Туристическая библиотека
  Главная Книги Статьи Методички Диссертации Отчеты ВТО Законы Каталог Поиск отелей Реклама Контакты
Теория туризма
Философия туризма
Право и формальности в туризме
Рекреация и курортология
Виды туризма
Агро- и экотуризм
Экскурсионное дело
Экономика туризма
Менеджмент в туризме
Управление качеством в туризме
Маркетинг в туризме
Инновации в туризме
Транспортное обеспечение в туризме
Государственное регулирование в туризме
Туристские кластеры
ИТ в туризме
Туризм в Украине
Карпаты, Западная Украина
Туризм в Крыму
Туризм в России
101 Отель - бронирование гостиниц
Туризм в Беларуси
Международный туризм
Туризм в Европе
Туризм в Азии
Туризм в Африке
Туризм в Америке
Туризм в Австралии
Краеведение, странове-
дение и география туризма
Музееведение
Замки, крепости, дворцы
История туризма
Курортная недвижимость
Гостиничный сервис
Ресторанный бизнес
Анимация и организация досуга
Автостоп
Советы туристам
Туристское образование
Менеджмент
Маркетинг
Экономика
Другие

Щербакова Т.В.
Теория и практика физической культуры. – 2000. - №8.

Духовное содержание паломничества и туризм

игумен Даниил Ключевые слова: пилигримство, религиозный туризм, экскурсии, религиозный культ.

Россия - страна многоконфессиональная, и религиозный туризм свойствен всем вероисповеданиям (будь то буддизм, католицизм, православие и т.д.), но данная статья затрагивает духовную сущность именно православного паломничества.

С первых веков существования церкви паломничество (путешествие с целью посещения святых мест) стало ярким проявлением христианской религиозности. На протяжении всей истории человечества истинно верующие люди отправлялись в далекий путь, чтобы поклониться особо значимым святыням. По существу, паломничество на Руси началось вскоре после принятия Христианства. Так, в 1062 году Палестину посетил дмитровский игумен Варлаам, а первым паломником, который оставил достаточно детальное описание путешествия на Святую Землю, был игумен Даниил. Он описал все святыни и географию Палестины того времени. В конце XII века по русским святыням совершил паломничество известный новгородский архиепископ Антоний, им оставлено описание Софийского собора. Посещая многие страны, он знакомился с культурой других народов. Церковники приносили в устной и нередко в письменной форме легенды, песни, сказания. Истинными центрами паломнических путешествий были древние города Царьград, Афон, Палестина, Иерусалим. К началу XIV века паломнические путешествия приобретают массовый характер.

Но, к сожалению, в середине XV века в истории русского паломничества наступает новый этап. Взятие Константинополя турками положило конец многим христианским святыням Востока. Паломниче ство стало делом трудным и небезопасным. В период XV-XVI вв. оно становится редким явлением. В это же время складывается убеждение, что православная вера сохраняется в чистоте своей только здесь, что святая Русь остается единственным православным центром. Многие церковные деятели (среди них Сергий Радонежский) призывают совершать паломничество в пределах Руси. Наступают времена массового паломничества по русским святым местам. В XVI-XVII вв. Русь была признана центром православного мира. Сегодня эта благочестивая традиция возрождается. В наше смутное время с потерей духовных ориентиров именно церковь стала прибежищем для россиян. Какие устремления движут паломниками?

Во-первых, совершение религиозного обряда (молитва, причастие, исповедание). Религиозные таинства представляют собой самую главную внутреннюю основу, содержание жизни Православной церкви. Обилие православных богослужений, глубина их символики требуют более сознательного, активного и живого в них участия.

Во-вторых, духовное совершенствование. Десятки и сотни тысяч самых разных людей тянутся в наши обители именно за духовной пищей. Пребывание в монастырях действуют почти гипнотически. Там вы сразу чувствуете, что попали в новую, благодатную атмосферу, где ваша душа сбрасывает с себя тяжкое бремя суетной жизни, становится ближе к небу и к Богу! А главное - какой-то особенный мир и тишина нисходит к вам в душу. Недаром обители называют святыми.

В-третьих, получение благодати, духовного и физического совета. Издревле на Руси известны места чудесных исцелений людей. Таков, например, Саровский монастырь (Дивеево). К преподобному Серафиму Саровскому едут люди со всего мира. В жизни многих сыграл он гуманную роль - вот и едут, как к родному, поблагодарить или пожаловаться, получить исцеление.

В-четвертых, религиозное просвещение. Существует три вида просвещения. Первый вид представляется Русской Православной Церковью как внутреннее просветление. Он связано с духовным воспитанием воли и чувства, чего зачастую недостает нашим учебным заведениям. К великому сожалению, обогащение ума остается в области математики, истории, физики и других точных наук, которые не предохраняют людей от совершения преступлений, от отчаяния, душевного расстройства, пьянства, наркомании, самоубийства.

Второй вид просвещения заключается в усвоении истин жизни и нравственности, именно тех, которые дают ответы на самые важные для человека вопросы - о смысле жизни и цели его существования.

Третий вид - духовное просвещение, связанное с внутренним обновлением человека, сужением его желаний, стремлений. Оно стремится очистить человека от всего бездуховного, порочного, унылого, дает ему чистое и радостное сердце, создает в душе его царствие Божие.

За этим духовным просвещением веками тянулись в святые обители люди самых разных сословий со всех концов России.

В-пятых, поклонение святому месту, храму, мощам. Нужно заметить, что каждый храм практически располагает той или иной особо значимой святыней: чудотворной иконой или мощами какого-либо святого. К примеру, икона "Неупивая чаша", списки которой находятся в Высоцком и Владычном монастырях (г. Серпухов); мощи великомученика Пантелеймона в храме Пресвятой Богородицы (п. Пестяки) и т.д.

Люди, отправляясь в паломнические путешествия, невольно переносятся из мира жестокой реальности в мир добра и красоты религиозных обителей. Поражает архитектурный облик культовых сооружений, их монументальность и неповторимое изящество. Из бывших развалин не только появляются религиозные памятники - великая красота возвращается в мир. Красота, воплощенная не только в камне, но главное - в душах людей. Кроме того, при посещении святых мест огромную роль играют природное окружение и исторический ландшафт местности.

Все это создает особую ауру православной обители. Недаром для храма выбиралось самое красивое место в окружающем ландшафте. Православные святыни становились доминантой пейзажей и одновременно его организующей частью. Такие известные монастыри, как Саввино-Сторо жевский, Новоиерусалимский, Высоцкий, Владычный и другие, располагаются на вершинах высоких холмов или крутых берегах рек. Оттуда открываются прекрасные виды на окрестности, а храмы как бы сливаются воедино с небесами. Не зря большинство храмов (приходов) строилось именно на возвышенной местности, что во многом определяло ощущение воссоединения человеческого духа с Всевышним, гармонию человека с природой. Стоит заметить, что колокольный звон в таких случаях разливался очень далеко - по всем окрестностям. Под влиянием урбанизации многие храмы потеряли свое первоначальное, естественное окружение и зачастую оказываются задавленными городской застройкой. Конечно, по возможности этого надо избегать. Культовые сооружения должны быть ограждены от "визуального загрязнения" города.

Пребывание в монастырях действует благотворно. На человека оказывает эмоциональное влияние все окружающее: архитектура, живопись, иконопись, церковное песнопение, люди, произносящие молитвы. Все это создает иллюзию ухода в иной мир, более чистый и прекрасный, чем окружающая действительность, более доверчивый и открытый, так как люди в церковной общине испытывают чувство сплоченности, свойственное русскому менталитету. Здесь люди приобщаются к новому образу жизни, монашество для них служит примером предпочтений духовного начала материальному. Поэтому исторически монастыри на Руси стали центром притяжения паломников и верующих.

Многие монастыри сохраняют свою популярность в течение нескольких веков (Троице-Сергиева лавра, Коренная Пустынь, Дивеевская Пустошь, Нилова Пустынь и т.д.). Южное Подмосковье является одним из центров паломнической активности. Здесь расположены 15 монастырей, которые имеют большое значение в русском православии. Среди них Пафнутьево-Боровский монастырь, Екатерининская Пустынь и, безусловно, Оптина Пустынь. Основными маршрутами в настоящее время являются Великий Устюг, Владимир, Суздаль, Звенигород (Саввино-Сторожевский монастырь), Александров (Зосимова Пустынь), Кострома, Крым, Ростов Великий, Переяславль-Залесский, Смоленск и т.д. Среди зарубежных поездок в первую очередь следует назвать паломничество в Святую землю, в Грецию, на Кипр, на Афон, реже - к древним святыням Италии, в Чехию и Польшу, Францию.

ХХ век - время массовых паломничеств по святым местам России. Сегодня почти каждый храм имеет свой опыт проведения паломнических поездок или походов по русским святыням.

Присоединяйтесь к нам в Контакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках и Google+








© 2002-2017 Все о туризме - образовательный туристический портал
На страницах сайта публикуются научные статьи, методические пособия, программы учебных дисциплин направления "Туризм".
Все материалы публикуются с научно-исследовательской и образовательной целью. Права на публикации принадлежат их авторам.
TrendStat