Туристическая библиотека
  Главная Книги Статьи Методички Диссертации Отчеты ВТО Законы Каталог Поиск отелей Реклама Контакты
Теория туризма
Философия туризма
Право и формальности в туризме
Рекреация и курортология
Виды туризма
Агро- и экотуризм
Экскурсионное дело
Экономика туризма
Менеджмент в туризме
Управление качеством в туризме
Маркетинг в туризме
Инновации в туризме
Транспортное обеспечение в туризме
Государственное регулирование в туризме
Туристские кластеры
ИТ в туризме
Туризм в Украине
Карпаты, Западная Украина
Туризм в Крыму
Туризм в России
101 Отель - бронирование гостиниц
Туризм в Беларуси
Международный туризм
Туризм в Европе
Туризм в Азии
Туризм в Африке
Туризм в Америке
Туризм в Австралии
Краеведение, странове-
дение и география туризма
Музееведение
Замки, крепости, дворцы
История туризма
Курортная недвижимость
Гостиничный сервис
Ресторанный бизнес
Анимация и организация досуга
Автостоп
Советы туристам
Туристское образование
Другие

Рябова Е.В.
Опубликовано: Материалы международной научно-практической
конференции «Педагогические и рекреационные технологии
в современной индустрии досуга». - К., 2004.

Моделирование культурно-досуговых программ в детском туризме

Туризм как способ организации свободного времени граждан приобретает в последнее время большую популярность. Этому способствует интенсификация труда, требующая эффективного воспроизводства затраченных на производстве психических и физических сил человека, развитие транспорта и коммуникаций, увеличение количества свободного времени и отношение к нему как к ценности. Учитывая возросшие потребности граждан в туристских услугах, в последнее десятилетие в республике значительно увеличилась численность предприятий туризма. Вместе с тем, наблюдается рост культурных, познавательных запросов туристов, которых уже не удовлетворяют традиционные туристские услуги - размещение, питание, определенный набор экскурсий и т.д. Таким образом, возникает противоречие между уровнем потребностей туристов и предлагаемыми туристскими услугами. В то же время предприятия туризма также нуждаются в обогащении содержания своей деятельности, обусловленную конкуренцией среди почти 500 туристских фирм, которые функционируют в Республике Беларусь.

Одним из решений данного противоречия, на наш взгляд, является включение в программы туризма методов и форм культурно-досуговой деятельности, которые позволяют не только обогатить содержание туристского досуга, но и полнее удовлетворять духовные потребности туристов, способствовать развитию, самореализации личности.

В.Е. Триодин считает, что «… под методами клубной работы следует понимать разнообразные способы организации и управления деятельностью посетителей в единстве с их поведением и побуждением к взаимовоспитанию и самовоспитанию».

А.Д. Жарков указывает на три исторически сложившиеся родовые методы культурно-досуговой деятельности: театрализация, иллюстрирование и игра, выражающие ее природу и специфику, которые предстают в процессе формирования сознания человека, развития его творческих способностей.

Под формами культурно-досуговой деятельности мы понимаем способы и приемы организации людей в учреждениях культуры, по месту жительства, а также целостные досуговые программы, при создании и проведении которых реализуются функции методов иллюстрирования, театрализации, игры.

Включение методов и форм культурно-досуговой деятельности в сферу туризма может осуществляться на основе моделирования досуговых программ. Моделирование (по В.С. Садовской) есть процесс систематизации способов, приемов и средств с целью создания новых оригинальных условий включения личности в творческую деятельность. Таким образом, моделирование досуговых программ позволяет обогатить содержание туристского досуга, усилить его развивающие функции. Происходит трансформация туризма как «активной целенаправленной потребительской деятельности» в деятельность творческую.

При моделировании досуговых программ в туризме необходимо учитывать следующие условия:

- психофизиологические, социально-психологические особенности туристов (возраст, социальная принадлежность, уровень образования, интересы и потребности в досуге, нахождение во временном или постоянном коллективе туристов и др.).
- особенности тура, основанные на дифференциации туризма по различным признакам - продолжительности (тур выходного дня, каникулярный, во время отпуска), целям путешествия (культурно-познавательный, оздоровительный, спортивный и т.д.), месту пребывания (гостиница, санаторий, база или лагерь отдыха и т.д.), способу передвижения и другим.
- профессиограмма специалиста, организатора культурно-досуговых программ в туризме, сочетающая знания и умения в области педагогики досуга, психологии, экскурсоведения, туризма.

Формирование модели досуговых программ в туризме происходит поэтапно, о чем говорится в публикациях Л.И. Козловской. На первом этапе необходимо проанализировать особенности тура, выявить специфику, определить направленность участников путешествия, на которую рассчитана программа. При этом осуществляется также анализ известных досуговых программ с целью отбора и дальнейшей интерпретации.

На втором этапе происходит перенос известных досуговых программ или их элементов в структуру туристского досуга. Задача этого этапа - адаптировать содержание программы к условиям путешествия и творческим возможностям организатора. Как правило, досуговая программа на этом этапе выступает как самостоятельная форма и как компонент традиционных туристских форм (экскурсии, похода), в которые включаются игровые элементы, коллективное пение, диалогическое общение и другие приемы, способствующие общению участников программы.

Третий этап предполагает введение элементов новизны в структурные звенья программы: содержание, организационно - методические условия, сценарный ход, использование технических средств.

Четвертый этап - создание новой (авторской) модели программы, когда во всех структурных звеньях есть элементы новизны. На этом этапе происходит синтез туристско-экскурсионных форм и досуговых программ. Например, театрализованная экскурсия, шоу - музей с «ожившими» экспонатами. Таким образом, создается совершенно новый туристский продукт, предполагающий творческий уровень взаимодействия туристов и организаторов туризма. Создание авторских моделей досуговых программ в туризме требует иного подхода к деятельности организатора туристского досуга, сочетающего в себе профессиональные качества ведущего, режиссера, менеджера. Необходимо также тесное взаимодействие учреждений культуры и туризма для разработки и реализации культурно-досуговых программ нового качества.

Моделирование культурно-досуговых программ особенно целесообразно в детском туризме. Поскольку традиционно туристские поездки и походы по продолжительности составляют от 2 до 7 дней, возникает проблема организации досуга туристов. Это значит, что кроме собственно туристских занятий - экскурсий, передвижения по маршруту, а также деятельности по самообслуживанию (в походе - подготовка ночлега, приготовление пищи и пр.), у туристов остается свободное время, своеобразный «досуг в досуге». У взрослых, особенно опытных туристов, не возникает особых трудностей с его организацией. Туристам из числа детей и подростков необходима помощь в этом деле. Анализ большинства детских экскурсионных программ, предлагаемых туристскими фирмами г. Минска показывает, что после экскурсий дети чаще всего предоставлены сами себе. Некоторые фирмы включают в тур одну или две дискотеки, этим, как правило, ограничивается набор нетуристских форм отдыха. Свободное время заполняется бесцельным времяпрепровождением, а иногда и негативными действиями, например, курением, распитием алкогольных напитков. Таким образом, культуросозидающий, воспитательный потенциал туристской деятельности реализуется недостаточно или не реализуется вообще. Безусловно, нельзя регламентировать всю экскурсионную поездку или туристский поход, однако разумная организация свободного времени детей-туристов не только повышает эффективность программ детского туризма, но и отвечает требованиям безопасности.

Моделирование культурно-досуговых программ в детском туризме следует осуществлять на принципах комплексности (сочетания познавательных, развлекательно-рекреационных, коммуникативных и других компонентов, индивидуальных, групповых, массовых форм работы), дифференцированного подхода, активности и самостоятельности туристов, многообразия и вариативности воспитательного влияния средств культурно-досуговой деятельности, взаимодействия руководителя и участников путешествия.

В программах детского туризма целесообразно использование методов активизации детей и подростков, таких как метод организации диалогического общения (во время экскурсии), игровой метод (т.н. «живые экспонаты»), метод театрализации (участие в реконструкции исторического или культурного события, в фольклорном празднике и пр.).

В целом, вся программа экскурсионной поездки или туристского похода детей может быть пронизана методами и формами культурно-досуговой деятельности - от этапа знакомства до заключительного этапа.

Например, на начальном этапе путешествия следует включать игры на знакомство, особенно во временных туристских группах. Если позволяют условия, имеет смысл организовать вечер знакомств, целью которого будет не только собственно представление всех участников путешествия, но и обеспечение оптимистичного настроя на дальнейшую программу, а также снятие тревожных состояний у туристов, связанных с включением в новую, незнакомую обстановку. В активной форме может проходить необходимый на начальном этапе инструктаж по технике безопасности, когда дети самостоятельно, возможно в форме деловой игры, вырабатывают правила безопасного поведения во время поездки или похода. Таким образом, снимается негативная реакция на «нравоучения взрослых», особенно остро воспринимаемые детьми и подростками в свободное время.

Конечно же, центральным компонентом путешествия является экскурсия или поход, которые также могут содержать игровые компоненты или элементы театрализации. Например, средневековый замок посещают не подростки 12 лет, а рыцари и прекрасные дамы 13 века. Для этого достаточно выбрать туристам имена, соответствующие эпохе, изготовить некоторые атрибуты (изображение «фамильного герба», веер и пр.), продумать «кодекс чести» (правила обращения друг к другу, правила поведения и другое). Все это не требует особых затрат времени и средстсв, однако способствует усилению впечатлений туристов, как бы погружает в эпоху, побуждает интерес к дальнейшему познанию, к творческому восприятию материала экскурсии.

После экскурсии и по окончании всего путешествия (поездки, похода) рекомендуется проводить рефлексию, которая также может включать игровые компоненты или проходить в форме самостоятельной культурно-досуговой программы (конкурс знатоков по материалам экскурсии, концерт «Таланты и поклонники» в походе и пр.).

Таким образом, моделирование культурно-досуговых программ в детском туризме, осуществляемое с учетом интересов и потребностей туристов, педагогического руководства, взаимодействия учреждений культуры и туристских предприятий, позволяет не только обогатить содержание досуга, но и способствовать реализации культуросозидающего, воспитательного потенциала туризма.

Литература

1. Триодин В.Е. педагогика клубной работы. - М., 1984.
2. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М., 2002.
3. Цит. по статье: Козловская Л.И. Досуговые программы в социокультурной деятельности.// Сацыяльна-педагагiчная работа. - 2002. - №3.
4. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. - М., 1998.
5. Козловская Л.И. Досуговые программы в социокультурной деятельности.// Сацыяльна-педагагiчная работа. - 2002. - №3.

Присоединяйтесь к нам в Контакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках и Google+







© 2002-2017 Все о туризме - образовательный туристический портал
На страницах сайта публикуются научные статьи, методические пособия, программы учебных дисциплин направления "Туризм".
Все материалы публикуются с научно-исследовательской и образовательной целью. Права на публикации принадлежат их авторам.