Туристическая библиотека
  Главная Книги Статьи Методички Диссертации Отчеты ВТО Законы Каталог Поиск отелей Реклама Контакты
Теория туризма
Философия туризма
Право и формальности в туризме
Рекреация и курортология
Виды туризма
Агро- и экотуризм
Экскурсионное дело
Экономика туризма
Менеджмент в туризме
Управление качеством в туризме
Маркетинг в туризме
Инновации в туризме
Транспортное обеспечение в туризме
Государственное регулирование в туризме
Туристские кластеры
ИТ в туризме
Туризм в Украине
Карпаты, Западная Украина
Туризм в Крыму
Туризм в России
101 Отель - бронирование гостиниц
Туризм в Беларуси
Международный туризм
Туризм в Европе
Туризм в Азии
Туризм в Африке
Туризм в Америке
Туризм в Австралии
Краеведение, странове-
дение и география туризма
Музееведение
Замки, крепости, дворцы
История туризма
Курортная недвижимость
Гостиничный сервис
Ресторанный бизнес
Анимация и организация досуга
Автостоп
Советы туристам
Туристское образование
Менеджмент
Маркетинг
Экономика
Другие

Кудашева Л.О.
Материалы Международной научно-практической конференции
"Актуальные проблемы гуманитарных наук". - г. Томск, 5-6 апреля 2012 г. - С.71-74.

Современная урбанистика как ресурс формирования бренда города

бренд города Нью-Йорк Современная социокультурная сфера жизни человека необратимо изменяется. Общество потребления становится обществом «эмоционального насыщения». Каждый из нас, совершая покупку в магазине, заказывая кофе или посещая какое-либо мероприятие, воспринимает процесс потребления совершенно по-другому, нежели прежде. Новое восприятие современного человека в культурном пространстве изучает новая экономика – экономика ощущений.

Изменения в социокультурной сфере во многом обусловлены восхваляемым ранее техническим прогрессом, который совершенно изменил образ жизни человека, а также его восприятие окружающей среды в целом. Процессы технологического развития и глобализации повлекли за собой ускорение начавшихся ранее процессов урбанизации и агломерации. Они в буквальном смысле слова начинают захватывать города и уничтожать их изнутри. Усложняется городская среда и город, как таковой, начинает восприниматься совершенно иначе, чем это было ранее. Изменения городского пространства и способов визуализации, виртуализации и совершенно новые способы развлечения рассматриваются новой экономикой как неизбежный шаг к формированию новой мировой, а в том числе и городской среды.

Средние века показали город как оборонительное укрепление (от пол. «грод», церковно-слав. «градъ» - крепость) [1], в новое время зарождается городское самоуправление, а уже в XIX-XX веке город, мегаполис воспринимается как сложный организм, система со своими «нерешенными проблемами». Современный город становится не только местом жительства самих горожан, но и прибежищем путешественников или местом скопления огромного количества туристов, которые приехали полюбоваться на культурное наследие, либо заключить бизнес-соглашение.

В связи с процессами урбанизации и усложнением всей городской жизни проблемы городской культуры, связанные с туризмом, приобретают большую актуальность и требуют детального освещения со стороны науки урбанистики и урбанистических исследований. Кроме того, проблема города, городской культуры в историческом аспекте является малоизученной темой, как в отечественной, так и в зарубежной литературе.

Объект исследования – урбанистика как ресурс развития туризма

Предметом работы является современная урбанистика как ресурс формирования бренда города.

Таким образом, целью работы является - выявление специфики города на основе урбанистических исследований.

В связи с этим выделим следующие задачи:

- дать определение понятию урбанистика;
- проследить начало процессов урбанизации, а также понять когда город становится туристским центром и рассмотреть перспективы развития города как туристской дестинации;
- рассмотреть некоторые идеи специалистов по урбанистике и возможности их использования для формированию бренда города.

Урбанистика (или геоурбанистика) - раздел экономической географии, занимающийся комплексным анализом и изучением проблем, связанных с функционированием и развитием городских центров [2].

Первая парадигма, приведшая к возникновению урбанистики, произошла из традиции рассмотрения города как «большого завода», в котором можно посчитать основные параметры жизнедеятельности и спрогнозировать развитие, а также просчитать как город отреагирует на системные проблемы. Однако, практика применения такой парадигмы в крупных западных городах привела к тому, что урбанистика в 60-70 годы XX века пережила две волны критики, связанных с введением антипозитивистского принципа «неполной постижимости объекта», и принципа перевода части элементов сложного объекта в разряд автономных субъектов.

Итак, проследим начало процессов урбанизации для того, чтобы лучше понять сущность города и его возможности.

Процессы появления крупных городов и увеличение процесса урбанизации появились задолго до возникновения науки урбанистика. Но следует отметить, что стремительный рост городов происходил в XIX веке и был вызван промышленной революцией. В пригородах крупных городов сначала проживали представители беднейших слоев, а уже в середине XIX века благодаря развитию железнодорожного транспорта в Европе и США появились престижные пригороды крупных городов, где селились весьма богатые семьи.

Бурная урбанизация и субурбанизация началась в США и Европе после Второй мировой войны. Предпосылкой для переезда населения в пригороды стало увеличение количества личных автомобилей и развитие дорожной сети, включая скоростные магистрали. При этом в центрах больших городов стало скапливаться малоимущее население, проживающее в ветшающих многоквартирных домах.

Субурбанизация привела к появлению городских агломераций. Самая большая в мире по площади городская агломерация - это агломерация Нью-Йорка, расположенная на территории трёх штатов. Самая большая по населению агломерация - это регион вокруг Токио, где проживают 35 млн человек.

Таким образом, города-центры, сосредоточившие в себе предприятия и человеческие ресурсы, имеют свойства расширяться за счет присоединения ближайших районов и переселения наиболее богатой части населения в пригород. Тенденция образования городских агломераций в России начинает развиваться и сейчас мы наблюдаем разрастание таких городов как Москва или Екатеринбург и даже средние города России увеличиваются за счет котеджных поселков или новых районов уже за чертой города.

Города со временем становится туристским центром. Чтобы понять каким образом происходит становления городов, как мест скопления туристов, мы должны описать современный город.

Город – чрезвычайно сложный социально-экономический организм, многоотраслевой хозяйственный комплекс, культурно-историческое образование, олицетворение синтеза искусств и площадка для величайших событий в истории человечества [3]. Люди выбирают городскую среду как место для постоянного проживания, но также город становится декорацией отпуска, путешествия. Происходит невольная виртуализация реальности, т.к. человек, даже не увидев некий город, может представить себе его силуэт, рассказать о культурном наследии и стиле данного города. Восприятия того или иного города образны, а это связано с сочетанием объективных и субъективных взглядов, предубеждений и эмоций. Не в этом ли кроется ответ на вопрос о причинах притягательности города?

Например, некоторые города вызывают у нас образы определенных фигур людей: Вена - Моцарт, Веймар - Гете, Копенгаген - Андерсен, Санкт-Петербург - Петр I [4] и т.д.

Итак, перспективы развития крупных городов как туристских дестинаций реальны, во многом благодаря культурно-историческому наследию. Но интерес к любому городу может пропасть, т.к. изменения в мире, процессы глобализации, технические новинки должны отразиться в образе города, но могут быть упущены. Урбанистические исследования способствуют выявлению наиболее рациональных путей развития города и успешного формирования его бренда.

Концепция «креативного города» Ч. Лэндри сегодня является одним из таких исследований. Идея о "творческом городе" родилась из размышлений о том, что некоторые города смогли приспособиться к переменам, а некоторым даже удалось сделать эти перемены источником своего развития. Другие же позволили себе стать пассивными жертвами глобальных перемен.

Ключевым стало понимание культуры, в особенности, организационной культуры. Выявление культурной перспективы, по мнению Ч. Лэндри, жизненно важно. Необходимость развития новых форм сотрудничества становится очевидной, поскольку «одна лишь межведомственная кооперация и корпоративная работа местных властей не позволяют полностью использовать городской потенциал» [5].

Суть концепции креативного города в том, что любое поселение - в какой бы оно ни находилось стране, - может вести свои дела с большим воображением и новаторским настроем. Чтобы город или мегаполис ступили на этот путь, должны быть созданы условия, позволяющие им думать, планировать и действовать творчески [6].

Недостаток креативности приводит к заимствованию многими городами у более успешных городов форм домов, построек супермаркетов, но они редко включают в городскую среду современные библиотеки, галереи или кафе с необычным интерьером. Также городские власти редко выдвигают вопрос о правильном освещении улиц города тогда, когда именно это помогает в вечернее или утреннее время ориентироваться в пространстве города. Возможно, идеи Ч. Лэндри о подсветке пешеходных дорожек или деревьев в парке послужит решением многих городских проблем и сделает город «умным» и современным.

Результаты развития «креативного» города могут иметь положительный эффект. Например, бытовой мусор может быть полезен (в строительстве или в арт-объектах); что-либо в городском пространстве будет бесплатным (мешки для мусора в парке или даже пешеходная экскурсия) или излишние расходы города будут сокращены.

Новое творческое пространство не поддается логике старого мира потому, что правила жизни в таком городе изменяются, поэтому первым шагом должно быть осознание невозможности решения проблем нового мира старыми средствами.

Также в урбанистике существует другое исследование - о применении культуры как способе развития города. Исследователи Института экономики города задаются вопросом: «Есть города, о которых пишут стихи, снимают кино, в них влюбляются и стремятся вернуться…Можно ли конвертировать этот неосязаемый подчас потенциал города в экономическую выгоду?» [7].

На сегодняшний день в экономике города характерен новый подход к ресурсам, в списке которых не только полезные ископаемые, рабочая сила и производственные технологии, но также имя, брэнд, репутация, творческий потенциал. Возрастает мобильность городских жителей. Места работы теперь не обязательно связаны с местом постоянного проживания. Одной профессии хватает не более чем на пять лет, и образовательная мобильность является одним из условий компетентности современного человека, которому, чтобы реализоваться в полной мере, необходимо иметь возможность непрерывно получать образование международного стандарта; иметь доступ к современным информационным потокам; участвовать в международном рынке труда; находиться в активной социальной и культурной среде. Именно такими должны быть условия современной городской жизни, и города конкурируют между собой за качество предоставляемых услуг в этой области. Они борются за образованных и талантливых людей, способных к предпринимательству и обучению, потому что эти люди в свою очередь привлекают в города крупный бизнес. [8]

Мы приходим к выводу, что основными критериями оценки потенциала культурного развития для формирования бренда города являются удовлетворенность жителей средой обитания; структура образа города и его привлекательность; выявление привлекательных и непривлекательных мест; возможности проведения досуга; идентификация центра города и отношение к нему местного сообщества.

Городские администрации и «творческая» элита городов должны понять как укрепить городскую идентичность; как актуализировать природно-культурное наследие с целью его сохранения и развития; как вписать новые идеи и предпринимательские решения в среду города таким образом, чтобы город стал по-настоящему привлекательной туристской дестинацией.

Список литературы

1. А. Гутнов, В. Глазычев Мир архитектуры. - Москва: Молодая гвардия, 1990.
2. www.glossary.ru
3. Города - туристские центры: типы, функции, современные тенденции развития // http://worldwidetour.ru/content/14/
4. там же.
5. Лэндри Ч. Креативный город. - М.: Издательский дом "Классика-ХХI, 2011. - С.25.
6. Лэндри Ч. Креативный город. - М.: Издательский дом "Классика-ХХI, 2011. - С.7.
7. Культура как локомотив развития города. - Институт экономики города, 2006. – 12 с.
8. там же.

Присоединяйтесь к нам в Контакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках и Google+








© 2002-2017 Все о туризме - образовательный туристический портал
На страницах сайта публикуются научные статьи, методические пособия, программы учебных дисциплин направления "Туризм".
Все материалы публикуются с научно-исследовательской и образовательной целью. Права на публикации принадлежат их авторам.
TrendStat