Туристическая библиотека
  Главная Книги Статьи Методички Диссертации Отчеты ВТО Законы Каталог Поиск отелей Реклама Контакты
Теория туризма
Философия туризма
Право и формальности в туризме
Рекреация и курортология
Виды туризма
Агро- и экотуризм
Экскурсионное дело
Экономика туризма
Менеджмент в туризме
Управление качеством в туризме
Маркетинг в туризме
Инновации в туризме
Транспортное обеспечение в туризме
Государственное регулирование в туризме
Туристские кластеры
ИТ в туризме
Туризм в Украине
Карпаты, Западная Украина
Туризм в Крыму
Туризм в России
101 Отель - бронирование гостиниц
Туризм в Беларуси
Международный туризм
Туризм в Европе
Туризм в Азии
Туризм в Африке
Туризм в Америке
Туризм в Австралии
Краеведение, странове-
дение и география туризма
Музееведение
Замки, крепости, дворцы
История туризма
Курортная недвижимость
Гостиничный сервис
Ресторанный бизнес
Анимация и организация досуга
Автостоп
Советы туристам
Туристское образование
Менеджмент
Маркетинг
Экономика
Другие

Куклинова Ирина Анатольевна
Вопросы музеологии. - 2013. - №1(7). - С.156-162.

Лувр Абу-Даби: универсальный музей в арабском мире

Одним из проявлений глобализации в сфере культуры стало появление филиалов крупных художественных музеев, которые начинают создаваться в регионах, довольно экзотических с точки зрения истории музея как институции, порожденной европейской культурой. Для осмысления данного явления автор статьи обращается к анализу концепции Лувра Абу-Даби, ставшего частью музейного острова в столице Объединенных Арабских Эмиратов. Лувр Абу-Даби формируется как первый универсальный музей в арабском мире, обладающий разнообразными коллекциями и ориентированный на равный доступ к памятникам культурного наследия всех слоев мультикультурного общества ОАЭ, а также иностранцев. Проект проникнут мотивацией престижа как для местной политической элиты, демонстрирующей успехи модернизации страны и ее открытость глобальному миру, так и для Франции, расширяющей свое культурное влияние на регион, традиционно ориентированный на англосаксонскую культуру. Особого внимания заслуживают вопросы архитектурного и экспозиционного решения музея.

Ключевые слова: глобализация, универсальный музей, филиал музея, Лувр Абу-Даби, музейная архитектура.

Исследователи, характеризуя современное развитие музеев, часто говорят о влиянии на них глобализационных процессов. Глобализация интенсифицирует международные контакты музеев – как в исследовательской сфере, так и в области выставочной деятельности. Притом происходит не просто количественное увеличение конференций и выставок, существенным образом расширяется география музеев, вовлеченных в этот процесс. Одним из проявлений глобализации в сфере культуры, заслуживающим бесспорного внимания, стали активно формирующиеся в наши дни филиалы крупных художественных музеев. Иногда они создаются в той же стране, что и сам музей, в некоторых случаях открываются в других государствах, в последнее время – все более экзотических с точки зрения истории музея как института, порожденного европейской культурой. Осмысление этого явления затрагивает вопрос развития самого музея как институции и позволяет еще раз обратиться к его истории.

Учреждения, родившиеся как филиалы, хорошо известны: Государственный Эрмитаж имеет российские центры в Казани и Выборге, ведет активную выставочную деятельность Эрмитаж на Амстеле в Амстердаме (Нидерланды), достигнута договоренность о создании исследовательского филиала музея в итальянской Ферраре. В России ширится сеть виртуальных филиалов Государственного Русского музея, опирающаяся на современные информационные технологии. На международном уровне безусловным лидером данного феномена является нью-йоркский Музей Соломона Гуггенхайма, имеющий представительства в Венеции, Берлине, Бильбао и продолжающий строить планы своего присутствия в разных уголках земного шара.

Для постижения специфики филиала музея как особого явления современной культуры мы предлагаем обратиться к реализуемому в наши дни амбициозному плану строительства музейного острова в Абу-Даби. И если точнее – к части этого проекта, созданию музея, называемого Лувр Абу-Даби. Откроется он только в 2015 г., поэтому пока стоит говорить лишь о планах и замыслах. О них можно судить по специальному досье в четвертом номере журнала «Большая галерея», издаваемого в Лувре, материалам, размещенным на сайте Лувра в разделе «Лувр в мире», сайтам Агентства Франс-Музеум1 и Компании по развитию туризма и инвестициям (TDIC) Абу-Даби. Кроме того, значительный аналитический материал представлен в сборнике «Новые модели музеев? Формы и цели создания и модернизации музеев в Европе XIX – XXI веков», вышедшем по результатам междисциплинарного коллоквиума, организованного Высшей Нормальной школой в Париже (декабрь 2007 г.)2.

Первой характерной особенностью будущего филиала Лувра является его местоположение. Конечно, и до этого в арабском мире основывались музеи. В колониальную эпоху они создавались европейцами для европейцев, чаще всего это были собрания, связанные с традиционным или древним наследием региона – этнографические и археологические музеи. В связи с длительным британским протекторатом над этой территорией не кажется случайным, что до последнего времени в музейной области и всей гуманитарной сфере было сильно влияние англосаксонских специалистов.

Абу-Даби – столица Объединенных Арабских Эмиратов (далее – ОАЭ) и эмирата Абу-Даби. Эта территория (а государство ОАЭ создано лишь в 1971 г.) начала активно развиваться, быстро достигнув подлинного процветания, только во второй половине XX в. в связи с началом разработки богатейших нефтяных месторождений. С капиталами пришел и процесс урбанизации, переросший в создание суперсовременных мегаполисов. Одним из них на сегодняшний день является город Абу-Даби. В настоящее время ведутся обширные работы на искусственном острове Саадият (Остров счастья), созданном в Персидском заливе и соединенном с Абу-Даби двумя мостами. На нем по планам властей будут жить около 150 000 местных жителей, а так же построены гостиницы, способные принимать в день до 225 000 туристов3. Частью планов урбанизации стал и Культурный квартал, в котором откроются сразу несколько музеев и галерей. Среди них – Национальный музей, Морской музей, Гуггенхайм Абу-Даби, Лувр Абу-Даби, Центр исполнительских искусств. Именно их здания призваны стать особенностью архитектуры Саадият, отличающей его от многочисленных дорогих новостроек ОАЭ, притом, что и в соседних эмиратах (прежде всего, в Дубае) разворачивается новое строительство учреждений культуры.

Лувр Абу-Даби заявляет о себе как о первом универсальном музее в арабском мире, соединяющем один из крупнейших художественных музеев мира, рожденных идеологией Просвещения, и одну из наиболее динамично развивающихся не только арабских, но и мировых экономик4. Общепризнанно, что именно во Франции рубежа XVIII – XIX вв. родился феномен универсального художественного музея, объединившего все величайшие достижения человеческого гения. Представляя будущий музей на сайте Лувра, авторы материалов неоднократно заявляют о его преемственности Национальному музеуму, возникшему под воздействием идей Просвещения в эпоху Французской революции5. Не случайны и множественные обращения к источникам конца XVIII в., обосновывавшим необходимость музеума и его основные характеристики. Приводятся выдержки из выступлений депутата Национального Конвента Буасси д’Англа, фрагмент письма министра внутренних дел Ролана художнику Ж.-Л. Давиду. Утверждавшиеся тогда представления о музее включали и мысль об экспонировании всех величайших произведений искусства во французском музеуме, и суждения о равном доступе всех французов к ним как реализации неотъемлемых прав граждан, и замечание о будущем интересе к музею со стороны иностранцев. Конечно, подчеркивается, что Лувр, рожденный эпохой Просвещения как общедоступный универсальный музей, – модель для нового учреждения на острове Счастья. Однако ориентиром является и Лувр современный, обращенный к новому контексту, «эпохе глобального и независимого мира», как она характеризуется авторами текста, размещенного на официальном сайте проекта. Сложность этого пути в том, что исторические музейные традиции, связанные с Лувром, должны быть сопряжены с инновациями, символом которых является столица ОАЭ. Лувр Абу-Даби, не повторяя структуру парижского Лувра, тем не менее, взял курс на собирание поистине универсальной коллекции, состоящей из следующих отделов: древности, исламское искусство, европейская живопись и скульптура, азиатское искусство, мебель и декоративное искусство. Научный руководитель агентства Франс-Музеум, созданного для курирования всего проекта, Л. де Кар отмечает, что диалог цивилизаций, таким образом, будет иллюстрироваться взаимоотношениями Запада, арабо-мусульманского и азиатского миров6. Обращает она внимание и на культурно-образовательный аспект всего проекта: создающийся музей будет обеспечивать равный доступ к культуре и знаниям всем слоям общества. Совершенно по-особенному это заявление звучит в данном регионе, поскольку ОАЭ – страна мультикультурная. Ее сегодняшнее процветание, помимо местных жителей, обеспечивают многочисленные выходцы из стран Юго-Восточной Азии (до 80 % населения)7. Кроме того, безусловно, значительную часть будущих посетителей музея составят иностранные туристы. Культурно-образовательная заостренность отличает, как считают французские специалисты, музеи на острове Саадият от их собратьев в других странах региона. Там зачастую на первый план выходят только вопросы туристской привлекательности и финансового успеха8. Это свойство будущего музея подчеркивается на сайте Компании по развитию туризма и инвестициям (TDIC), курирующей Лувр Абу-Даби со стороны эмирата9.

Лувр Абу-Даби

Характерной чертой Лувра Абу-Даби можно признать, конечно, и обстоятельства политического характера, порождающие подобные начинания. Создание такого музея, определенно, имеет мотивации престижа государства как в регионе, так и в мире в целом. Это знак больших возможностей и значительных стремлений Абу-Даби, направленных на модернизацию жизни в самой стране и демонстрацию ее открытости глобальному миру. Кроме того, французские музейные сотрудники постоянно напоминают, что на концепцию музея не мог не оказать влияния и тот факт, что она разрабатывалась после событий 11 сентября 2001 г.: «… мы работаем для того, чтобы дать лучший из возможных ответов на сделанный нам вызов. Речь о том, чтобы сделать видимым, материализованным в залах, перед шедеврами, необходимый диалог между Востоком и Западом»10. Помимо значимости данного проекта для Абу-Даби, нельзя забывать о том, что и для Франции это расширяющиеся возможности экспорта французской культуры и создания ее более благоприятного имиджа в регионе, традиционно ориентированном на Великобританию. Вот почему на сайте Лувра подчеркивается, что французские музеи (а в реализации выставочных планов примут участие, помимо Лувра, музеи д’Орсэ, Родэна, на набережной Бранли, Версаль и центр Ж. Помпиду) обязательно должны продемонстрировать способность совместного изобретения музея XXI в. Параллельно с созданием нового музея и французские высшие учебные заведения приступили к проникновению на образовательные просторы ОАЭ: в частности, начинает реализовываться разработанная совместно Школой Лувра и Университетом Париж IV Сорбонна программа подготовки на степень магистра по специальности «Музейные профессии»11.

Еще одна характерная черта нового музея, как и всего культурного квартала на Саа-дият – особое внимание к его архитектуре. Для возведения каждого из музеев на острове приглашены крупнейшие современные архитекторы: Ф. Гери, Н. Фостер, З. Хадид, Т. Андо. Строительство представительства Лувра в ОАЭ даже без объявления конкурса было поручено французу Жану Нувелю, известному парижскими зданиями фонда Картье, Института арабского мира, Музея на набережной Бранли. Специалисты замечают, что на сегодняшний день такое внимание к архитектуре становится уже тенденцией. Ее истоки многие видят в здании филиала Музея Соломона Гуггенхайма в испанском Бильбао, открытом для публики в 1997 г. «Не главенствует ли сегодня здание в концепции музея над представлением предметов», – спрашивают себя некоторые из экспертов12. Показательно, что макеты будущего музейного острова были продемонстрированы публике еще до того, как окончательно определилась концепция каждого из музеев.

Музейная архитектура в значительной степени привлекала к себе внимание на протяжении длительного времени. Например, во Франции о ней много размышляли и спорили в 1920 – 1930-х гг. Тогда в среде архитекторов и музейных специалистов сформировались две группы, высказывавшие противоположные точки зрения. Одни полагали, что необходимо продолжать традицию, родившуюся в веке предшествующем, предписывающую создавать музейное здание, которое обязательно станет украшением города, войдет в число его памятников. Модернисты, многое пересматривавшие и отторгавшие в культуре прошлого, видели музейное здание «машиной для экспонирования», которая должна выполнять вполне определенную функцию и быть дешевой для создания. Самым ярким проявлением этой позиции является известный проект музея неограниченного расширения Ле Корбюзье. Архитектор настаивал на том, что начало строительства здания музея может быть положено одним мастером с помощником и стоить всего 100 000 франков. Предлагая создать подземный вход в музей, Ле Корбюзье тем самым планировал возводить музей зал за залом, которые развивались бы по квадратной спирали, вообще не предполагая парадного фасада. Серьезный анализ архитектурных дискуссий той поры можно найти в статье известного искусствоведа и музейного деятеля Л. Откера, опубликованной в специальном «музейном» номере журнала «Сегодняшняя архитектура» в 1938 г.13 Любопытно, что в 2010 г., открывая свой филиал в городе Мец, парижский центр Ж. Помпиду в архитектурном отделе выставки «Шедевры?» напомнил о дебатах тех лет, представив архитектурные проекты музеев 1920 – 1930-х гг., в том числе и нереализованные14. Казалось бы, с течением времени, во второй половине XX в., пусть и в модифицированном виде, победили взгляды, близкие новатору Ле Корбюзье. Неслучайно, что зачастую, характеризуя музейную архитектуру этого периода, особенно здания музеев современного искусства, исследователи обращались к концепту воображаемого музея (точнее, к английскому переводу этого понятия – «музей без стен»), предложенному французским литератором и политиком А. Мальро. Здания из стекла и бетона, стены которых как бы растворяются, переставая служить границей пространств, по-настоящему ставшие «машинами для экспонирования», визуализирующие метафору «музея без стен»15.

Появление в конце ушедшего века зданий, подобных филиалу Музея Гуггенхайма в Бильбао, позволяет говорить о реализации обратной метафоры – в эпоху постмодерна начинают создаваться «стены без музея», весьма актуальное значение приобретает концепция оболочки, симулякра16. Именно здание стремятся увидеть приезжающие в Бильбао туристы, именно оно вспоминается всегда и даже теми, кто не бывал в этом музее. Так, прежде всего, унифицируется представление о музее как об определенном здании, а не о его коллекциях17. Таким образом, казалось бы, музейная архитектура возвращается к традициям столетней давности, являя миру все новые образцы музейных зданий-памятников, способных украсить города, в которых они находятся. Однако столь однозначно этот процесс охарактеризовать невозможно. Неслучайно в размышлениях исследователей появляется характеристика этой тенденции как некоей западной технологии18. На этом в конце XX – начале XXI вв. настаивал Ж. Бодрийяр. Гуггенхайм в Бильбао он характеризовал как «идеальный образец виртуального объекта, прототип виртуальной архитектуры. Он создан на основе сведения воедино комбинируемых элементов и модулей таким способом, который может применяться при создании тысячи подобных музеев <…> Музей Гуггенхайма – это пространственная химера, продукт машинных процессов, которые опередили саму архитектурную форму»19. С таким утверждением можно согласиться: в XIX в. новое здание возводилось с учетом коллекций, которые оно должно было заключать. Ныне же такой ориентации не просто нет, здание может заслонить перед массовой публикой удивительный факт: у музея вообще нет коллекции, которая ранее всегда его определяла, в том числе определяла и его архитектуру20.

Что касается проекта Ж. Нувеля, то он представляет собой некий «остров на острове» Саадият, на котором расположено большое количество небольших построек, окруженных водоемами и растительностью. Две трети этого мини-города перекрывает кружевной купол, в котором многие видят отголоски традиций арабской архитектуры, купола мечетей, мавзолеев, караван-сараев, медресе. Архитектор задумал медину восточного города-музея, состоящую из невысоких зданий высотой 4-10 метров, которые будут защищены от палящего солнца спасительной тенью, создаваемой куполом. В темное время суток, напротив, музейный комплекс будет ярко освещаться. Сам Ж. Нувель в интервью журналу «Большая галерея» отмечает, что хотел построить часть города, квартал, куда можно прийти на час или надолго для того, чтобы погулять в парке, почитать, зайти в ресторан поесть или выпить стаканчик, совершить морскую прогулку. Творение Ж. Нувеля должно функционировать как настоящая медина – такая городская структура в арабских странах, где люди и живут, и занимаются делами21.

Следующей особенностью будущего музея является попытка преодоления ставшего уже привычным для крупных художественных музеев представления собрания по хронологическому принципу. Обратившись к истории музейного дела, вспомним, что именно такое размещение произведений искусства утверждалось в эпоху создания европейских публичных музеев в связи с его большей наглядностью и доступностью для широкой публики, в отличие от развески, предполагающей соседство произведений на один сюжет или одного жанра, доминировавшей до тех пор и нашедшей теоретическое обоснование во Франции на рубеже XVII – XVIII вв. В начале XXI в. Лувр, отказавшийся от этих принципов развески еще после своей первой реконструкции во второй половине 1790-х гг., реализует в Абу-Даби нечто отличное и от хронологического порядка. По данным сайта агентства Франс-Музеум, тематический и хронологический принципы будут сосуществовать, что позволит продемонстрировать точки соприкосновения различных цивилизаций. Хронологически экспозицию определят четыре значительных периода, понятных самой широкой публике. Это археология и рождение цивилизаций, Средневековье и рождение ислама, классическая эпоха от Возрождения до Просвещения, современная эпоха с конца XVIII в. до наших дней22. Ежегодно экспозиция должна изменяться, подчиняясь исследованию одной из фундаментальных проблем человечества и художественного творчества – власть, история, духовность, личная жизнь. Л. де Кар отмечает, что ввиду особенностей коллекции (она только начинает формироваться, основная масса произведений предоставляется французскими музеями на время), экспозиционный подход, безусловно, будет напоминать политику временных выставок23. Таким образом, «музеография Лувра Абу-Даби показывает, что создатели концепции желают открыть новую эру в развитии музеев»24. Собственно говоря, временные выставки будут играть значительную роль в жизни музея, особенно в первые годы. Соглашение между двумя сторонами предполагает помимо длительного (от 6 месяцев до 2 лет) предоставления предметов из публичных французских коллекций также и ежегодную организацию нескольких временных, непродолжительных выставок. Кроме того, универсальность будущего музея подтверждается тем фактом, что ограничений в отборе предметов для этих выставок не существует: будет демонстрироваться западное искусство, проникнутое христианским мировоззрением, не будет запрета и на произведения, показывающие обнаженное человеческое тело.

Лувр Абу-Даби – это первый универсальный музей в арабской стране, вмещающий разнообразные коллекции и ориентированный на равный доступ к памятникам культурного наследия всех этнических, религиозных и социальных слоев мультикультурного общества ОАЭ, а также иностранцев. Реализация этого проекта исключительно важна в политическом отношении как для местной правящей элиты, так и для Франции, поскольку преодолевает традицию сотрудничества данного региона с англосаксонским миром, берущую начало еще в колониальную эпоху. Лувр Абу-Даби продолжает тенденции последних лет в области модернизации подходов к архитектурному проектированию музейных зданий, радикально перемещая акцент с собрания на архитектуру самого здания, и одновременно разрабатывает принципиально новые технологии в построении экспозиции.

Information on article

Kuklinova Irina Anatolievna. Louvre of Abu Dhabi: a universal museum in the Arabic world

Abstract: One of the manifestations of globalization in the sphere of culture was the appearance of branches of major art museums, which started to be created in the regions, a rather exotic from the point of view of the history of the Museum as an institution rooted in European culture. For understanding this phenomenon, the author turns to the analysis of the concept of the Louvre Abu Dhabi, who became part of the Museum island, to be set up in the capital of the United Arab Emirates. The Louvre Abu Dhabi is formed as the first universal Museum in the Arab world, with a variety of collections and oriented to equal access to the monuments of the cultural heritage of all layers of a multicultural society of the UAE, as well as foreigners. The project is permeated with the motivation of prestige as for the local political elite, demonstrating the success of the modernization of the country and its openness to global peace, as well as for France, the process of expanding its cultural impact on the region, traditionally focused on the Anglo-Saxon culture. Particularly noteworthy are the issues of architectural solutions and exposition of the museum.

Key Words: globalization, universal museum, branch of the museum, Louvre of Abu Dhabi, museum architecture.


1 Создано в 2007 г. специально для курирования создания Лувра Абу-Даби в научной, культурной и технической областях.
2 De nouveaux modèles de musées? Formes et enjeux des créations et rénovations de musées en Europe. XIX-XXI siècles. - Paris, 2007.
3 Hullo-Pouyat C. Le Louvre à Abu-Dabi ou la quête du cosmopolitisme // De nouveaux modèles de musées? Formes et enjeux des créations et rénovations de musées en Europe. XIX – XXI siècles. - Paris, 2007. - P.302.
4 http://www.louvre.fr/louvre-abou-dabi.
5 Там же.
6 Cars L. des. Un laboratoire pour les musées de demain / Dossier Louvre Abou-Dabi // Grande Galerie. Le journal du Louvre. - 2008. - №4. - P.57. См. по адресу: http://www.louvre.fr/sites/default/files/medias/medias_ fichiers/fichiers/pdf/louvre-dossier-louvre-abou-dabi.pdf.
7 Hullo-Pouyat C. Le Louvre à Abu-Dabi ou la quête du cosmopolitisme. - P.294.
8 Ibid.
9 http://www.tdic.ae/en/project/projects/cultural-1/louvre-abu-dhabi.html.
10 Cars L. des. Un laboratoire pour les musées de demain / Dossier Louvre Abou-Dabi. - Р.59.
11 http://www.louvre.fr/louvre-abou-dabi.
12Micheli Fr. de. Le Louvre à Abu-Dabi: exemple de musée universel ou d’universalisation du concept de musée? // De nouveaux modèles de musées? Formes et enjeux des créations et rénovations de musées en Europe. XIX–XXI siècles. - Paris, 2007. - P.326.
13 Hautecoeur L. Programme architectural des musées // L’Architecture d’aujourd’hui. - 1938. - №6. - P.5-12. См.: http://portaildocumentaire.citechaillot.fr/ClientBookLine/recherche/executerRechercheProgress.asp?PORTAL_ID.
14 См. «Каталог архитектурной части выставки»: Chefs-d’oeuvre? Architecture de musées. 1937–2014. - Ed. du Centre Pompidou-Metz, 2010.
15 Захарченко И.Н. Художественный музей как храм современной культуры (новые веяния в архитектуре и экспозиционной практике XX века) // http://tourlib.net/statti_tourism/zaharchenko3.htm.
16 Там же.
17 Micheli Fr. de. Le Louvre à Abu-Dabi: exemple de musée universel ou d’universalisation du concept de musée? - P.326.
18 Ibid.
19 Бодрийяр Ж. Архитектура: правда или радикальность? // Социологические исследования. - 2011. - №5. - С.119.
20 Худякова Л. А. Музей в эпоху постмодерна: Потери или возможности // Вопросы музеологии. - 2010. - №2. - С.12-21.
21 Un musée universel sous une pluie de lumière. Entretien avec Jean Nouvel / Dossier Louvre Abou-Dabi // Grande Galerie. Le journal du Louvre. - 2008. - №4. - P.62. См.: http://www.louvre.fr/sites/default/ files/medias/medias_fichiers/fichiers/pdf/louvre-dossier-louvre-abou-dabi.pdf.
22 http://www.agencefrancemuseums.fr/fr/le-louvre-abou-dabi/le-projet-scientifique-et-culturel/.
23 Cars L. des. Un laboratoire pour les musées de demain / Dossier Louvre Abou-Dabi. - Р.57.
24 Hullo-Pouyat C. Le Louvre à Abu-Dabi ou la quête du cosmopolitisme. - P.304.

Присоединяйтесь к нам в Контакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках и Google+








© 2002-2017 Все о туризме - образовательный туристический портал
На страницах сайта публикуются научные статьи, методические пособия, программы учебных дисциплин направления "Туризм".
Все материалы публикуются с научно-исследовательской и образовательной целью. Права на публикации принадлежат их авторам.
TrendStat