Туристическая библиотека
  Главная Книги Статьи Методички Диссертации Отчеты ВТО Законы Каталог Поиск отелей Реклама Контакты
Теория туризма
Философия туризма
Право и формальности в туризме
Рекреация и курортология
Виды туризма
Агро- и экотуризм
Экскурсионное дело
Экономика туризма
Менеджмент в туризме
Управление качеством в туризме
Маркетинг в туризме
Инновации в туризме
Транспортное обеспечение в туризме
Государственное регулирование в туризме
Туристские кластеры
ИТ в туризме
Туризм в Украине
Карпаты, Западная Украина
Туризм в Крыму
Туризм в России
101 Отель - бронирование гостиниц
Туризм в Беларуси
Международный туризм
Туризм в Европе
Туризм в Азии
Туризм в Африке
Туризм в Америке
Туризм в Австралии
Краеведение, странове-
дение и география туризма
Музееведение
Замки, крепости, дворцы
История туризма
Курортная недвижимость
Гостиничный сервис
Ресторанный бизнес
Анимация и организация досуга
Автостоп
Советы туристам
Туристское образование
Менеджмент
Маркетинг
Экономика
Другие

Максанова Л.Б.-Ж., Бураева О.В.
Туризм и культурное наследие.
Межвузовский сборник научных трудов.

Живая традиционная культура как фактор устойчивого развития туризма

Учитывая статус оз. Байкал как участка Всемирного природного наследия, занять свою нишу на мировом туристском рынке оно сможет благодаря устойчивому развитию туризма и при условии строгого соблюдения природоохранных норм и требований при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов туризма и инфраструктуры посредством «деликатного» присоединения к природным ландшафтам и культурной среде. Устойчивый туризм предполагает возможность создания долгосрочных условий для развития собственно туризма и сохранения природных ресурсов, социальных и культурных ценностей общества. При этом его целью является достижение более высокого уровня жизни населения путем экономического роста и сохранения экологических благ, природного капитала для будущих поколений. Такой подход вписывается в мировые тенденции туризма, определяющие формирование нового туристского брэнда, когда высокая сохранность природных и культурных комплексов является непременным условием устойчивого развития и осознается как возможность и путь получения общественных и частных выгод.

В настоящее время туризм выступает одной из приоритетных отраслей экономики Республики Бурятия и может рассматриваться как фактор экономического роста не только Бурятии, но и России, поскольку по прогнозам Всемирной туристкой организации к 2020 г. Россия войдет в число 20 крупнейших стран, посещаемых туристами. В течение последних лет по целому комплексу показателей (количеству прибытий, инвестиций, доходности и занятости) в республике наблюдается положительная динамика развития туризма. Ежегодный темп роста внутреннего туризма составляет 15%, при этом за 1997–2003 гг. отмечен рост неорганизованного (дикого) туризма в 3 раза. Ежегодный темп роста въездного туризма составляет 6%, в структуре въездного международного туризма увеличивается доля «не-зависимых путешественников», т.е. тех, кто путешествует самостоятельно, останавливается у знакомых, в частных домах. Свыше 50% всех прибывших в республику преследуют цели досуга, рекреации и отдыха; 24,0 % прибывают с целью лечения и оздоровления; около 18% с деловыми и профессиональными целями. В летние пиковые сезоны отмечается 100% заполняемость всех средств размещения, особенно на побережье Байкала.

Наблюдается повышение спроса на комфортабельный отдых, на услуги и товары туристского характера (экскурсионные, культурно-досуговые, сувенирную продукцию и пр.).

В период 1998–2003 гг. опережающее развитие получили следующие виды туризма: детский отдых1; отдых выходного дня, который имеет давние традиции и после периода спада постепенно возвращает свои позиции; палаточный отдых, обусловленный финансово-экономическими и социопсихологическими факторами организации отдыха; культурно-познавательный, основанный на богатом историко-культурном наследии региона; эко-логический туризм, благодаря развитию которого весь туристский процесс на Байкале может быть экологизирован. Последнее обусловлено процессом сближения экологического туризма с другими видами, когда границы собственно экологического туризма становятся более размытыми, а его масштабы и социально-экономическое значение с трудом поддаются опи-санию2. Получил дальнейшее развитие деловой, научный, сельский, приключенческий туризм. В республике имеются большие возможности для организации этих видов туризма, так как ареалы максимального и высокого потенциала для их развития занимают 45,6% от общей площади территории республики3. Законом Республики Бурятия «О туризме» от 1995 г.4, а также в изменениях и дополнениях к нему от 2002 г. признается их приоритетное развитие.

Потенциальный спрос на услуги туристического комплекса на байкальской природной территории обусловлен, прежде всего, отдыхом на Байкале, 60% побережья которого используется в целях туризма. По данным исследований компании Росбизнесконсалтинг, проведенных в сере-дине 2003 г., 22% россиян предпочитают провести отдых на Байкале5. Озеро Байкал и его окрестности считаются лидером в России по развитию экотуризма6.

Основой развития туризма в республике являются природные рекреационные ресурсы, к которым относятся уникальные природные ландшафты, природные объекты, имеющие статус памятников природы, флора и фауна, водные источники, месторождения минеральных вод и грязей. Уникальными ресурсосочетаниями туристского спроса обладают ООПТ, занимающие 9,76% от общей площади республики и представляющие совокупность всех категорий особо охраняемых природных территорий: 3 государственных природных заповедника (778,4 тыс. га); 2 национальных парка (1452,7 тыс. га); 20 заказников (1190,0 тыс.га), в том числе 3 – федерального значения.

Особую категорию ресурсов представляют историко-культурное наследие региона, религия и этнокультурные особенности коренных народов, сохранивших вековые традиции природопользования и тесного общения с природой. К историко-культурному наследию относятся общественно признанные материальные и духовные ценности, сохраняемые обществом для поддержания социальной и этнической идентичности и для передачи последующим поколениям. Это информационный потенциал, запечатленный в явлениях, событиях, материальных объектах, морально-этических нормах, научных и философских представлениях, необходимый человечеству для своего развития7.

Среди объектов культурного наследия особый интерес представляют формы живой традиционной культуры, отражающие культурные навыки и традиции обустройства жизненного пространства конкретных людей, проживающих на определенной территории. На территории республики проживают представители многих национальностей, наиболее многочисленными из которых являются представители русского и коренного бурятского населения. Немногочисленными дисперсными группами проживают представители второй коренной национальности – эвенки. Сравнительно многочисленную группу составляют «семейские» – представители русской национальности, по религиозным мотивам переселявшиеся на территорию региона царским правительством с середины XVIII века. Веротерпимость и мирное сосуществование религий, гармоничное взаимодействие и взаимопроникновение культур, общность традиций, обычаи гостеприимства оказывают благоприятное влияние на развитие туризма. Митрополит Кирилл при посещении республики в сентябре 2004 г. заметил, что Бурятия – замечательный пример межнациональных отношений не только для России, но и для многих стран мира.

Забайкальские старообрядцы, называемые местным населением «семейские», представляют одну из интереснейших этнических групп края. В 2001 г. ЮНЕСКО включила традиционную культуру старообрядцев (уклад жизни, фольклор, обряды, ремесла, народную медицину) в список 19 нематериальных мировых шедевров, требующих особого внимания, изучения и сохранения, как уникальный феномен живой традиционной культуры. Это пока первый и единственный объект такого рода от России.

Противники реформ патриарха Никона, защищая свои старые обряды подвергались гонениям и были вынуждены бежать на окраины России и за рубеж. Предки «семейских» селились на землях Белоруссии, Украины и Польши. Основав десятки поселений и слобод, они прожили там почти сто лет. Их потомки были выведены из Черниговской и Могилевской губерний, Винницы и Прибужья в 1735 и 1764 г. в Россию. С 1764-го по 1770-е гг. основные групп старообрядцев были расселены в Забайкалье по притокам Селенги: Уде, Хилку, Чикою, Тугную, Куйтуну в 30 селениях. Значительная часть их была приселена к русским старожилам (Куйтун, Тарбагатай, Большой Куналей, Бичура, Десятниково, Мухоршибирь, Никольское), другая же основала новые селения. Мало подвергаясь постороннему влиянию, в силу религиозных убеждений, они в течение веков сохраняли старорусские особенности традиций, обрядов и обычаев, старинной одежды, жилища и его убранства, пищи, говора. Иными словами, сохраняли многие элементы культуры допетровской Руси, составляя своеобразные островки среди русского населения Сибири. Говор старообрядцев Забайкалья акающий, южнорусский, часть украшений также южнорусского происхождения, а в одежде и в жилище сохраняются центрально- и северорусские традиции. Этим объясняется яркий колорит и самобытность их культуры.

Одним из интереснейших комплексов Этнографического музея народов Забайкалья (г. Улан-Удэ) является русский старообрядческий «семейский» комплекс. Он представляет собой типичную улицу односторонней застройки конца XIX – начала XX века. Здесь имеются дома крестьян разного достатка: дом-связь зажиточного крестьянина со всеми надворными постройками, изба крестьянина-ремесленника, в некотором отдалении расположена часовня беспоповцев. Реконструированы уникальные ворота 1900 г., вывезенные из с. Новая Брянь. Все строения деревянные, из сосновых и лиственничных бревен. По результатам маркетинговых исследований рынка туристских услуг г. Улан-Удэ до 40% всех туристов посещают Этнографический музей, где знакомятся также с уникальной материальной культурой эвенков, западных и восточных бурят, старожилов (казацкий комплекс), с городской культурой начала XX века.

Переселяясь за Байкал, старообрядцы везли с собой иконы и древние фолианты. Рукописи и книги, изданные еще до раскола, имелись в каждой семье, бережно передавались из поколения в поколение. На территории Бурятии обнаружены шедевры: первопечатные издания Ивана Федорова, Петра Мстиславца, книги типографии Мамоничей, относящиеся к концу XVI века. Местной книжно-рукописной традиции около двухсот лет.

Фольклор старообрядцев – часть русской фольклорной традиции. Ярче всего он проявляется в таких жанрах, как обрядовая поэзия (календарная и семейно-бытовая), протяжная или проголосная песня и духовные стихи. И сегодня звучат в семейских селах старинные песни, и сегодня они сохраняют старинный репертуар, исполнительское мастерство своих предков.

В настоящее время «семейские» проживают в Бичурском, Мухорши-бирском, Тарбагатайском, Заиграевском, Хоринском, Кижингинском, Еравнинском и других районах Бурятии и в Читинской области. В общей сложности «семейское» население в настоящее время составляет, по примерным подсчетам, около 200 тыс. чел., или пятую часть населения Бурятии. Часть «семейских» живет в районах Читинской области и на Дальнем Востоке. Читинские и дальневосточные староверы - выходцы из Бичурского и Тарбагатайского районов.

В с. Тарбагатай Тарбагатайского района Республики Бурятия в Цен-тральной районной библиотеке существует информационный центр «семейской» культуры. Здесь имеется база данных «Семейское поселье», «Семейский костюм», «Фольклор семейских», организуются мастер-классы «Традиционная культура семейских Забайкалья». Жители выше-указанных сел являются живыми носителями традиционных промыслов и культурных традиций, обеспечивающих преемственность образа жизни и самобытных форм культуры. В последние годы наблюдается повышенный спрос на посещение «семейских» поселений и непосредственное общение с носителями живой культуры. Так, по экспертным данным, около 20% иностранных туристов совершают самостоятельную или организованную экскурсию в с. Тарбагатай, которое расположено в 52 км от г. Улан-Удэ.

Во многих туристских регионах мира культурное наследие, заключенное в живой традиции, является одним из главных стимулов привлечения туристов, обеспечивая рост национальных экономик. Вместе с тем традиционный туризм может стать причиной изменения или утраты местной индивидуальности и культурных ценностей, что обусловлено действием взаимосвязанных факторов коммерциализации местной культуры и мировой унификации инфраструктуры туризма. Туризм действует как катализатор для перехода от традиционного образа жизни к так называемым современным западным стандартам жизни и отдыха. Соответственно туризм часто привносит новые тенденции в социальную сферу. Часто они противоречат традиционным нормам данного общества и содействую возникновению конфликта с многолетними культурными обычаями. По отношению к старообрядцам, культурные конфликты могут произойти в результате расхождения в религиозных, культурных и этнических взглядах, ценностях и стилях жизни. Туристы могут вызвать раздражение местных жителей своим невежеством, небрежностью, неуважением к местным обычаям и моральным ценностям.

Включение живой традиционной культуры в систему объектов туризма требует бережного отношения к этнокультурным группам, которые хранят культурные традиции и являются носителями исторической памяти. Такой подход вписывается в требования «Глобального этического кодекса туризма», который призывает туристскую деятельность планировать таким образом, чтобы обеспечить сохранение и процветание традиционных ремесел, культуры и фольклора, а не вести к их стандартизации и обеднению.

В настоящее время положительное влияние туризма на процесс возрождения и сохранения культурного наследия в республике пока незначительно. В качестве объектов туристского показа фигурирует небольшое количество профессиональных и народных произведений культуры и искусства. В то же время большое их количество находится вне поля внимания как организаторов туризма, так и туристов. Крайне не развито производство сувенирной продукции, отражающей национальный колорит, фольклор. Ведь ее производство – это сохранение и процветание народных и художественных промыслов, а приобретение ее туристами – экспорт культурного продукта, национального колорита и самобытности. С одной стороны, это содействует распространению произведений национальной культуры и искусства по каналам туризма и таким способом привлечению внимания к республике, с другой – содействует созданию стабильных источников финансирования местных культур, а также вовлечению незанятого населения в смежные с туризмом отрасли экономики.

Стратегия развития устойчивого туризма в регионе основывается на том, что организация экономически выгодной туристской деятельности в долгосрочной перспективе возможна только при сохранении благоприятной экологической и социальной обстановки в регионе и удовлетворении принципов устойчивого развития. Реализация такой стратегии требует сохранения и развития самобытных форм культуры и традиционных способов природопользования, промыслов и ремесел, а также обеспечения охраны верований и образа жизни народов и этнических групп, проживающих на территории Байкальского региона.

Литература

1. Ряд ученых в качестве индикатора устойчивого развития в сфере рекреации предлагают использовать показатель детского отдыха как наиболее универсальный [См. например: Бобылев С.Н. Экология и экономика природопользования. М., 1999. С. 157].
2. См.: Александрова А.Ю. Международный туризм: Учеб. пособие для вузов. М., 2001. С. 32.
3. См.: Ханташкеева Т.В. Рекреационный потенциал Республики Бурятия и перспективы его использования: Автореф. дис. … канд. геогр. наук. Иркутск, 1996. С. 9.
4. См.: «О туризме»: закон Республики Бурятия №210-I от 21 нояб. 1995 г // http:/kodeks.mosinfo.ru
5. См.: Матвеев М. Байкал – самое любимое место отдыха в России // Номер один. 2003. №31. 30 июля. С.3.
6. См.: Пестряков Б.В. Бассейн Енисея вместе с Байкалом должны стать центром международного экотуризма // Возможности развития туризма Сибирского региона и сопредельных территорий: Материалы I Междунар. науч.-практ. конф. Томск, 1999. С. 44.
7. www.biodiversity.ru/publications

Присоединяйтесь к нам в Контакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках и Google+








© 2002-2017 Все о туризме - образовательный туристический портал
На страницах сайта публикуются научные статьи, методические пособия, программы учебных дисциплин направления "Туризм".
Все материалы публикуются с научно-исследовательской и образовательной целью. Права на публикации принадлежат их авторам.