Туристическая библиотека
  Главная Книги Статьи Методички Диссертации Отчеты ВТО Законы Каталог Поиск отелей Реклама Контакты
Теория туризма
Философия туризма
Право и формальности в туризме
Рекреация и курортология
Виды туризма
Агро- и экотуризм
Экскурсионное дело
Экономика туризма
Менеджмент в туризме
Управление качеством в туризме
Маркетинг в туризме
Инновации в туризме
Транспортное обеспечение в туризме
Государственное регулирование в туризме
Туристские кластеры
ИТ в туризме
Туризм в Украине
Карпаты, Западная Украина
Туризм в Крыму
Туризм в России
101 Отель - бронирование гостиниц
Туризм в Беларуси
Международный туризм
Туризм в Европе
Туризм в Азии
Туризм в Африке
Туризм в Америке
Туризм в Австралии
Краеведение, странове-
дение и география туризма
Музееведение
Замки, крепости, дворцы
История туризма
Курортная недвижимость
Гостиничный сервис
Ресторанный бизнес
Анимация и организация досуга
Автостоп
Советы туристам
Туристское образование
Менеджмент
Маркетинг
Экономика
Другие

Никонова Л.И., Савка В.П.
География и туризм. - 2014. - Выпуск 28.

Этнотуризм: проблемы, опыт и перспектива

Туризм признан экономическим феноменом столетия. В этнотуристской деятельности значительная роль принадлежит познавательной функции, что на сегодняшний день весьма актуально. Познавая традиционную культуру народов края, развивая мероприятия этнотуров с народными сказаниями, обрядами, обычаями и традициями, мы можем формировать дружелюбный характер молодежи.

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия [2]. Большинство экспертов соглашаются с тем, что наиболее значимыми средовыми факторами экстремизма следует считать негативный опыт взаимодействия с представителями иных наций или конфессий, а также некомпетентность в отношении традиций и обычаев других народов [3, c.78]. Ксенофобия - враждебное отношение к иностранцам и ко всему чужому - языку, образу жизни, стилю мышления и т.п. [20, с.340]. В этнотуристской деятельности значительная роль принадлежит познавательной функции [18]. Организованный отдых является не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни [2]. Необходимо приобщать молодежь в этнотуристическую деятельность для того, чтобы воспитывать в них некомпетентность в отношении традиций и обычаев других народов. Культура - внебиологически выработанный и передаваемый способ человеческой деятельности, адаптивный механизм, облегчающий человеку жизнь в мире [20, с.340]. Культура, впитываемая с детства вместе с песнями, народными сказаниями, обрядами, обычаями и традициями формирует характер личности, собственного «Я» и своего народа. В России проживают более 180 этносов и этнических групп. Народы обладают своей специфической традиционной культурой, познание которой и ее популяризация через сферу этнотуризма на сегодняшний день весьма актуальна. На наш взгляд, необходимо популяризировать проекты предусматривающие разработку и совершенствование туристских маршрутов и программ по направлениям культурно-познавательного, экологического, этнического туризма, в т.ч. межрегиональных и многодневных маршрутов и программ, программ «выходного дня».

В этнотуризме ключевыми должны быть знакомство с материальной (жилище, пища, одежда) и духовной (обряды, праздники, семья и семейный быт и др.) культурой народов проживающих в той или иной области, республике. К примеру, в последнее время изыскиваются пути, способствующие формированию здорового образа жизни, где основная роль принадлежит пище, которая в результате исторических событий, взаимодействия с окружающей средой, традиций и обычаев специфична для каждого этноса. Национальная пища в наше время встречается довольно редко. Основная их часть продолжает сохраняться в семейном быту. Национальная пища, которая популяризируется в общепите, нередко подвергается влиянию современной кулинарии. В результате они представляют тесное переплетение черт, характерных как для тра-диционной пищи того или иного народа, их систем питания, так и для интегрированной городской пищи, сложившейся на базе преимущественно русской кухни. Этот проект может быть успешно реализован в индустриально-аграрных регионах, где выделяется кластер агропромышленного комплекса, предполагается строительство, реконструкция гостиниц и гостиничных комплексов, что и определяет успешность проведения этнотура «Национальная кухня». Туристам в меню ресторанов можно включить традиционную пищу народов региона, для приготовления которой, предприятия области/республики могут поставлять экологически чистую сельхозпродукцию. Создание системы общественного питания в зонах туристских маршрутов с использованием меню национальных кухонь, обогатит пищу новыми формами; появятся возможности изменить интерьеры и декор существующих кафе и ресторанов. Возрождение национальных праздников нацеливает на открытие кафе в селах и райцентрах республики/области с компактным проживанием того или иного этноса. В местах проведения тура возможно проведение выставочно-ярмарочных мероприятий о внешнеэкономической и межрегиональной деятельности области/республики, что будет способствовать росту узнаваемости ее товаропроизводителей на мировом и российском рынках, обеспечиваемый за счет имиджевой политики и регионального брендинга. Для того, чтобы начать возрождение и развитие бытования традиционной пищи необходимо включить в меню ресторанов региона, в т.ч. при гостиницах традиционную пищу народов проживающих на этой территории; проводить Дни национальной кухни народов; построить кафе «Национальная пища» с использованием ассортимента блюд, с компактным проживанием народов в том или ином райцентре; совместить программу с другими этнотурами или экскурсиями; определить базу для проекта «Национальная кухня» (райцентры, поселки). Это принесет свои плоды воспитания.

В мировой практике этнические особенности, самобытность места и культуры все чаще становятся локальным туристическим брендом. Данный вид отдыха подразумевает вместе с осмотром местных достопримечательностей, знакомством с национальными традициями - оздоровительным мероприятиям, которые создают атмосферу самобытности и неповторимый колорит. Поэтому если исходить из цели проекта: популяризация здорового образа жизни через традиционную русскую баню и баню по-черному, то она будет достигнута при условиях, если удачно будет определена база для «Баня-тур», благоустроенной территорией. Может совместиться с программой отдыха с экскурсиями «Природа и ландшафт».

Проект «Русской бани» направлен, на то, чтобы была не забыта история русской бани. В проекте должен быть предоставлен весь комплекс услуг: проживание, питание, отдых, развлечения, релаксация. С проведением обрядов, народных традиций и поверий. Проект может быть направлен на популяризацию здорового образа жизни не только индивидуального туриста, но и всей семьи, корпоративного отдыха. «Баня по-черному» посвящена тому, что бы почувствовать на себе суровый, древний, настоящий пар бани «по-черному». Может быть рассчитана на корпоративный выезд компании, тренинг или семинар, клубный сбор или мероприятие, фестиваль, спортивная гонка или экстремальные соревнования. Отдыхающим могут позволить обучение работы на земле, истопить баню.

В организации этнотуризма необходимо проводить научно-исследовательские работы по изучению традиционной культуры народов, проживающих в области/республике. Исследования такого плана проводит государственное казенное учреждение Республике Мордовия «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия».

Мордовия - составная часть великой России. У нее самобытная история и культура. Неповторимы народы, проживающие в республике. Уникальны их судьбы и многовековой опыт добрососедства. Книга «Народы Мордовии» (Саранск, 2012) вышла в 2012 году, ее объем составил 608 с. (+80 л. иллюстрации). Коллективная монография - первое историко-этнографическое исследование, в котором отражены: хозяйство и промыслы, материальная (поселения, жилища, одежда, пища, утварь) и духовная (праздники, обряды, народные знания) культура народов Республики Мордовия: русских, мордвы, татар, народов Закавказья и Центральной Азии, украинцев, чувашей; этнический фактор миграционных процессов и др.

город Саранск, Мордовия

Рецензенты опубликованной книги: В.А. Тишков - директор Института этнологии и антропологии РАН, заместитель академика-секретаря ОИФН РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик РАН (г. Москва); М.Ю. Мартынова - заместитель директора по науке Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации; В.М. Шаклеин - заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания Российского университета дружбы народов, доктор филологических наук, профессор, Академик РАЕН, ответственный секретарь РОПРЯЛ.

В рецензии присланной В.А. Тишковым говорится, что «Выход в свет коллективной монографии «Народы Мордовии» является заметным событием, достойным внимания, как представителей современной науки, так и простых граждан, интересующихся историей и культурой своего народа. Рецензируемая работа представляет собой серьезное и интересное научное исследование, актуальность которого не вызывает сомнения, поскольку до последнего времени сведения о народах Мордовии были крайне фрагментарными. В коллективной монографии «Народы Мордовии» впервые целостно, комплексно и в исторической последовательности показана эволюция различных элементов традиционной культуры этносов, степень их сохранения или, наоборот, утраты» [22].

Второй рецензент профессор М.Ю. Мартынова подчеркивает, что в книге отражена миграция как неизбежный современный процесс в этнокультурном пространстве регионов; факторы адаптации народов Закавказья и Центральной Азии в социокультурной среде Республики Мордовия; динамика численности народов русских, мордвы, татар, украинцев, армян, азербайджан, грузин, таджиков, казахов, узбеков, чувашей в полиэтничной Мордовии; традиционные пища и жилище, традиции и обряды, народные знания и др. Перед исследователями Задача книги - дать возможность проследить сохранившуюся материальную и духовную культуру в регионе, а в целом - осветить атмосферу межкультурного диалога, согласия и взаимопонимания между всеми народами, проживающими в многонациональной Республике Мордовия и это им удается в полной мере[8].

Заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания Российского университета дружбы народов, доктор филологических наук, профессор, Академик РАЕН, ответственный секретарь РОПРЯЛ В. М. Шаклеин подчеркнул научно-практическую значимость книги. В частности, он пишет, практическая значимость работы неоспорима и состоит в возможности использования материалов коллективной монографии при дальнейшей разработке курсов и спецкурсов по этнологии (этнографии), истории, культурологи, политологии и др. Коллективная монография «Народы Мордовии» - это модель локального исследования мигрантских общин может быть применена в других регионах страны [23].

Работа над коллективной монографией осуществлена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Республики Мордовия в рамках проекта «Народы Республики Мордовия» (№ 08-01-23101 а/В). По гранту РГНФ проведено несколько этнографических экспедиций. Две из них основные: 22 июля - 1 августа 2008 г. согласно гранта РГНФ. Работа выполнена при финансовой поддержке НИР РМ в рамках проекта «Народы Республики Мордовия», № 08-01-23101 а/В»: руководитель проекта и экспедиции: д.и.н., профессор Л.И. Никонова, члены экспедиции: Т.Н. Охотина, Т.В. Аксенова, Л.Н. Щанкина и соискатели: С.В. Попова, Е.А. Кириллова. Совершены этнографические экспедиции по Республике Мордовия в Ардатовский район (с. Баево, Тургенево); Атяшевский (с. Атяшево,Тетюши), Чамзинский (с. Отрадное, Маколово); Большеберезниковский (с. Симкино, Березники), Дубенский (с. Ломаты, Кочкурово, Красино, Петровка), Темниковский (с.Лесное Адашево, Бабеево), Теньгушевсий (с. Теньгушево, Барашево), Рузаевский (Сузгарье, Арх - Галицино), Кочкуровский район (с. Подлесная Тавла, Воеводское), Ромодановский (с.Константиновка, Пушкино, Атьма) районы. Вторая экспедиция осуществилась 24-28 августа 2009 г. - согласно этого же продолжающегося гранта РГНФ (руководитель проекта и экспедиции - д.и.н., профессор, заведующий отделом археологии и этнографии, Л. И. Никонова; кандидат исторических наук, ст.н.с. Л. Н. Щанкина, ст. н. сотр. Т.Н. Охотина; соискатели отдела: Е.А. Кириллова, С.В. Попова, Т.В. Аксенова). Была совершена этнографическая экспедиция в районы Республики Мордовия: Зубово-Полянский (п. Потьма, с.Покровские Селища), Торбеевский (с. Никольское), Атюрьевский (с. Курташки, с.Оброчное), Инсарский (с. Нижняя Вязера), Ельниковский (с. Ельники, с.Стародевичье, д. Новые Пичингуши), Краснослободский (с. Н. Авгуры, с. Колопино), Большеигнатовский (с. Спасское, с.Андреевка), Ичалковский (п. Смольный), Ковылкинский (с. Троицк), Старошайговский и, Кадошкинский районы.

Во время этнографических экспедиций нами существенно помогли администрации муниципальных районов Республики Мордовия, поселковых и сельских администраций: совместно вырабатывали маршрут экспедиций, пути сбора и обработку материала, заранее готовили ксерокопии и эл. варианты некоторых отчетов, статистики, периодической печати, истории населенных пунктов и т.п. Два гранта были одобрены Правительством Республики Мордовия и направлены на публикацию 2 монографий по народам Центральной Азии и азербайджанцев, проживающих в Мордовии [12, 14].

Книга «Народы Мордовии» (Саранск, 2012) [10] как принято в подобных публикациях, начинается с введения, где идет знакомство читателя с обзором той литературы, которая отражает содержание книги. Далее приводится характеристика природы, рельефа, климата, растительности и других факторов от которых в значительной степени зависит жизнеобеспечение любой общности людей, в том числе при адаптации к новым условиям жизни. Именно географическая среда - одно из необходимых постоянных условий материальной жизни общества. В книге задействованы архивные материалы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Республики Мордовия, Государственном архиве Пензенской области, Научном архиве Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, опубликованные документы и статистические материалы, данные полевых исследований.

Значительный фактический материал о духовной и материальной культуре русских, мордвы и др. народов Мордовии хранится в научном архиве НИИГН. Ценнейшим источником для исследования динамики этнической структуры населения России являются переписи населения: они позволили определить динамику численности и расселения жителей различных национальностей на территории Мордовии за большой отрезок времени. В дореволюционной России переписи проводились в 1897 и 1917 гг. После Октябрьской революции переписи населения проводились в 1920, 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989, 2002, 2010 г. [11, 21]

Территория современной Мордовии была образована из значительной части бывших Саранского, Инсарского, Наровчатского и полностью Краснослободского уездов Пензенской губернии, Ардатовского, части Алатырского и Карсунского уездов Симбирской губернии, части Темниковского и Спасского уездов Тамбовской губернии; части Лукояновского и Сергачского уездов Нижегородской губернии, т. е. Мордовия была выделена из состава центральных земледельческих губерний. В связи с этим Республика Мордовия в этнокультурном, культурологическом аспекте представляет собой уникальную мультикультурную модель. Здесь в течение многих веков происходит взаимодействие множества этносов, каждый из которых изначально обладал традиционным укладом жизни.

Согласно данным комитета Госстатистики республики о национальном составе РМ по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г, зафиксировано проживание здесь граждан 92 национальностей [11, с.5]. На территории Мордовии проживают: мордва - 283 861 чел. (или 31, 9 %); русские - 54 0717 (60,8); татары - 46 261 (5, 2); другие - 14 227 чел. (1,7), в том числе украинцы - 4 801 чел., армяне - 1 310, белорусы - 1 240, чуваши - 1 097, азербайджанцы - 672, цыгане - 445, узбеки - 437, грузины - - 395, немцы - 374, таджики - 372, молдаване - 263, марийцы - 227, башкиры - 172, евреи - 171, удмурты - 147, казахи - 122, чеченцы - 116, осетины - 110, поляки - 101, иные - 1 655чел. [11, с.5]. Согласно всероссийской переписи 2010 г. на территории Мордовии зафиксировано проживание здесь граждан 119 национальностей: русские - 443737; мордва - 333112 чел.; татары 43392; украинцы - 3185, армяне - 1342, чуваши - 812, белорусы - 794, азербайджанцы 707, узбеки - 594, цыгане -473, таджики - 450, грузины - 301, немцы - 276, молдаване - 272, марийцы -153, евреи - 137, башкиры - 120, казахи - 120, удмурты - 106, осетины - 78, чеченцы - 74, поляки - 56 (езиды - 56 человек; табасаранцы - 15 человек) и др. По переписи 2010 г. в Мордовии проживают граждане 119 национальностей [21]. Коллективная монография богато иллюстрирована фотографиями, рисунками, схемами с целью дополнительного освещения материала.

По результатам предварительной работы над коллективной монографией «Народы Мордовии» (Саранск, 2912) издано несколько монографий [12-17], защищены диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук, доктора исторических наук [1-7, 9, 19, 24]. Материалы коллективной монографии «Народы Мордовии: историко-этнографическое исследование» прошли многочисленные апробации на региональных, республиканских, всероссийских, российских, международных и всемирных конференциях и конгрессах, в результате которой авторами монографии опубликовано свыше 500 статей. В печати еще более 100 публикаций. Авторы коллективной монографии учились в аспирантуре НИИ и в настоящее время представляют разные государственные научные учреждения Мордовии.

Таким образом, познавая культуру народов области/республики, мы будем компетентны в отношении традиций и обычаев других народов. Туризм признан экономическим феноменом столетия, но развивая его посредством мероприятий этнотуров с песнями, народными сказаниями, обрядами, обычаями и традициями народов мы поможет формировать дружелюбный характер молодежи. В связи с тем, что в этнотуристской деятельности значительная роль принадлежит познавательной функции, то это на сегодняшний день это весьма актуально.

Библиографичские ссылки

1. Аксенова Т.В. Традиционные обряды и праздники русских в социокультурном мире Республики Мордовия: автореф. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. - Саранск, 2010. - 23 с.
2. Анимация в туризме [Электронный ресурс] // URL: http://xreferat.ru/103/2457-1-animaciya-v-turizme.html.
3. Бабинцев В.П., Заливанский Б. В., Самохвалова Е.В. Этнический экстремизм в молодежной среде: диагностика и перспективы преодоления // Мир России. - 2011. - Т.20. - №1. - С. 74-87.
4. Гармаева Т.В. Этнокультурная адаптация мигрантов из Центральной Азии в Республику Мордовия: автореф. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. - Саранск, 2006. - 16 с.
5. Дивлишов А.В. Украинцы в культурном пространстве Республики Мордовия: традиции и инновации (конец XIX - начало XXI вв.): автореф. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. - Саранск, 2007. - 23 с.
6. Князькова Л.П. Растения в укладе жизни мордвы, проживающей на территории Мордовии: историко-этнографический аспект: автореф. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. - Чебоксары, 2012. - 22 с.
7. Ковалева В.В. Крестьянский костюмный комплекс в традиционной культуре русского населения Мордовии: автореф. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. - Саранск, 2006. - 18 с.
8. Мартынова М.Ю. Рецензия на коллективную монографию «Народы Мордовии: историко-этногр. исслед. / Л.И. Никонова [и др.]; под ред. д-ра ист. наук, проф. В.А. Юрченкова, д-ра ист. наук, проф. Л.И. Никоновой; НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. - Саранск, 2012. - 608 с.
9. Мельник А.Ф. Этнокультурная адаптация мигрантов Закавказья в Республике Мордовия (на примере азербайджанской диаспоры): автореф. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. - Саранск, 2006. - 18 с.
10. Народы Мордовии: историко-этногр. исслед. / Л.И. Никонова [и др.]; под ред. д-ра ист. наук, проф. В.А. Юрченкова, д-ра ист. наук, проф. Л.И. Никоновой; НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. - Саранск, 2012. - 608 с.
11. Национальный состав населения Республики Мордовия: Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года: информ.-аналит. материал. Саранск, 2004; Национальный состав населения Республики Мордовия: Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года: стат. сб. №932. - Саранск, 2005.
12. Никонова Л.И. Диалог культур в процессе адаптации мигрантов из Центральной Азии в Республике Мордовия / Л.И. Никонова, Т.В. Гармаева, А.Ф. Мельник [отв. ред. В.А. Юрченков]. - Саранск, 2007. - 168 с.
13. Никонова Л.И. Традиционная культура армян в поликультурном пространстве Республики Мордовия / Л. И. Никонова, А.А. Шевцова ; под ред. д-ра ист. наук, проф. В.А. Юрченкова, д-ра ист. наук, проф. Л.И. Никоновой; НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. - Саранск, 2011. - 224 с.
14. Никонова Л.И. Этнокультурная адаптация мигрантов Закавказья в Республике Мордовия (на примере азербайджанской диаспоры) / Л.И. Никонова, А.Ф. Мельник; [отв. ред. В.А. Юрченков]. - Саранск, 2007. - 176 с.
15. Никонова Л.И., Кандрина И.А., Романова М.Н. Народная медицина мордвы: простая и загадочная… (по результатам этнографических экспедиций 1990-2010 гг.) / под ред. д-ра ист. наук, проф. В.А. Юрченкова, д-ра ист. наук, проф. Л.И. Никоновой. - Саранск: НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия; Пенза: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. - 420 с.
16. Никонова Л.И. Зерна граната: о традиционной культуре азербайджанских и грузинских мигрантов в полиэтническом пространстве Республики Мордовия / Л.И. Никонова, А.Ф. Мельник, А.А. Шевцова; под ред. д-ра ист. наук, проф. В.А. Юрченкова, д-ра ист. наук, проф. Л.И. Никоновой, канд. ист. наук А.А. Шевцовой; НИИ гуманитар. наук при Правительстве Ресублики Мордовия. - Саранск, 2011. - 260 с.
17. Никонова Л.И. Традиционная культура сохранения здоровья народов, проживающих в Республике Мордовия: историко-этнографический аспект: монография / Л.И. Никонова, И.А. Кандрина, Л.Н. Щанкина / под ред. д-ра ист. наук, проф. В.А. Юрченкова, д-ра ист. наук, проф. Л.И. Никоновой. - Саранск: НИИ гуманитар наук при Правительстве Республики Мордовия; Пенза: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. - 528 с.
18. Определение анимации в туризме и гостеприимстве [Электронный ресурс] // URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-152847.html.
19. Попова С.В. Традиционная культура питания русского населения Мордовии (конец XIX - начало XX вв.): автореф. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. - Чебоксары, 2012. - 22 с.
20. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Основы этнологии: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 351 с .
21. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия. Национальный состав населения 2010 по Республике Мордовия [Электронный ресурс] // URL: http://mrdstat.livejournal.com/6857.html.
22. Тишков В.А. Рецензия на коллективную монографию «Народы Мордовии: историко-этногр. исслед. / Л.И. Никонова [и др.]; под ред. д-ра ист. наук, проф. В.А. Юрченкова, д-ра ист. наук, проф. Л.И. Никоновой; НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. - Саранск, 2012. - 608 с.
23. Шаклеин В.М. Рецензия на коллективную монографию «Народы Мордовии: историко-этногр. исслед. / Л.И. Никонова [и др.]; под ред. д-ра ист. наук, проф. В.А. Юрченкова, д-ра ист. наук, проф. Л.И. Никоновой; НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. - Саранск, 2012. - 608 с.
24. Шевцова А.А. Народы Закавказья в поликультурном пространстве Республики Мордовия: автореф. на соиск. учен. степ. докт. ист. наук. - Чебоксары, 2012. - 46 с.

Tourism is recognized as an economic phenomenon of the century. In etnoturistskoy activity significant role belongs to cognitive function, that today is very important. Learning the traditional culture of the peoples of the region, developing activities ethnotours with folk tales, rituals, customs and traditions, we can shape the character of young people friendly.

Присоединяйтесь к нам в Контакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках и Google+








© 2002-2017 Все о туризме - образовательный туристический портал
На страницах сайта публикуются научные статьи, методические пособия, программы учебных дисциплин направления "Туризм".
Все материалы публикуются с научно-исследовательской и образовательной целью. Права на публикации принадлежат их авторам.