Туристическая библиотека
  Главная Книги Статьи Методички Диссертации Отчеты ВТО Законы Каталог Поиск отелей Реклама Контакты
Теория туризма
Философия туризма
Право и формальности в туризме
Рекреация и курортология
Виды туризма
Агро- и экотуризм
Экскурсионное дело
Экономика туризма
Менеджмент в туризме
Управление качеством в туризме
Маркетинг в туризме
Инновации в туризме
Транспортное обеспечение в туризме
Государственное регулирование в туризме
Туристские кластеры
ИТ в туризме
Туризм в Украине
Карпаты, Западная Украина
Туризм в Крыму
Туризм в России
101 Отель - бронирование гостиниц
Туризм в Беларуси
Международный туризм
Туризм в Европе
Туризм в Азии
Туризм в Африке
Туризм в Америке
Туризм в Австралии
Краеведение, странове-
дение и география туризма
Музееведение
Замки, крепости, дворцы
История туризма
Курортная недвижимость
Гостиничный сервис
Ресторанный бизнес
Анимация и организация досуга
Автостоп
Советы туристам
Туристское образование
Менеджмент
Маркетинг
Экономика
Другие

Петрова Н.Ф.
Вестник СГУ. - С.303-313.

Творческое наследие П.В. Кузнецова и вузовское образование (из опыта взаимодействия Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского с Домом-музеем П.В. Кузнецова)

В настоящее время гуманитарное образование требует активного привлечения местных музейных коллекций для разработки и чтения курсов по региональной культуре. Тесный контакт вуза и музея проявляется также во время проведения летней учебной музейной практики студентов.

В Саратовском государственном университете на историческом факультете для студентов по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» разработан ряд учебных программ, в которых одним из основных направлений обучающего процесса является тесное взаимодействие вузовского образования с саратовскими музеями1.

После окончания второго курса студенты, обучающиеся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» проходят учебную музейную практику в музеях Саратова.

Базовыми музеями для прохождения практики является Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева и его отделы Дома-музеи известных российских художников, основоположников русского символизма начала XX века, основателей саратовской школы художников: П.В. Кузнецова и В.Э. Борисова-Мусатова. Оба музея разместились в родовых домах художников, представляют собой городские усадьбы конца XIX - начала XX века, территориально расположены в старых районах города и находятся в окружении культурно-исторических достопримечательностей Саратова.

В данной публикации предлагается рассмотреть опыт взаимодействия вуза и музея на основе учебной музейной практики, проходящей на протяжении нескольких лет в Доме-музее знаменитого земляка, русского советского художника Павла Варфоломеевича Кузнецова.

Дом-музей Павла Варфоломеевича Кузнецова в Саратове

Дом П.В. Кузнецова находится на пересечении улиц Валовая и Октябрьская (бывшая Полицейская). Выбор места прохождения музейной практики для студентов по специальности «Социально- культурный сервис и туризм» во многом связан с местоположением дома П. В. Кузнецова, построенного на развалинах крепостного вала старого Саратова XVII-XVIII веков. Улицы Валовая и Октябрьская очерчивают границу Саратова после переноса города с левого берега на правый во второй четверти XVII века. Именно в этой границе города сформировался один из первых культурно-исторических центров Саратова. Данная территория объединяется музеями, архитектурными достопримечательностями, историческими, культовыми памятниками старого Саратова.

Туристскую привлекательность дома П.В. Кузнецова и его окрестностей неоднократно отмечали и сотрудники Саратовского государственного художественного музея и саратовские журналисты2.

Сам дом П.В. Кузнецова несет в себе позитивную энергетику творчества и духовной жизни городской усадьбы иконописца и художников XIX - первой половины XX века.

Павел Варфоломеевич Кузнецов родился в этом доме 17 ноября (5 ноября по старому стилю) 1878 года в семье иконописца Варфоломея Федоровича Кузнецова. В доме находилась живописная мастерская. Отец П.В. Кузнецова выполнял заказы по росписям храмов, писал церковные образа и царские портреты для учреждений3.

Дом Кузнецовых органично связан со старой частью Саратова, расположен на краю Глебучева оврага, возле Привалова моста, который ведет на другую сторону оврага, к подножию Соколовой горы, где на северном ее склоне находились сады4.

Биографы и исследователи творчества П. В. Кузнецова отмечают особую роль, которую сыграл в становлении личности знаменитого живописца его дед, садовод И. М. Бабушкин. П. В. Кузнецов писал: «Себя я помню с трехлетнего возраста, с тех пор, когда я впервые увидел восходящее солнце весной, при переезде моей семьи в цветущие сады…»5

Жизнь дома была наполнена одухотворенным творчеством. В семье росли три брата. Два из них стали художниками, а младший Виктор - музыкантом, виолончелистом.

Старший брат Михаил Варфоломеевич (1876-1953) учился в рисовальной студии Саратовского общества любителей изящных искусств у известных живописцев В.В. Коновалова, Г.П. Баракки, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. М.А. Кузнецов, носивший псевдоним «Волжский», известен как одаренный живописец русского символизма, но, по мнению исследователей искусства, менее талантливый, чем его младший брат Павел Варфоломеевич Кузнецов. В 1920-м году М.В. Кузнецов работал научным сотрудником в Радищевском музее. В советское время был преподавателем живописи в Москве6.

Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878-1968), прославивший саратовскую школу художников, поначалу во многом следовал старшему брату. Он, так же как и М.В. Кузнецов-Волжский, получил образование в рисовальной студии Саратовского общества изящных искусств у В.В. Коновалова и Г.П. Баракки, продолжил свое образование в Боголюбовском рисовальном училище, а затем, раньше старшего брата, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, получил там уроки у известных русских живописцев К.А. Коровина, В.А. Серова7.

П.В. Кузнецов стал одним из инициаторов организации в Саратове выставки «Алая Роза» весной 1904 года, а затем в 1907 году выставки русских декадентов-символистов «Голубая Роза» в Москве, состоял членом объединения «Мир искусства». В советское время П.В. Кузнецов преподавал живопись в известных художественных вузах Москвы, в Московском институте изобразительных искусств и других институтах. В 30-40-е годы он преподавал во ВХУТЕМАСе/ ВХУТЕИНе. В 1928 году П.В. Кузнецову было присвоено звание заслуженный деятель искусств РСФСР. П.В. Кузнецов был участником многих республиканских, всесоюзных, зарубежных выставок изобразительного искусства.

Еще на раннем этапе творчества художника критика отмечала: «Павел Кузнецов - явление сложное: в нем сплетаются и совмещаются элементы нового религиозного реализма с декадентской формой; но нужно уметь разглядеть сквозь уродливую декадентскую оболочку внутреннюю сущность его мировоззрения»8. В конце XIX - начале XX века в России начинает распространяться философия всеединства крупнейшего русского философа В.С. Соловьева, представляющая синтез идей западно-европейской и восточной мысли. Философия всеединства В.С. Соловьева является поиском общего мировоззренческого пространства между Европой и Азией. Идеи религиозной философии всеединства В.С. Соловьева впоследствии стали основой для сформировавшегося в 20-е годы идейно-политического и философского течения евразийства.

Был ли знаком П.В. Кузнецов с философским учением В.С. Соловьева? Рассуждать об этом сложно, так как в автобиографических и биографических материалах художника прямых упоминаний на этот счет не существует, и это вполне объяснимо: все они писались в советское время, а там не было места чуждым «буржуазным» философским теориям и течениям.

Однако увлечение степным пейзажем в творчестве художника проявилось в начале XX века. В 1900-начале 1910-х годов П.В. Кузнецов совершил ряд поездок в Заволжье и Среднюю Азию, после чего создал свою знаменитую «степную» или «киргизскую» серию картин9. В 1910-1911 годах на выставках появляются «социально-утопические и поэтическо-философские полотна «киргизской сюиты», в которых мифологизируется жизнь кочевников, населяющих волжские степи10.

По собственному утверждению П.В. Кузнецова, интерес к окружающей природе, р. Волге, миросозерцанию Заволжья, этническому быту кочевников у художника проявился еще в детстве: «С Соколовой горы <…> я наблюдал Волгу, ее могучее течение и бесконечные просторы ее степей, начинающихся с противоположного берега. И эти таинственные дали неудержимо влекли меня изведать, что за природа скрывается там, что за народ ее населяет…»11 Многие публицисты и исследователи творчества П.В. Кузнецова отмечали позитивное философское начало в мифологизированных сюжетах «киргизского цикла»12.

Во время музейной практики знакомство с творческим наследием П.В. Кузнецова у студентов-практикантов по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» происходит благодаря занятиям, которые проводят опытные сотрудники музея. Это чтение лекций и практические занятия с показом видеоматериалов из видеотеки Дома-музея П.В. Кузнецова.

Основным содержанием, целью и задачами музейной практики является тема «Музей в туристском поле города». Во время практики студенты знакомятся с окрестностями дома П. В. Кузнецова. В этом им помогают сотрудники музея. Они проводят экскурсии по историческим и культурным достопримечательностям улиц Валовой, Октябрьской, Московской, Чернышевского, Музейной площади.

Студенты совершают подворные обходы на этих улицах, собирают устные сведения, легенды, предания у старожилов. Этой работой они помогают сотрудникам Дома-музея П.В. Кузнецова в рамках культурно-социальной программы «Музейная долина», которая действует в музее с 2004 года.

Полученные студентами сведения также используются ими для написания письменной зачетной работы, которая представляет собой текст экскурсии или методической разработки по теме «Музей в туристском поле города».

Для написания работы студенты пользуются книгами из библиотеки Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева и собранием краеведческих книг в Доме-музее П.В. Кузнецова.

Темы письменных работ разнообразны: «Туристская зона Музейной площади»; «Музей в туристском поле старого Саратова. Музейная площадь»; «Саратовский областной музей краеведения в историко-культурной зоне старого Саратова»; «Музей Н. Г. Чернышевского и памятники истории и культуры вокруг него»; «Музей К.А. Федина и его историко-культурная среда»; «Музейное объединение Саратова»; «Музей имени А.Н. Радищева и его отделы»; «Художественное наследие Саратова. Дома-музеи П.В. Кузнецова, В.Э. Борисова-Мусатова»; «Дом-музей Павла Кузнецова. Личность и отношение к художнику»; «Улица Октябрьская и ее достопримечательности»; «Знатные земляки на одной улице. Культурно-историческое наследие улицы Октябрьской».

На двух последних темах хотелось бы остановиться подробнее, и в плане методологических рекомендаций рассмотреть ряд туристских объектов историко-культурного значения на Октябрьской улице.

Октябрьская (бывшая Полицейская) улица. Улица начинается от Набережной Космонавтов и заканчивается на склоне Соколовой горы. Современное название Октябрьская улица получила в сентябре 1918 года, до этого времени она называлась Полицейская. Это название связано с тем, что в старом Саратове близ Волги, примерно в районе Князевского взвоза, находилась съезжая изба или городовая часть, т. е. полицейский участок13.

В районе Глебучева оврага ул. Октябрьская пересекается с улицей Валовой. Часть Октябрьской улицы от Волги до улицы Валовой проходит по черте крепостного вала старого Саратова XVII-XVIII веков. Крепостной вал описывал как бы треугольник вокруг города. Вал шел от Казанских ворот, которые находились на береговой стороне старого Саратова, проходил вдоль Глебучева оврага по нынешней Валовой улице, на перекрестке Валовой и Октябрьской улиц крепостной вал поворачивал в гору и шел по Октябрьской улице, пересекал Московскую улицу, поднимаясь в гору до современного пересечения Октябрьской и Волжской улиц, здесь крепостной вал спускался вновь вниз к Волге14.

Крепостные укрепления Саратова XVII-XVIII веков имели два дорожных выезда из города: Царицынские и Московские ворота. Царицынские ворота находились в районе пересечения современных улиц Октябрьской и Чернышевского (в разное время улица Чернышевского называлась Царицынская, Большая Сергиевская, в 1918 году она получила свое современное название), Московские ворота находились в районе Горянской площади15. В настоящее время это место пересечения ул. Московской и Октябрьской, где сейчас находится площадь со сквером, в котором установлен памятник «Первой учительнице».

Из туристских достопримечательностей улицы Октябрьской рекомендуется рассмотреть ряд адресов, связанных с культурой, историей и религией старого и современного Саратова.

Октябрьская, 7 (Чернышевского, 154). Государственный литературный музей К.А. Федина. Расположен в здании - памятнике архитектуры гражданского классицизма XVIII века. В конце XIX века в этом здании находилось Сретенское церковноприходское начальное училище, в котором учился будущий известный советский писатель, уроженец Саратова К.А. Федин. Музей был открыт в 1981 году. В собрании музея имеется богатейший документальный фонд, состоящий из уникальных материалов по истории русской и зарубежной литературы, писем русских, советских писателей с XIX - до 70-х годов XX века16.

Октябрьская, 9. Здание - памятник архитектуры, построено в современной технике серийного индустриального строительства в стиле конструктивизма 20- 30-х годов XX века.

Октябрьская, 11. Католический собор Святого Климентия. Здание построено в стиле постмодернизма в конце XX века. Собор был торжественно освящен в 1999 году.

Октябрьская, 24. Здание в стиле модерн начала XX века. С 1912 - 1925 год в этом доме жил известный оперный певец-тенор М. Е. Медведев (1856-1925), антрепренер, профессор Саратовской Консерватории17. В память о М.Е. Медведеве в 2004 году на здании установлена мемориальная доска.

Октябрьская, 29. Комплекс зданий, построенных в стиле гражданского классицизма. В XIX- начале XX века здесь располагалась пожарная часть. В XX-XXI веках - жилой дом.

Октябрьская, 37 (Московская, 35). Здание находится на перекрестке улиц Октябрьской и Московской и обозначает угол улиц на площади со сквером, где установлен памятник «Первой учительнице». Краеведам-саратовцамм это здание известно как здание городской думы XIX - начала XX века18. В настоящее время здание представлено четырехэтажной постройкой. В нем расположены различные учреждения, коммерческие фирмы, магазины и туристические агентства. Первоначальный внешний вид здания изменен надстройкой четвертого этажа, изменился и фасад дома19. Много исторических событий связано с этим зданием. Одно из них является значительным не только в культурной жизни и истории Саратова, но и в российской и мировой культуре. Здесь, в городской думе, после нескольких лет переписки и дебатов с городскими властями внука великого русского литератора, демократа А.Н. Радищева, Алексея Петровича Боголюбова, 24 декабря 1878 года было утверждено строительство Художественного музея имени А.Н. Радищева. Тем самым было положено начало созданию в Саратове крупнейшего провинциального общедоступного художественного музея, призванного просвещать широкие народные массы.

Сквер с памятником «Первой учительнице» (Пересечение улиц Московской, Соляной, Октябрьской). В начале XIXвека здесь находилась Горянская площадь. На площади располагалась Вознесенско-Горянская церковь, каменные дома богатых купцов соседствовали с деревянными домишками и мелкими лавками, в которых торговали так называемым «горянским товаром»: дегтем, смолой, скорняжными изделиями, рогожей, веревками20. Это место находилось на стыке Соляной, Московской, Октябрьской (Полицейской) улиц.

По Соляной улице, которая шла к Горянской площади от Крестовоздвиженского монастыря, находящегося на берегу Волги, располагались амбары, соляные склады, жилые дома мещан. На этой улице и сейчас находится один из таких жилых домов, ничем не примечательный внешне, но исторически связанный с культурным наследием Саратова.

Соляная, 30. В этом доме жил итальянский живописец Сальвини Этторе, известный в России как Гектор Петрович Баракки. Г.П. Баракки родился в г. Верона в 1852 году, умер в Саратове в 1915 году. Художественное образование получил в Италии в Миланской академии. С 1873 года жил и работал в России. Г.П. Баракки один из организаторов Общества любителей изящных искусств (ОЛИИ) в Саратове, был преподавателем рисовальной студии Общества. Искусствоведы отмечают значительную роль, которую сыграл Г.П. Баракки в становлении саратовской живописной школы.

П.В. Кузнецов и его друзья, соратники по творчеству, художник П.С. Уткин и скульптор А.Т. Матвеев, называли Г.П. Баракки своим учителем21.

Бывшая Горянская площадь в настоящее время представляет собой одно из привлекательных мест отдыха саратовцев и гостей города. Уютный небольшой сквер с тенистыми деревьями дает прохладу в летнюю жару, а зимой украшается новогодней елкой, разряженной разноцветными огнями.

Но самой большой достопримечательностью сквера является памятник «Первой учительнице», установленный в сквере в 1996 году. Эта скульптурная группа изображает склонившуюся над книгой читающую девочку, которую заботливо обнимает учительница. Скульптурная композиция является частью уничтоженного в 1918 году памятника Александру II, стоявшего на Соборной площади (ныне площади Чернышевского, возле сквера Липки, напротив Саратовской государственной консерватории, на улице Радищева)22.

Скульптурная композиция «Первая учительница» олицетворяет развитие реформы народного образования в России после 1861 года - времени освобождения крестьян от крепостного права. Автор скульптурной композиции С.М. Волнухин. Торжественное открытие памятника Александру II состоялось 19 февраля 1911 года в день 50-летия обнародования Указа императора Александра II об освобождении крестьян от крепостной зависимости. В 1918 году памятник Александру II был демонтирован, а на его постаменте установлен бюст Н. Г. Чернышевского23.

Октябрьская, 39. Здание в стиле эклектики, постройка второй половины XIX века, некогда принадлежало купцу Степашкину, ныне здесь находится Профессиональный лицей-4224.

Октябрьская, 41. Здание, в котором в настоящее время находится спортивное общество «Буревестник», которое расположено в помещении бывшей церкви-киновии. Известно два названия этого храма: церковь во имя Воздвижения Честного Креста; Церковь во имя Страстей Господних. Этот храм входил в подворье Спасо-Преображенского мужского монастыря. В XVII веке место, где стоит киновия находилось за Московскими воротами, за чертой крепостного вала, в лесу. Здесь располагалось подворье Спасо-Преображенского мужского монастыря, постоялый двор для приезжих в монастырь и кладбище, на котором стояла деревянная часовня и деревянная Вознесенско-Горянская церковь, которая дала название площади - Горянская. Имеются разные даты закладки каменной церкви-киновии: 1847, 1860, 1866 год25.

После революции 1917 года часть построек подворья была превращена в жилые помещения. В 1926 году распоряжением советской власти церковь-киновия была закрыта, купол церкви разобран, здание было отдано общественным спортивным организациям.

Октябрьская, 43. Здание в стиле модерн, постройка конца XIX века, после революции 1917 года жилой дом. В 50-е годы XX века в нем разместилась Нижневолжская студия кинохроники. С 2004 года здесь разместился Дом кино и киноклуб «Волшебный фонарь». Еженедельно здесь проходит показ новинок отечественного и зарубежного кино.

Октябрьская, 46 (Московская, 32). Жилой дом, фасад дома занимает квартал по улице Московской, торец дома выходит на Октябрьскую улицу. Дом построен в 1939 году на месте Вознесенско-Горянской (Михаило-Архангельской) каменной церкви, возведенной по одним сведениям в 1847, а по другим - в 1849 году на средст-ва прихожан и пожертвования купца первой гильдии, почетного гражданина Саратова Х.И. Образцова. Церковь была разрушена в 1935 году. На ее месте в 1939 году был построен этот жилой дом по проекту архитектора Д.В. Карпова - автора большого количества жилых домов в центре Саратова в стиле неоклассицизма советского периода. В доме в настоящее время размещается филиал Областной универсальной научной библиотеки26.

Октябрьская, 47 (Челюскинцев, 58). Здание построено в стиле псевдоготики, находится на пересечении улиц Челюскинцев и Октябрьской. Это бывшая колбасная фабрика товарищества Кизнер и Блок, существовавшего в Саратове около 100 лет назад27.

Октябрьская, 56. Дом-музей П.В. Кузнецова, отдел Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева, расположен на краю Глебучева оврага, где сходятся улица Октябрьская и улица Валовая. Дом реконструирован в конце XX века, открылся как музей в феврале 2001 году. Постройка представлена городской усадьбой конца XIX - начала XX века.

Таким образом, можно отметить широкие возможности в выборе объектов описания и тем письменных работ для самостоятельной творческой работы студентов во время музейной практики. Тематика работ может быть разной, но во всех работах отражена основная идея - «Музей в системе туристского поля города». Знакомство с этим направлением музейной работы, несомненно, должно принести определенную пользу в дальнейшей профессиональной деятельности будущих специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма.


1 См.: Петрова Н.Ф. Музеи Саратова и художественная культура региона // Образовательная деятельность художественного музея // Тр. Рос. центра музейн. педагогики и детского творчества. - СПб., 2002. - Вып.VII. - С.129-134; Она же. Совершенствование разработки курса «Художественная культура Саратовского Поволжья» в сотрудничестве с музеями Саратова // Туризм и культурное наследие: Межуз. сб. науч. тр. - Саратов, 2002. - Вып.I. - С.109-115.
2 См.: Сорокин И.В. Краски настроения // Памятники Отечества. Альманах. - 1998. - №1-2(39). - С.144-146; Бельская О.Н., Савельева Е.К., Сорокин И.В. Дом художника. Адреса «Саратовской школы» на туристской карте Саратова // Перспективы развития туристских ресурсов Саратовской области // Проблемы и перспективы сохранения, использования и развития туристских ресурсов Саратовской области: Материалы науч.-практ. конф. - Саратов, 1999. - С.95-97; Голицын А. Засыпки и раскопки // Новые времена. - 2004. - №25. - 2-8 июля. - С.7.
3 См.: Сорокин И.В. Указ. соч. - С.144.
4 Там же.
5 Там же.
6 См.: Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). - Саратов, 2002. - С.459.
7 Там же.
8 Цит. по: Водонос Е.И. Выдающиеся мастера «Саратовской школы» в зеркале художественной критики 1900-1933. - Саратов, 2003. - С.107.
9 См.: Энциклопедия Саратовского края… - С.459.
10 См.: Водонос Е.И. Указ. соч. - С.112.
11 Цит.по: Сорокин И.В. Указ. соч. - С.146.
12 См.: Водонос Е.И. Указ. соч. - С.113-115.
13 См.: Максимов Е.К. Имя твоей улицы. - Саратов, 1986. - С.34.
14 См.: Казаков Б.И., Казакова Г.Д., Любомирова Л.Н. Страницы летописи Саратова. Саратов, 1987. - С.24-25; Терехин С.О. Века и камни. - Саратов, 1990. - С.20.
15 См.: Казаков Б.И. Казакова Г.Д., Любомирова Л.Н. Указ. соч. - С.25.
16 См.: Энциклопедия Саратовского края… - С.514-515; Ткачева И.В. «В родном городе легче дышится…» // Памятники Отечества. Альманах. - 1998. - №1-2(39). - С.186.
17 См.: Профессора и доктора наук Саратовской области 1909-1999: Биобиблиогр. справ. - В 8 т. - Т.1. - 1909-1917. - Саратов, 2000. - С.103-107.
18 См.: Саратов на старых открытках / Авт.-сост. Е.К. Максимов, В.Х. Валеев. - Саратов, 1990. С.67.
19 См.: Терехин С.О. Указ. соч. - С.29.
20 См.: Казаков Б.И., Казакова Г.Д., Любомирова Л.Н. Указ. соч. - С.61.
21 См.: Бельская О.Н., Савельвева Е. К., Сорокин И.В. Указ. соч. - С.99; Энциклопедия Саратовского края… - С.452.
22 См.: Хуторная О.И. Поверженный «Освободитель» // Памятники отечества. Альманах. - 1998. - №1-2(39). - С.112-114.
23 Там же. - С.114.
24 См.: Саратов на старых открытках… - С.67.
25 См.: Валеев В. Х. Из истории саратовских церквей: Краткий иллюстрированный справ. - Саратов, 1990. - С.47-49; Энциклопедия Саратовского края… - С.662.
26 См.: Валеев В. Х. Указ. соч. - С.24-26; Энциклопедия Саратовского края… - С.663.
27 См.: Терехин С.Указ. соч. - С.137.

Присоединяйтесь к нам в Контакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках и Google+








© 2002-2017 Все о туризме - образовательный туристический портал
На страницах сайта публикуются научные статьи, методические пособия, программы учебных дисциплин направления "Туризм".
Все материалы публикуются с научно-исследовательской и образовательной целью. Права на публикации принадлежат их авторам.
TrendStat