Туристическая библиотека
  Главная Книги Статьи Методички Диссертации Отчеты ВТО Законы Каталог Поиск отелей Реклама Контакты
Теория туризма
Философия туризма
Право и формальности в туризме
Рекреация и курортология
Виды туризма
Агро- и экотуризм
Экскурсионное дело
Экономика туризма
Менеджмент в туризме
Управление качеством в туризме
Маркетинг в туризме
Инновации в туризме
Транспортное обеспечение в туризме
Государственное регулирование в туризме
Туристские кластеры
ИТ в туризме
Туризм в Украине
Карпаты, Западная Украина
Туризм в Крыму
Туризм в России
101 Отель - бронирование гостиниц
Туризм в Беларуси
Международный туризм
Туризм в Европе
Туризм в Азии
Туризм в Африке
Туризм в Америке
Туризм в Австралии
Краеведение, странове-
дение и география туризма
Музееведение
Замки, крепости, дворцы
История туризма
Курортная недвижимость
Гостиничный сервис
Ресторанный бизнес
Анимация и организация досуга
Автостоп
Советы туристам
Туристское образование
Другие

Тихонова Т.Ю.
Материалы конференции "Актуальные проблемы современных наук - 2012"

Этнический туризм в развитии регионов

Отличительной чертой современного мира является его этническое и национальное разнообразие. В начале третьего тысячелетия на нашей планете насчитывалось около 200 независимых государств, 5000 этнических групп и более 600 сообществ, представители которых говорят на одном языке. Однако, в последние годы, эта структура мирового сообщества достаточно быстро деформируется под воздействием процесса глобализации. Так, например, по некоторым прогнозам, к концу 21-го века более половины из существующих в настоящее время этнических языков могут исчезнуть навсегда.

В настоящее время становится очевидной проблема трудности «выживания» этносов в условиях глобализации, бурного научно технического развития, экологических кризисов, роста информационных нагрузок. Одним из перспективных направлений деятельности по сохранению этнического многообразия регионов является этнический туризм.

Россия обладает уникальными ресурсами для развития этнического туризма. На территории Российской Федерации проживает около 180 народов - представители различных культурно-языковых и этноконфессиональных сообществ. Россия традиционно воспринимается как страна с огромным культурно-историческим наследием и этнокультурным потенциалом.

За последние годы на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке был создан этнический туристский продукт. В реестре туристских маршрутов в субъектах Российской Федерации этномаршруты выделены в более чем 20 субъектах РФ. Следует отметить существующий немалый интерес к данным маршрутам, что доказывает недавно проведенное по заказу Федерального агентства по туризму социологическое исследование.

Опрос показал, что этнокультурное многообразие России и характерное для нее исторически взаимовлияние различных культур являются важной предпосылкой к развитию у россиян интереса к этническому туризму. В силу своей содержательной уникальности и неповторимости, в частности, предлагаемой туристам возможности стать активным участником этнокультурной жизни какого-либо народа, этнический туризм представляет собою одно из перспективных направлений развития регионов РФ.

Актуальным является комбинирование этнического и экологического туризма, когда общей для них целью становится знакомство туриста с традиционным жизнеобеспечением и природным окружением конкретных народов. Наиболее часто этноэкологический туризм встречается в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации . Применительно к этим народам он выступает важным средством развития традиционной экономики. Кроме того, поддержка аборигенного туризма в названных регионах, предусматривающая активное вовлечение в организационную деятельность представителей малочисленных народов, обеспечивает устойчивое, системное развитие самих территорий их проживания.

Наиболее активное распространение этноэкологический туризм получил в настоящее время в следующих российских регионах: Горная Шория, где значительный интерес представляет "Шорский государственный природный национальный парк", на территории которого образован этнографический музей под открытым небом - "Тазгол", Архангельская область, здесь интересен Кенозерский национальный парк, который является примером сбалансированного и гармоничного сосуществования человека и природы, взаимовлияния и взаимопроникновения природы и культуры, Кольский полуостров (места расселения саамов). В Хабаровском, Приморском краях, а также в Республике Саха и Томской Области с 2006 года реализуются проекты «Инновационная модель развития аборигенного туризма». В рамках проекта изучаются региональные возможности организации этнического туризма, встречи и круглые столы с администрациями, турфирмами, учеными, с руководством особо охраняемых природных территорий, организациями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, осуществляется сбор информации и создание базы данных, создаются путеводители по аборигенному туризму.

На Ямале о возрастающей с каждым годом популярности этнотуризма свидетельствует статистика: если в 2005 году Ямало-Ненецкий автономный округ посетили немногим более 5 тысяч человек, то в 2010-м - почти 18 тысяч.

В последнее десятилетие в пространстве между этническим и экологическим туризмом в России возник и развивается так называемый сельский туризм (агротуризм). Его специфика заключается в том, что туристы во время своего пребывания-отдыха в поселениях с сохранившимся народным бытом проживают в домах сельских жителей и ведут сходный с ними «сельский образ жизни». Активнее всего сельский этнографический туризм представлен в Архангельской, Мурманской, Ярославской, Ивановской, а также некоторых других областях Центральной России. Туристы находятся для себя весьма экзотичным размещение в крестьянской избе или ее рыбацком аналоге - "тоне", русскую баню-парилку, купание в озерах и реках, рыбную ловлю, сбор ягод и проч.

Другое взаимодействие - между этническим и культурно-познавательным туризмом - носит ярко выраженный экскурсионный характер, проявляющийся в посещении туристом этнографических и историко-культурных объектов (музеи, исторические поселения, этнографические музеи под открытым небом и т.д.). Для Русского Севера – это Кижи, Валаам, Великий Устюг, Вологда, Каргополь, Малые Карелы, историко-культурный комплекс Соловецких островов, для европейской России – это Владимир, Великий Новгород, Изборск, Псков, Ростов, Смоленск, Суздаль, Углич, Ярославль, в Поволжье – Нижний Новгород, Казань, Козьмодемьянск, Болгар, Свияжск, Тетюши и др.

На Юге России взаимодействие этнического и культурно-познавательного туризма активизирует деятельность этнографических музеев-заповедников, предлагающих знакомство с народным казачьим бытом. Популярностью пользуются этнографический музей-заповедник в станице Раздорской (первой столице Донского казачества), этнографический музей-заповедник "Казачий курень" в Волгоградской области с сохранившимися элементами быта донского казачества XIX века, парк "Добродея" на территории Анапского района Краснодарского края с входящей в его состав этнографической экспозицией "Казачье подворье" и фольклорным ансамблем.

парк Добродея

Этнические туры предлагаются также в Прибайкалье. Вместе с тем часть их носит религиозно-ориентированную направленность, так как, кроме особенностей традиционного быта и обычаев бурят, туристов знакомят с ламаистскими верованиями и традиционными (народными) методами лечения. В случае сочетания «чисто» этнического туризма с религиозным туризмом первоначально происходит «погружение» туристов в соответствующую этнокультурную среду и уже затем посещение священных мест и/или отправление религиозных культов.

В качестве примеров такого туризма можно привести посещение "кюсото" (священных марийских рощ) в Республике Марий Эл, монастырей-дацанов XVIII-XIX вв. в Бурятии, исламских святынь в окрестностях г. Булгара (Республика Татарстан). В каждой из этих территорий знакомство туристов с религиозными представлениями происходит через приобщение их к этнической культуре.

В Ямало-Ненецком автономном округе туристам предлагают маршруты, в программу которых входит не только активное знакомство с культурой, бытом, хозяйственной деятельностью и промыслами аборигенных народов Севера, но и возможность посещения священных родовых и семейных мест. К настоящему времени разработаны первые туристические маршруты по Сибирскому тракту, предполагающие знакомство туристов с храмами, местными легендами и мифами, а также местным этнокультурным (народным) колоритом. Достаточно часто в российской туристской практике встречается сочетание этнического туризма и экстремального. В его содержание наряду с посещением национальных поселений и знакомством с традиционными культурами входит активный отдых, например, сплав по горным рекам Алтая, Горной Шории, Хабаровского, Приморского края, а также пешие, водные, конные передвижения по берегам Байкала, горам Северного Кавказа.

Для Камчатки все более популярными становятся трекинг-туры (походы, рафтинг, восхождения на действующие и потухшие вулканы), включающие в себя в качестве этнокультурной составляющей кратковременное проживание на стойбищах и других традиционных поселениях малочисленных народов (эвенов, коряков, алюторцев, ительменов).

Что касается территорий, для которых возможно сочетание этнотуризма и курортного туризма, то в России это, прежде всего, черноморское побережье Кавказа и район Кавказских Минеральных Вод.

Перспективным регионом для самодеятельного этнотуризма (с возможностью посещения горных аулов) представляется южная часть Дагестана (Самурский, Богосский хребты; долины рек Самур, Андийское и Аварское Койсу; окрестности Гуниба, Кубачи, Ботлиха).

Сочетание этнотуризма и развлекательного туризма в России также имеет место. Так, в Калмыкии с этой целью строится специальный национальный кибиточный туристско-развлекательный комплекс "Джангарленд".

Положительным примером развития этнического туризма является Ханты-Мансийский автономный округ. Здесь можно проследить сочетание этнического туризма с экологическим, промысловым, событийным, экскурсионным. С культурой обских угров можно познакомится побывав в национальных поселках и стойбищах, а также в этнографических музеях округа - Окружном музее природы и человека, этнографическом парке «Торум Маа», национальной деревне Русскинская, мезее-театре в Агане, эколого- этнографическом перке в Варьёгане и т.д. Но главное преимущество региона наличие хорошо развитой инфраструктуры, транспортная доступность и поддержка со стороны властей.

Анализ современного состояния этнического туризма и уровень развития этноориентированного туризма в российских регионах позволяет сделать следующий вывод: регионы можно группировать (типологизировать) условно следующим образом:

1) регионы, активно развивающие этнотуризм, имеющие для этого необходимый этнокультурный потенциал и достаточно развитую туристскую инфраструктуру (Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, частично Краснодарский и Ставропольский края);
2) регионы, привлекательные и перспективные для развития этнотуризма, но имеющие недостаточно развитую туристскую инфраструктуру (Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Республика Коми, Поволжье, Север Европейской части России, Прибайкалье, Республика Алтай, республики Северного Кавказа, Камчатский край, Сахалин, республики Хакасия и Марий Эл, Чувашская Республика).

Развитие этнокультурного направления туризма в российских регионах осуществляется разными темпами. Во многом его текущее состояние определяется этнокультурным потенциалом региона, насыщенностью и материально-техническим состоянием объектов туристской инфраструктуры, а также позицией и активностью населения и органов власти.

Литература

1. Народы мира. Историко-этнографический справочник. - М., 2004.
2. http://www.isras.ru/socis.html.
3. Коваленко Е., Зинчук Г., Кочеткова С. Региональная экономика и управление: учебное пособие. - Спб.: Питер, 2008.







© 2002-2017 Все о туризме - образовательный туристический портал
На страницах сайта публикуются научные статьи, методические пособия, программы учебных дисциплин направления "Туризм".
Все материалы публикуются с научно-исследовательской и образовательной целью. Права на публикации принадлежат их авторам.