на структуру игры [1, с.169].

Таким образом, игровая деятельность характеризуется следующими признаками: онтологическая двойственность, конвенцио-нальность, динамичность, структурная организованность в пространственно-временном континууме, когнитивно-дидактическая значимость для социума, обусловленная способностью создавать модель мира на основе замещения формально-логического выводимого знания продуктом творческого воображения.

Игра должна быть приспособлена к игроку, последний принимает её, если правила игры ему посильны [2, с.41], т.е. текст экскурсии должен быть доступен пониманию туриста, учитывать его возрастные особенности и уровень фоновых знаний. На период проведения экскурсии турист соглашается принять правила, предложенные гидом, и включить создаваемый вымышленный мир в свою реальность, что возможно только в том случае, если ему понятны эти правила. Находясь в состоянии «добровольной иллюзии», экскурсант отказывается от самого себя и становится своеобразным участником наблюдаемого [1, с.174]. Его интерпретация происходящего, которую можно назвать сотворчеством, воплощающим индивидуальное осмысление, также является одновременно свободной и обязательной [1, с.166], фантазия экскурсанта скована общими текстотипологическими ожиданиями и заданными гидом правилами построения конкретного вымышленного мира.

Игровая экскурсия - это вторичный миметический процесс, моделирующий реальные жизненные ситуации, в которых туристу предлагается принять участие. Она порождена творческим сознанием и в силу этого условна, но воспринимается участниками, по крайней мере в ограниченных временных рамках, как если бы она была фрагментом действительности. Двойственность восприятия порождает двойственность поведения, которое может быть представлено как осознанная одновременная реализация практического и условного поведения, причём одно усугубляет другое. Турист осознает, что перед ним вымысел, однако он переживает все эмоции, которые могут быть вызваны аналогичной реальной ситуацией [4, с.75].

Туристические агентства и музеи С.-Петербурга, например, туристическая фирма «Индиана-тур», предлагают различные формы игровых экскурсий, в данной статье рассматриваются лишь те из них, которые могут быть адаптированы к условиям Псковского региона.

Экскурсия на страусиную ферму представлена как путешествие в Австралию в гости к крокодилу Данди. «Приглашаем вас посетить австралийское ранчо, где вас ждет знакомство с одним из главных символов Австралии - СТРАУСАМИ! После увлекательной экскурсии по ферме, вас ждет интерактивная программа с традиционными австралийскими играми и соревнованиями. А если вы справитесь со всеми этапами и заданиями, то получите возможность поработать на Золотом Прииске и обменять свою «добычу» на сувениры» [9].

страусиная ферма

Леса Псковской области представляют собой идеальное место для проведения мастер-класса по выживанию в экстремальных условиях, организованного по аналогии с известным телепроектом «Последний герой». Туристы, оказавшись отрезанными от технических достижений и привычной обстановки, вынуждены преодолевать непреодолимые, с их точки зрения, препятствия и правильно вести себя в нестандартных ситуациях. Они получают навыки, которые могут помочь выжить и спасти других: «как правильно разложить костёр и зажечь его с одной спички (а то и вовсе без неё), как найти воду и сделать её пригодной для питья, как соорудить укрытие, как сориентироваться по сторонам света (с учётом, что по звездам в нашем поясе сориентироваться практически невозможно), как оказать первую медицинскую помощь при ожоге/обморожении/травме, как вести себя, если потерялся в лесу, и многое-многое другое» [9]. Проведение мастер-классов военнослужащими, имеющими реальный опыт выживания в нестандартных ситуациях и инструкторами министерства по чрезвычайным ситуациям, обеспечивает достоверность и безопасность игровых экскурсий подобного типа.

Псков является одним из древнейших городов нашей страны, на его территории постоянно проводятся археологические раскопки. Территория раскопа представляет собой, по нашему мнению, уникальное пространство для проведения экскурсии-квеста. Слово квест переводится на русский язык как длительный поиск, сопровождающийся преодолением разнообразных препятствий. Целью игры может быть как прииск сокровищ, так и освобождение из плена персонажа. Агентство предоставляет туристам возможность в ходе игры в стиле «Форт Байярд» «приложить немало усилий, применить смекалку и знания, проявить лучшие качества: отвагу, силу, командный дух для того, чтобы верно расшифровать все подсказки, собрать воедино куски древней карты и обрести заслуженную награду» [9].

Жители современных городов лишены возможности повседневного общения с природой, и для многих из них жизнь в сельской местности представляет собой terra incognito. В Псковской области активно развивается фермерство как разновидность сельскохозяйственного производства, что позволяет организовывать эколого-познавательные экскурсии. Данная модель организации отдыха предполагает, прежде всего, семейный досуг. «Наша уютная ферма будет рада распахнуть двери для гостей. Вы и ваши дети познакомитесь с многочисленным хлопотным хозяйством: коровой, курами, цесарками, осликами, пони, лошадьми, собаками, кошками. Дети сами будут искать яйца в курятнике, чистить пони и учиться правильно седлать лошадь, увидят, как доят корову (а самые смелые даже попробуют сделать это сами), узнают какой долгий путь проходит молоко от буренки до нашего стола. Вам расскажут об истории приручения того или иного животного, об их особенностях, о пользе, которую они приносят людям. Всех животных можно смело гладить» [9].

В отдельную группу можно выделить игровые экскурсии профориентационной направленности, в ходе которых подростки получают возможность не только увидеть экспонаты отраслевых музеев, но и принять посильное участие в трудовой деятельности в рамках смоделированных коммуникативных ситуаций профессиональной направленности. Подобные экскурсии могут представлять определённый интерес и для взрослых, т. к. предоставляют шанс вернуться в детство, когда многие мечтали о романтических профессиях. Например, во время экскурсии в действующую пожарную часть экскурсантам представится уникальная возможность увидеть трудовые будни огнеборцев: осмотреть служебные помещения, посидеть за рулём специальных боевых машин, научиться управляться с пожарным рукавом, тушить возгорание из огнетушителя, дышать при помощи баллонов со сжатым воздухом через спецмаски, примерить боевую форму пожарных, спуститься к машине по специальному оборудованию [9].

Псковский регион - место дислокации боевых воинских частей, что открывает широкие возможности для проведения игровых экскурсий военной тематики. В связи с тем, что современные военные имеют значительный опыт проведения дней открытых дверей для подростков-допризывников, представителей комитета солдатских матерей и иных групп гражданского населения, увеличение числа посетителей может обсуждаться с представителями руководства. Туристам, с учётом возрастных характеристик группы, может быть предложена поездка на полигон с демонстрацией различных видов оружия: пулемётов, автоматов, пистолетов, винтовок, гранатометов, мин, патронов, средств связи, защиты и т. д., а также участие в командной игре-соревновании. Инструкторы обучат участников сборке/разборке АК-74, объяснят методику посадки/высадки на БРДМ-2, после этого участники самостоятельно и уже на время производят сборку/разборку АК, катаются по пересечённой местности на бронетранспортере. Каждый ребёнок получит возможность своими руками осмотреть пистолеты, винтовки, РПГ и другие виды вооружения [9].

Туристско-рекреационная деятельность невозможна без развития сферы общественного питания, и проблема кадрового обеспечения кафе и ресторанов нашей области по-прежнему остается нерешенной. Повышение привлекательности профессий, связанных с искусством кулинарии может быть обеспечено проведением кулинарных экскурсий, в ходе которых туристам предоставляется возможность заглянуть в «святая святых» - кухню ресторана. Они не только своими глазами увидят, как работает кухня ресторана, узнают много интересных фактов об истории кулинарии и создания отдельных блюд, а также примерят на себя роль шеф-повара и самостоятельно приготовят два различных блюда итальянской кухни. После чего гостей ждет вкусный и весёлый обед [9].

Псковичи издавна славились своим кузнечным искусством, недаром их называли в старину скобарями. Сегодня псковские мастера кузнечного дела не только успешно возрождают секреты ремесла, но и пропагандируют эту профессию. Созданный профессиональным сообществом кузнечный двор предлагает программы для людей разного возраста, в ходе которых можно не только увидеть кованые шедевры, раздувать меха, но и самому сковать гвоздь или монету - традиционную псковскую деньгу.

Особый вид игровой экскурсии, занимающий промежуточное положение между профориентационными и экологическими, - это «Экскурсия к служебным собакам». Служебные собаки используются в различных подразделениях силовых ведомств, включая таможню, МЧС, подразделения полиции, поэтому у представителей туриндустрии имеются широкие возможности для организации игрового пространства для данного вида услуг. Наблюдение за демонстрацией рабочих навыков собак разных пород, а также возможность погладить и поиграть со всеми представленными собаками (как с маленькими, так и с большими) не только расширит когнитивное пространство туриста, но и будет способствовать его эмоциональному развитию. Профессиональный инструктор расскажет как себя вести при встрече с бездомной стаей и просто агрессивно настроенной собакой [9].

Заключение. Внедрение в широкую практику рекреационно-туристической деятельности подобных форм взаимодействия туриста и гида представляется жизненно-важным в силу ряда причин. Во-первых, интерактивные формы расширяют целевую аудиторию. Разработка турпродуктов для разных половозрастных групп и групп по интересам позволяет включить число потенциальных потребителей как жителей Пскова и области, так и Северо-Западного региона. Особое внимание следует уделить игровым экскурсиям в сфере образовательного туризма, ориентированного на граждан иных государств, заинтересованных в изучении русского языка как иностранного, поскольку именно миметический характер этого вида деятельности обеспечивает высокую эффективность процесса формирования коммуникативных компетенций.

Во-вторых, специфическая манера проведения экскурсий расширяет сферу занятости для «непрофильных», с точки зрения туриндустрии, специалистов: режиссеров массовых мероприятий, учителей русского языка, мастеров, владеющих различными народными ремёслами, фольклористов. Создание хорошо оплачиваемых рабочих мест в престижной сфере занятости позволит сократить отток молодежи в крупные города и создать условия для трудоустройства иных возрастных групп, в т. ч. и военных пенсионеров.

Литература

1. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.
2. Кайуа Р. Игры и люди: Статьи и эссе по социологии культуры. - М.: ОГИ, 2007. - 304 с.
3. Ливинская О.А. Проблемы и перспективы использования туристско-рекреационных ресурсов Псковской области // Псковский регионологический журнал. - 2012. - №13. - С.135-143.
4. Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб.: «Искусство-СПб», 2005. - 704 с.
5. Никитин М.В. Курс лингвистической семантики. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 819 с.
6. Финк Е. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988. - С.357-403.
7. Хейзинга Й. Homo Ludens / Человек играющий. - СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. - 384 с.
8. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX-XX веков. - М.: Советский писатель, 1988. - 416 с.
9. URL: http://www.indiana-tour.ru.

Kleymenova V.Y. Reflection of Peculiarities of Pskov Region in Creation of Game Excursion Space

The article deals with excursion as a particular type of game which has its own cognitive and pragmatic peculiarities. Game and play zone are ontologically heterogeneous and due to this excursion as a tour product is made more appealing to people and thus it helps to increase the number of tourists.

Key words: excursion, game, play zone, excursion as a play, tour product.





Поиск туров и отелей с отзывами на ТУРЫ.ру

Booking.com


© 2002-2018 Все о туризме - образовательный туристический портал
На страницах сайта публикуются научные статьи, методические пособия, программы учебных дисциплин направления "Туризм".
Все материалы публикуются с научно-исследовательской и образовательной целью. Права на публикации принадлежат их авторам.