Туристическая библиотека
  Главная Книги Статьи Методички Диссертации Отчеты ВТО Законы Каталог Поиск отелей Реклама Контакты
Теория туризма
Философия туризма
Право и формальности в туризме
Рекреация и курортология
Виды туризма
Агро- и экотуризм
Экскурсионное дело
Экономика туризма
Менеджмент в туризме
Управление качеством в туризме
Маркетинг в туризме
Инновации в туризме
Транспортное обеспечение в туризме
Государственное регулирование в туризме
Туристские кластеры
ИТ в туризме
Туризм в Украине
Карпаты, Западная Украина
Туризм в Крыму
Туризм в России
101 Отель - бронирование гостиниц
Туризм в Беларуси
Международный туризм
Туризм в Европе
Туризм в Азии
Туризм в Африке
Туризм в Америке
Туризм в Австралии
Краеведение, странове-
дение и география туризма
Музееведение
Замки, крепости, дворцы
История туризма
Курортная недвижимость
Гостиничный сервис
Ресторанный бизнес
Анимация и организация досуга
Автостоп
Советы туристам
Туристское образование
Другие

Секретова Л.В.
Труды Санкт-Петербургского государственного университета
культуры и искусств. - 2013. - Том 195. - С.47-55.

Индустрия досуга: социально-культурный аспект

Индустрия досуга: социально-культурный аспект Актуальность изучения заявленной темы обусловлена той ролью, которую играет досуг и способ его проведения в формировании культуры личности и общества. Сегодня этот способ все больше детерминируется индустрией досуга, само появление и развитие которой обусловлено тенденциями глобализации, экономизации культуры, коммерциализации досуга, консумеризации форм культурно-досуговой деятельности, с одной стороны, и стремительным развитием творческих отраслей экономики, прежде всего в городах, с другой стороны. В то же время происходит внедрение технологических принципов в процесс организации досуга и, соответственно, создается новая отрасль отечественной экономики - индустрия досуга.

Различные теоретико-методологические аспекты развития социально-культурных технологий в индустрии досуга, а также его историко-аксиологические основы нашли отражение в трудах М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, В.А. Исакова, А.Д. Жаркова, А.П. Маркова, В.Е. Новаторова, Г.Н. Новиковой, Г.В. Олениной, М.П. Переверзева, В.Д. Пономарева, В.В. Туева, Г.Л. Тульчинского, Т.Т. Фисюк, Н.А. Хренова, Н.Н. Ярошенко и др. Тем не менее, не все аспекты особенностей реализации социально-культурных технологий в индустрии досуга освещены. В частности, требует углубленного рассмотрения вопрос о воспитательных и развивающих функциях деятельности предприятий и организаций в сфере индустрии досуга. Проблема состоит в том, что при всей внешней привлекательности и технической оснащенности предлагаемых услуг, их воспитательная сторона чаще всего остается без должного внимания, а потому яркие и увлекательные досуговые программы, за которые потребитель выкладывает немалые суммы, часто не только оказываются ценностно бессодержательными, но порой имеют антиличностный, антисоциальный эффект.

В 2011 г. Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского впервые осуществил набор студентов для обучения по направлению 071800 «социально-культурная деятельность» с получением квалификации бакалавра по профилю подготовки «социально-культурные технологии в индустрии досуга». Цель обучения - формирование специалиста социально-культурной сферы, владеющего основами гуманитарных, социально-политических, культурологических, искусствоведческих, психолого-педагогических, художественно-творческих и организаторско-управленческих знаний, обладающего общекультурными и профессиональными компетенциями, позволяющими вовлекать людей в мир культуры и социально-культурного творчества, создавать благоприятную культурную среду, удовлетворять духовные интересы разных групп населения и способствовать их последовательному возвышению в противоречивых условиях развития постиндустриального общества.

Что же такое «индустрия досуга», и что именно она в себя включает. Согласно словарю иностранных слов, слово «индустрия» происходит от латинского «industria», что означает «деятельность». Этим словом называют промышленность: тяжелая индустрия производит главным образом орудия и средства производства; легкая индустрия производит предметы широкого потребления [1, с.198]. Любопытно, что в энциклопедическом словаре отмечено еще одно значение латинского корня - это «усердие» [2]. Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой указывает, что индустрия - «то же, что промышленность» [3, с.247], а промышленность -это «отрасль производства, охватывающая переработку сырья, разработку недр, создание средств производства и предметов потребления» [4, с.615].

На сайте учебно-методического центра «Реклама и бизнес» индустрия определяется как сфера деятельности, сектор экономики, включающий в себя производство, сбыт товаров какого-то рода (в том числе и услуг как товара), сопряженные секторы и потребительскую аудиторию. Нередко слово «индустрия» все еще используется как синоним слова «промышленность» [5]. Однако сегодня это уже не вполне корректно. В XIX и в первой половине XX века промышленность составляла единственное содержание понятия индустрии, потому что процесс индустриализации сначала охватил те секторы экономики, в которых объединение рабочих усилий и централизация управления являлись наиболее необходимыми. В первую очередь, это касалось машиноемких производств и заводов. Однако к началу XXI века понятие «индустрия» в равной степени стало применяться как к металлургии, так и к туризму, как к производству продуктов питания, так и к кинематографу.

В настоящее время термин «индустрия» применим в тех сферах общественного производства, где есть технологии, которые как раз и включают в себя переработку сырья, разработку недр, создание средств производства и предметов потребления в соответствии с поставленными целями и ожидаемым результатами. Полагаем, можно сказать: там, где имеют место технологии, там есть достаточные основания для развития индустрии. Это имеет прямое отношение и к социально-культурной сфере.

В связи с вышесказанным, логично, например, такое определение А.Ю. Александровой: «Туристская индустрия - это совокупность производственных и непроизводственных видов деятельности, направленных на создание товаров и услуг для путешествующих лиц. Иначе, туристская индустрия - это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков» [6].

Подробное определение индустрии досуга содержится в энциклопедии по культурологии, где индустрия досуга рассматривается как одно из основных направлений и проявлений современной массовой культуры. Индустрия досуга включает в себя массовую художественную культуру (приключенческую, фантастическую и «бульварную» литературу, аналогичные «развлекательные» жанры кино, карикатуры и комиксы в изобразительном, искусстве, оперетту, эстрадную, рок - и поп-музыку, эстрадную хореографию и сценографию, конферанс и прочие «разговорные» жанры эстрады, синтетические виды шоу-индустрии, художественный кич, идеологически ангажированные и политико-агитационные произведения в любых видах искусства и т.п.), массовые постановочно-зрелищные представления, цирк, стриптиз и иные виды эротических шоу, индустрию курортных и «культурно»-туристических услуг, профессиональный спорт (как зрелище) и т.п. [7].

Индустрия досуга, согласно статье, является во многих отношениях эквивалентом «субкультуры детства», только оптимизированным под вкусы и интересы взрослого или подросткового потребителя, где используются технические приемы и исполнительское мастерство «высокого» искусства для передачи упрощенного, инфантилизированного смыслового и художественного содержания, адаптированного к невзыскательным интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя, используются средства технического тиражирования этой продукции и ее «доставки на дом» потребителю посредством электронных СМИ и достигается эффект психологической релаксации человека, перегруженного нервными стрессами и утомительной ритмикой социальных процессов повседневности [7].

Немногим более десяти лет назад были изданы учебники и учебные пособия, в которых характеризовался и теоретически обосновывался переход от методики (методических основ) культурно-досуговой и социально-культурной деятельности к соответствующим технологиям (технологическим основам). Настоящий этап развития социально-культурной и, прежде всего, культурно-досугой сферы характеризуется переходом к индустрии досуга. И хотя учебные пособия по данной дисциплине еще пишутся, но научная и публицистическая литература, рекламные издания насчитывают уже немало публикаций. Информация Интернет-источников позволила осуществить обзор видов современных индустрии, в той или иной степени относящихся или сочетающихся с организацией досуговой деятельности. Отметим, что в орбиту исследуемого феномена мы включили не только индустрию досуга как единого целого, но и индустрию отдельных видов досуга, а также индустрию, «сопутствующую» досуговой деятельности. Итак, пространство индустрии досуга включает в себя (или присоединяет к себе) следующие виды индустрии:

- индустрия отдыха,
- индустрия развлечений, индустрия праздника,
- шоу-индустрия,
- анимационная индустрия,
- индустрия семейного досуга,
- индустрия детского отдыха и досуга,
- игровая индустрия,
- компьютерная индустрия,
- творческая индустрия,
- музыкальная индустрия,
- индустрия танца,
- индустрия кино,
- звукозаписывающая индустрия,
- индустрия туризма,
- корпоративная трэвел-индустрия (corporate travel industry),
- MICE-индустрия (индустрия встреч),
- event-индустрия,
- гостиничная индустрия,
- индустрия гостеприимства,
- индустрия услуг,
- банная индустрия,
- индустрия красоты,
- индустрия моды (фэшн-индустрия),
- индустрия знакомств,
- индустрия интимного досуга (sex-индустрия), индустрия спорта,
- индустрия экстремального спорта,
- горнолыжная индустрия,
- индустрия океаническая,
- индустрия рыболовства,
- фитнес-индустрия, wellness-индустрия, индустрия здоровья, индустрия здорового образа жизни,
- индустрия быстрого питания, индустрия кафе, торгово-досуговая индустрия и др.

Выше мы указали, что пространство индустрии досуга включает в себя и творческие индустрии. Остановимся на этом подробнее. М.Гнедовский считает, что концепция «творческих индустрии» впервые возникла в Великобритании [8]. За последние годы она распространилась очень широко во всем мире и является сегодня одной из самых популярных инновационных идей, имеющих отношение как к культуре, так и экономике. Он же полагает, что творческие индустрии возникли как один из ответов на экономический и социальный кризис: «И как человеческий организм мобилизует внутренние ресурсы в ответ на болезнь, так и британская экономика нашла выход в перепрофилировании бывших промышленных городов. Теперь они производят и продают на мировых рынках не сталь и текстиль, а «творческий» или «интеллектуальный» продукт: компьютерные и мультимедийные технологии, дизайн и т.д. - по сути дела, «продают воздух». Частью этого интеллектуального производства являются и творческие индустрии, основанные на прямом использовании ресурсов культуры» [8].

Согласно официальному определению творческих индустрии, принятому департаментом культуры, СМИ и спорта правительства Великобритании, творческие индустрии - это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая может создавать добавленную стоимость и рабочие места путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности [8]. В конкретный перечень видов такой деятельности входят реклама, художественный и антикварный рынок, ремесла, дизайн, мода, производство кино- и видеопродукции, программирование, в том числе, создание развлекательных интерактивных программ и компьютерных игр, музыка, исполнительские искусства, издательское дело, теле -, радио- и интернет-вещание.

Следует отметить, что практически все перечисленные виды деятельности существовали задолго до того, как их объединили в понятие «творческих индустрии». Большинство из них традиционно изучалось по программам вузовского профессионального образования в сфере культуры и искусства при подготовке менеджеров, продюсеров и технологов социально-культурной деятельности. Таким образом, задача современных работников в сфере культуры, искусства и организации досуга состоит в том, чтобы взглянуть по-новому на, в общем-то, знакомые вещи. На профессиональном языке это как раз то, что можно назвать инновационным подходом.

По мнению В.А. Есакова, развитие творческих индустрии в России - это стратегическая установка на развитие в стране постиндустриальной экономики. Для решения задач развития культуры целесообразно создавать региональные и городские программы развития творческих отраслей экономики. Специалист постиндустриального общества - работник экономики знания. При этом культура является одним из основных структурообразующих элементов инновационной экономики. Без развития и модернизации культуры экономика знания, а шире - вся современная экономика, становится малоэффективной. Важнейшее свойство культуры -обеспечение способности общества к соответствию требованиям времени и конкретной исторической ситуации. К настоящему времени назрела необходимость пересмотра места культуры в системе государственных приоритетов и признания предельной общественной значимости ее функций [9: 9].

При изучении какого-либо явления, прежде всего, необходимо выявить факторы, оказывающие на него влияние. Под факторами (от лат. factor- производящий) мы будем понимать движущие силы, которые определяют сущность, главные направления и существенные обстоятельства рассматриваемого явления «индустрия досуга» и его развития. На развитие индустрии досуга влияет целый ряд факторов: международных, экономических, нормативных, технических, морально-этических и иных. Первую часть факторов можно отнести к внешним факторам (по отношению к отрасли «индустрия досуга»), другая же часть факторов продуцируется самой индустрией досуга и как бумеранг возвращается обратно -это внутренние факторы. Мы полагаем, к числу наиболее существенных внешних факторов следует отнести следующие:

- Развитие науки и научно-технической базы производства во всех отраслях мировой и отечественной экономики.
- Установление международных связей России с Востоком и Западом, активная туристическая деятельность россиян, широкий опыт знакомства с досуговыми традициями и индустриями зарубежных стран.
- Сужение сектора государственных и муниципальных организаций и, соответственно, расширение сектора частных предприятий в сфере досуга.
- Ослабление традиционных духовно-нравственных принципов отношений и поведения в обществе.
- Снижение в государстве и в обществе престижа школьного учителя, вузовского преподавателя, работника сферы культуры, интеллигента.
- Появление в российской повседневности и откровенная демонстрация ряда нетрадиционных субкультур, в том числе в области сексуальной ориентации.
- Пропаганда образцов, моделей и эталонов досугового поведения (детей, молодежи и др.) преимущественно через СМИ и кинофильмы.
- Повышение требований населения к качеству досуговых услуг.
- Доминирование потребительского отношения в сфере досуга, гедонистических и зрелищных направлений в развитии досуговых форм.
- Усиление дифференциации общества и, следовательно, дифференциации субъектов и объектов досуговой деятельности по имущественному признаку, что вызывает дифференциацию избираемых досуговых занятий не только по признаку досугового интереса, но по признаку стоимостной доступности.

К внутренним факторам, стимулирующим развитие отрасли изнутри, мы относим:

- Рост конкуренции между организациями, учреждениями и предприятиями, работающими на рынке досуговых услуг.
- Появление новых моделей предприятий в сфере досуга.
- Увеличение затрат на маркетинг и рекламу.
- Усложнение технологической системы формирования и оказания досуговых услуг, и, как следствие, их удорожание.
- Расширение спектра досуговых занятий, требующих профессионального и материально-технического обслуживания (сервиса).
- Возрастание технической оснащенности досуга, как внедомашних форм организации досуга, так и домашних, что диктует необходимость не только финансовых вложений, но и прохождение специальной подготовки по применению и обслуживанию сложной и дорогостоящей техники.
- Формирование потребности в специальных кадрах для работы на предприятиях индустрии досуга, специалистов - создателей и «сопроводителей» досуговых услуг требуемого качества.
- Вхождение коммерческих предприятий индустрии досуга в сектор экономики, приносящий все большие доходы в бюджет (за счет налогов) и предоставляющий все больше мест для трудоустройства, как для специалистов сферы культуры и искусства, так и работников административного и технического персонала.
- Влияние предприятий индустрии досуга на экономику в целом, стимулирование деятельности смежных секторов экономики: строительство, транспорт, торговля, производство продуктов питания, спортивного снаряжения, музыкальной и светотехнической аппаратуры, кинопроизводство, мода, образование и др.

Знание и учет системы факторов, влияющих на становление и функционирование предприятий индустрии досуга, позволяет специалистам, владеющим современными технологиями социально-культурной деятельности, добиваться не только экономического, но и нравственно-эстетического, культурно-воспитательного эффекта.

Полагаем, социально-культурные технологии смогут оказать влияние на регулирование дальнейшего процесса развития индустрии досуга. Этому будет сопутствовать:

- Изучение и творческое освоение традиционного отечественного и зарубежного опыта организации досуга, как западного, так и восточного.
- Расширение и дифференциация спектра разнообразных досуговых индустрии.
- Использование всего многообразия социально-культурных технологий в структуре индустрии досуга: в дополнение к рекреационным и оздоровительным - информационных, развивающих, коммуникативных, реабилитационных, анимационных, культуротворческих, этнонаправленных и др.
- Модернизация материально-технической базы индустрии досуга.
- Совершенствование технических средств индустрии досуга для усиления идейно-эмоциональной выразительности и привлекательности досуговых программ.
- Повышение качества услуг в индустрии досуга.
- Возрастание значимости досуга в структуре ценностей человека, особенно, молодежи.
- Реализация холистического (целостного) образа жизни.
- Включение индустрии досуга в поле нормативно-правового регулирования, государственной и региональной культурной политики.
- Обеспечение предприятий индустрии досуга квалифицированными кадрами, имеющими высшее образование по соответствующему профилю.

Наблюдая, сколь динамично расширяется сегодня спектр услуг данных предприятий, как настойчиво ведется поиск и формирование групп потребителей услуг и как, увы, не достает этим услугам надлежащего качества, можно ожидать значительного увеличения спроса на будущих компетентных выпускников профиля «социально-культурные технологии в индустрии досуга». Сферу их возможного трудоустройства могут составить развлекательные и фитнес центры, шоу-бизнес, ночные клубы; туристические агентства; продюсерские компании и группы; event-агентства; концертные организации и эстрадные коллективы; телевидение, радио, пресса; рекламные ассоциации. Из должностей - креативный директор, управляющий арт-галереи, event-менеджер, продюсер, менеджер проекта, специалист по организации культурно-массовых мероприятий, менеджер туристской анимации и др.

Среди профессиональных задач, стоящих перед выпускниками, -создание культурных программ и социально-культурных мероприятий, направленных на творческое развитие детей, подростков и взрослых, организацию свободного времени населения; участие в разработке и реализации социально-культурных технологий в учреждениях культуры, индустрии досуга и рекреации; обеспечение технологического процесса подготовки и проведения социально-культурных мероприятий (информационных, выставочных, праздничных) в учреждениях культуры; продюсирование культурно-досуговых программ, организация и проведение различных форм социально-культурной деятельности населения (фестивали, конкурсы, смотры, праздники, программы социально-культурной анимации и рекреации, выставки) и многое другое.

В свете вышеизложенного полагаем, что индустрия досуга должна стать той областью, в которой находятся не только коммерческие интересы предприниматели, но и удовлетворяются интеллектуальные и духовные потребности различных групп населения, получают развитие лучшие человеческие качества. А потому для развития индустрии досуга нужны творчески мыслящие, художественно одаренные люди, специалисты, создающие рыночные продукты и услуги, основная ценность которых заключена в их культурных свойствах.

Литература

1. Индустрия // Словарь иностранных слов. - 18-е изд., стер. - Москва: Рус. яз., 1989. - 624 с.
2. Индустрия // Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edudic.ru/bes/23642/.
3. Индустрия // Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., дополненное. - Москва: Азбуковник, 1999. - 944 с.
4. Промышленность // Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., дополненное. - Москва: Азбуковник, 1999.
5. Что такое Индустрия? [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mymarketall.ru/termins/63.htm.
6. Специфика и состав туристской индустрии // Александрова А.Ю. Международный туризм [Электронный ресурс]. - URL: http://tourlib.net/books_tourism/aleks51.htm.
7. Массовая культура// Энциклопедия культурологии [Электронный ресурс]. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/encculture/504/МАССОВАЯ.
8. Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России // Отечественные записки. - 2005. - №4(24). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.strana-oz.ru/2005/4/tvorcheskie-industrii-politicheskiy-vyzov-dlya-rossii.
9. Есаков В.А. Управление культурой в условиях мегаполиса: авто-реф. дисс... д.-ра культурологии: 24.00.01 / В.А. Есаков; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - Москва, 2008. - 54 с.

Присоединяйтесь к нам в Контакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках и Google+







© 2002-2017 Все о туризме - образовательный туристический портал
На страницах сайта публикуются научные статьи, методические пособия, программы учебных дисциплин направления "Туризм".
Все материалы публикуются с научно-исследовательской и образовательной целью. Права на публикации принадлежат их авторам.