Туристическая библиотека
  Главная Книги Статьи Методички Диссертации Отчеты ВТО Законы Каталог Поиск отелей Реклама Контакты
Теория туризма
Философия туризма
Право и формальности в туризме
Рекреация и курортология
Виды туризма
Агро- и экотуризм
Экскурсионное дело
Экономика туризма
Менеджмент в туризме
Управление качеством в туризме
Маркетинг в туризме
Инновации в туризме
Транспортное обеспечение в туризме
Государственное регулирование в туризме
Туристские кластеры
ИТ в туризме
Туризм в Украине
Карпаты, Западная Украина
Туризм в Крыму
Туризм в России
101 Отель - бронирование гостиниц
Туризм в Беларуси
Международный туризм
Туризм в Европе
Туризм в Азии
Туризм в Африке
Туризм в Америке
Туризм в Австралии
Краеведение, странове-
дение и география туризма
Музееведение
Замки, крепости, дворцы
История туризма
Курортная недвижимость
Гостиничный сервис
Ресторанный бизнес
Анимация и организация досуга
Автостоп
Советы туристам
Туристское образование
Менеджмент
Маркетинг
Экономика
Другие

Лещенко Л.Ю.
Материалы международной научно-практической конференции «Педагогические
и рекреационные технологии в современной индустрии досуга». - К., 2004.

Теоретико-методологические проблемы становления прикладной культурологии и педагогики досуга

проблемы становления прикладной культурологии и педагогики досуга Педагогику досуга и прикладную культурологию объединяет не только факт их принадлежности к прикладным наукам, но и отсутствие четко очерченной предметной области и круга исследовательских объектов, теоретико-методической и нормативной разработанности: эти дисциплины находятся в процессе институционализации. Следует учитывать, что их становление как самостоятельных сфер научного знания происходит в конце XX столетия на фоне качественно новой ситуации, определяющей взаимодействие наук в условиях активного исследовательского поиска, направленного на осмысление и переосмысление внутренних и внешних связей сложных саморазвивающихся систем.

Характерная и определяющая особенность так называемых человекоразмерных объектов-систем состоит во включенности в них человека в качестве структурного компонента. К таким человекоразмерным системам, выступающим в качестве объектов современного научного познания и технологического освоения, относят социальные системы, биотехнологии, большие компьютерные сети, включая глобальную сеть INTERNET, и системы технологического проектирования. Исходя из основополагающих классификационных признаков, к системам этого типа могут быть отнесены также педагогические и рекреационные технологии, полифункциональная природа и направленность которых с необходимостью приводит к созданию сложного и развивающегося комплекса: человек - социокультурная среда, принимающая данную технологию - внешняя среда (экосреда), в которой реализуется эта технология.

Все это обуславливает необходимость выявления теоретико-методологических оснований прикладной культурологи и педагогики досуга как областей прикладного исследования и определения круга проблем, связанных с данной сферой.

Во-первых, необходимо учитывать, что сама категория «методология» указывает на метатеоретический уровень изучения, который в широком смысле включает в себя, с одной стороны, совокупность подходов и моделей, принципов и методов, а с другой - пути и способы их практического применения. Таким образом, методология охватывает стандарты и процедуры отбора общих принципов и подходов, обеспечивающих рациональность в исследовании типичных проблем и эффективность в решении практических задач.

Во-вторых, в современных условиях нельзя игнорировать факт появления таких новых дисциплин, исследующих знание и познание, как экспериментальная, эволюционная и социальная эпистемология. Последняя исследует познание в контексте функционирования социальных и культурных структур. Вполне логичным в этой цепи может стать формирование прикладной эпистемологии. Таким образом, современная гносеология претерпевает существенные изменения, связанные с расширением поля изучения знания и познания. Новые исследования в сфере теории и методологии познания приводят к необходимости пересмотра центральных положений классической методологии относительно понимания знания в его обусловленности социокультурными сдвигами и поиска новых подходов к его осмыслению и обоснованию как определенной и несомненной целостности. Складывающаяся новая парадигма, исходя из принципиально новых методологических установок, отличных от характерных для классической и неклассической парадигм, подвергает их определенной трансформации или заменяет новыми.

В-третьих, теоретико-методологическое обоснование рассматриваемых дисциплин должно исходить из различия между прикладным и фундаментальным знанием. Принято выделять пять базовых критериев их различения: функциональное назначение, роль субъекта деятельности, особенности связи теории с практикой, модели познавательной деятельности, пространственно-временной континуум.

В прикладных науках наблюдается объединение эмпирического и нормативного подходов. В непосредственной связи с ним должен рассматриваться и нравственный аспект науки как неотъемлемая часть любого научного исследования, находящая свое выражение в нормах и идеалах. Эти последние, как известно, обусловлены дисциплинарной онтологией, создающей специальную картину мира с введением в нее схемы-образа изучаемой предметной области. Дискуссионность данного предмета в значительной мере связана со способами построения такой картины и ее обоснования, что предполагает рациональное обоснование принимаемых решений, культуру рефлексии и критической дискуссии.

В научном сообществе достигнут явный или неявный консенсус относительно трех фундаментальных положений: любые представления об обществе и человеке должны учитывать историческое развитие, целостность социальной жизни и включенность сознания в социальные процессы. Указанные принципы очерчивают границы, в рамках которых возможно построение картины социальной реальности в прикладной культурологии и педагогике досуга.

Ставя перед собой цель разработать технологию создания полифункциональных досуговых программ и сформулировать рекомендации, обеспечивающие их практическую реализацию, исследователь должен не только описать, объяснить и обосновать различные варианты и модели таких программ, но и дать им оценку, опираясь на определенные ценностные критерии. Поэтому, в отличие от фундаментальных наук, где эти подходы размежевываются, в прикладной культурологи, равно как и в педагогике досуга, эмпирический подход неизбежно сочетается с нормативным. Так, например, при разработке методологии педагогической диагностики возможно использование неоинституционализма, открывающего широкие возможности для оценки внутренней среды в пределах той или иной педагогической структуры, в сочетании с так называемой экологической моделью, основанной на системном подходе, обеспечивающей изучение внешней среды.

Прикладная культурология и педагогика досуга, оперируя, как и все другие сферы научного знания, общенаучными принципами, конституирующими их категориально-методологически, имеют также свои дисциплинарные особенности, которые характеризуют их как специфические отрасли предметно-практического знания. Но поскольку эти дисциплины пребывают в процессе становления, то определение их предметно-практической специфики и категориально-методологических рамок представляет особую проектировочную задачу, от решения которой в известной мере зависят пути дальнейшего развития исследований в данной области. Их методологические основания формируются как серия «парадигмальных трансплантаций» на базе концептуальных принципов, методологических установок и подходов, характерных для социально-гуманитарных, естественных и технических наук.

Исследования в сфере прикладной культурологии и педагогики досуга осуществляются в пределах социально-гуманитарной, технологической, естественнонаучной методологической ориентации. Происходит формирование «пограничных» дисциплин, позволяющих перебросить концептуальный «мостик» от социогуманитарного знания к естественнонаучному и техническому.

За счет включения некоторых понятий из сферы естественных и технических наук в различные социальные и гуманитарные области знания расширяется категориальный аппарат последних. Сами же эти понятия обретают статус «пограничных», междисциплинарных категорий. К их числу в смежных зонах педагогики, культурологии и других социогуманитарных дисциплин относятся категории педагогики досуга и прикладной культурологии.

Будучи абстрагированными от своей феноменальной данности и структурированными посредством «категориальной сетки» и системы методов, используемых различными науками, они предстают уже в виде теоретических объектов - структурных элементов онтологии, в пределах которой они существуют как составляющие специфической картины мира.

Содержание этих теоретических объектов отнюдь не произвольно: оно соотнесено с фактами реальной социальной действительности, исследуемой прикладной культурологией и педагогикой досуга. Однако, попадая в теоретический каркас этих наук из других сфер предметного знания, данные понятия и категории неизбежно меняют свое содержательное наполнение, обретая новое смысловое значение. Так или примерно так осуществляется филиация понятий в науке, за счет которой научное знание получает дополнительный импульс развития, вектор которого определяется результатами конкурентной борьбы научных школ и базовых нормативных теорий. Любая из их числа, взятая в отдельности, не может претендовать на «истину в последней инстанции», но все они в чем-то дополняют друг друга, акцентируя исследование на одной или нескольких сторонах среди множества характеристик изучаемого объекта, полностью «исчерпать» который не под силу ни одной из прикладных или фундаментальных дисциплин.

По отношению к социально-гуманитарным наукам и на основании их генетического взаимодействия рассматриваемые дисциплины обретают свою онтологическую определенность.

Технологическая ориентация заключается в использовании присущих техническим наукам алгоритмически четких стандартов практически ориентированного прикладного знания. Технологизация прикладной культурологии и педагогики досуга выражается в активном использовании ими игротехник и психотехник.

Естественнонаучная методологическая модель предполагает следование дисциплинарным стандартам (использование экспериментальных данных, их математическая достоверность), сложившимся еще в классическом естествознании.

В связи с этим характерной методологической особенностью как прикладной культурологи, так и педагогики досуга является гетерогенность концептуальной и методологической базы. Основная же методологическая установка может быть определена как инструментальный (критический) мультиплицизм, который в целях углубления познаний в данной области предполагает использование множества измерений, методов, инструментов, источников информации и средств коммуникации. Многомерность принципов, подходов, инструментария обусловлена все более возрастающей комплексностью социокультурных проблем современности, усложнением процессов принятия решений, а также их реализации.

Необходимо учитывать и то немаловажное обстоятельство, что объекты гуманитарных и социальных наук в большинстве своем принадлежат к уникальным исторически развивающимся системам, корректное изучение которых требует от специалистов оперирования идеями и понятиями, обладающими междисциплинарным статусом. Идея глобального эволюционизма, коэволюция живой и неживой «материи», получающая обоснование в так называемом «антропном принципе», глобализация понятия «свобода», разрушающая прежнее представление о причинности, мысль об онтологической укорененности сознания в бытии - эти и сопутствующие им идеи, обретая статус общенаучных регулятивов, размывают демаркационную линию между картинами реальности, вырабатываемыми естествознанием и науками социогуманитарного цикла.

Концепция неравновесных процессов, исследуемая И. Пригожиным, оказала огромное влияние на развитие современной науки и послужила основанием для разработки новой, третьей после Ньютона и Эйнштейна, модели мироздания. Перенесение моделей физико-химических структур на любые структуры придало этим естественнонаучным моделям статус онтологических.

В рамках синергетической модели необратимость, вероятность и случайность оказываются включенными в фундаментальные законы мироздания, определяя состояние и развитие всех типов систем и процессов. И. Пригожин пишет: «Теперь мы понимаем, что детерминистские симметричные законы соответствуют только весьма частным случаям. Что же касается несводимых, вероятных законов, то они приводят к картине открытого мира, в котором в каждый момент времени в игру вступают новые возможности» [1].

Требования, выдвигаемые И. Пригожиным к научному знанию, заключаются в признании необратимости времени и - в связи с этим - необходимости введения понятия «событие», означающего, что «… история стоит того, чтобы о ней поведать только в том случае, если хотя бы некоторые из описываемых в ней событий порождают какой-то смысл». С последним связано третье требование: «некоторые события должны обладать способностью изменять ход эволюции, т.е. эволюция должна быть нестабильной» [2]. Представляется, что два последних условия имеют непосредственное отношение как к прикладной культурологи, так и к педагогике досуга. При разработке многоцелевых культурно-досуговых программ, рекреационных и педагогических технологий необходимо учитывать фактор событийности.

Литература

1. Пригожин И.Р. Постижение реальности // Природа. - 1998. - №1.
2. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. - М.: Прогресс, 1994.

Присоединяйтесь к нам в Контакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках и Google+








© 2002-2017 Все о туризме - образовательный туристический портал
На страницах сайта публикуются научные статьи, методические пособия, программы учебных дисциплин направления "Туризм".
Все материалы публикуются с научно-исследовательской и образовательной целью. Права на публикации принадлежат их авторам.
TrendStat