Туристическая библиотека
  Главная Книги Статьи Методички Диссертации Отчеты ВТО Законы Каталог Поиск отелей Реклама Контакты
Теория туризма
Философия туризма
Право и формальности в туризме
Рекреация и курортология
Виды туризма
Агро- и экотуризм
Экскурсионное дело
Экономика туризма
Менеджмент в туризме
Управление качеством в туризме
Маркетинг в туризме
Инновации в туризме
Транспортное обеспечение в туризме
Государственное регулирование в туризме
Туристские кластеры
ИТ в туризме
Туризм в Украине
Карпаты, Западная Украина
Туризм в Крыму
Туризм в России
101 Отель - бронирование гостиниц
Туризм в Беларуси
Международный туризм
Туризм в Европе
Туризм в Азии
Туризм в Африке
Туризм в Америке
Туризм в Австралии
Краеведение, странове-
дение и география туризма
Музееведение
Замки, крепости, дворцы
История туризма
Курортная недвижимость
Гостиничный сервис
Ресторанный бизнес
Анимация и организация досуга
Автостоп
Советы туристам
Туристское образование
Другие

Остров Валаам

Валаам... В седую древность уходит история этого северного архипелага. Вокруг главного острова Валаам, давшего название всему архипелагу, группами и в одиночку разбросаны острова и островки (всего их более 50). Затерянный среди просторов Ладоги - одного из крупнейших озер Европы, - Валаам возникает словно мираж и медленно плывет навстречу, постоянно меняясь, открывая все новые и новые грани своего очарования.

Крутые тропинки ведут от пристани в Никоновской бухте вверх, к туристскому центру, расположенному на территории бывшего Воскресенского скита, за оградой которого выстроен целый городок из легких домиков и палаток. Отсюда начинаются походы и экскурсии в разные уголки Валаамских островов.

К IX-X векам относят легенды первые поселения славян на Валааме, но это пока только легенды. Парусные суда славян бороздили грозное Ладожское озеро, по необъятности и суровости больше похожее на море. Многие путешественники погибали, но те, которым удалось достигнуть Валаама, остались там, основав еще один форпост на северных рубежах Русского государства. Так возник Валаамский монастырь, которому суждено было сыграть видную роль в проникновении христианства на Север, в борьбе с язычеством, в охране водных торговых путей России: по Ладоге вблизи Валаама проходил древний торговый путь «из варяг в греки».

Точная дата основания монастыря на Валааме неизвестна. Свирепый шторм разбил и потопил шведские корабли, а Магнуса, спасшегося на корабельной доске, волны прибили к берегу. Монахи из монастыря Святого Спаса подобрали шведского короля и приютили в монастыре, где он прожил всего три дня. Умирая, Магнус оставил собственноручное «рукописание», в котором завещал никогда не нападать на Русь.

Этот литературный памятник известен также по Софийской и Холмогорской летописям, где под 6860 (1352) годом записано «Рукописание Магнуша, короля Свескаго» - своеобразное предостережение потомкам. В «Рукописании Магнуша» не упоминается Валаам, в тексте лишь сказано о «монастыре Святого Спаса» на берегу реки Полной. Однако монахи Валаамского монастыря упорно сохраняли легендарную могилу. «Рукописание Магнуша» еще ждет разгадки. Летописи датируют его 1352 годом, а историки XIX века утверждали, что Магнус Эриксон похоронен на Валааме в 1371 году.

История Валаама связана с многовековой борьбой России и Швеции за Карелию. Порубежное положение этих земель делало их ареной ожесточенных сражений. Так было в 1578 и в 1581 годах, когда шведы разоряли и сжигали монастырские постройки. В 1611 году в ходе военных действий территория Валаамского архипелага отошла к Швеции, и обитатели монастыря были вынуждены покинуть его на целое столетие. Они переселились вместе с сохранившимися реликвиями и казной в Приладожье, новгородские и псковские монастыри. Шведское господство в Карелии прекратилось только в результате победного завершения Петром I Северной войны, когда Карелия была возвращена России.

В 1715 году Петр I издает указ, по которому «велено им архимандриту братиею на Ладожском озере на Валаамском острове строить вновь монастырь», и с 1717 года начинается восстановление Валаамского монастыря.

Основным строительным материалом служило дерево, и пожары неоднократно уничтожали монастырские постройки. Лишь с 1782 года, когда игуменом был назначен монах Саровской пустыни Назарий, начинается период возрождения монастырского хозяйства, пришедшего к этому времени в упадок. Назарий составил план всех монастырских построек, большая часть из которых сооружена в 1785-1814 годах. Кирпич изготовлялся на монастырском заводе, а строителями были монахи и жители окрестных карельских и финских поселений.

Наивысшего расцвета в строительной и хозяйственной деятельности монастырь достигает в период игуменства Дамаскииа (1839- 1881 гг.). За это время были перестроены старые каменные здания и построены новые, сохранившиеся до настоящего времени. На каменных площадках и уступах скал были разведены сады и огороды, земля для которых привозилась в мешках и корзинах с материка. Монастырь за бесценок скупил близлежащие острова, ожерельем окружавшие Валаам, построил на них часовни и церкви, утверждая свое господство.

Главный архитектурный комплекс Валаама - бывший Спасопреображенский монастырь. Высоко поднялся он над волнами Ладоги, и его главная постройка - Спасопреображенский собор с колокольней служит архитектурной доминантой всего архипелага.

Собор окружают два четырехугольника зданий, вписанные один в другой. К самым ранним по времени постройки относятся одно-двухэтажные корпуса внутреннего четырехугольника, сооруженные в 1785- 1795 годах. Двух-трехэтажные здания наружного четырехугольника построены в 1795-1834 годах.

Во второй половине XIX века все монастырские здания подверглись переделкам, изменившим в большей или меньшей степени их первоначальный архитектурный облик. Последней по времени крупной работой в монастыре явилось строительство в 1887 году нового каменного Спасопреображенского собора. Старый каменный храм, построенный в 1794 году, был разобран, и на его месте по проекту архитектора А. Силина сооружен новый двухэтажный собор.

К лучшим памятникам архитектуры на Валааме следует отнести здания Никольского скита, скита Всех святых, монастырской гостиницы и Водопроводного дома, построенные по проектам академика архитектуры А. М. Горностаева в 1840-1862 годах. Остальные архитектурные сооружения Валаама, не обладающие большой художественной ценностью и не отличающиеся строгостью стиля, интересны лишь с исторической точки зрения. В то же время они удивительно органично слились с природой Валаама, которая словно облагораживает их.

Монастырь давно прекратил свое существование. Осенью 1940 года хозяевами Валаама стали 16-17-летние юнги. 200 курсантов школы юнг проходили здесь практику. С первых дней Великой Отечественной войны они оказались на переднем крае. В июле 1941 года юнги помогали эвакуировать на Валаам 168-ю дивизию, попавшую в окружение, а позднее - 4-ю бригаду морской пехоты. Два месяца защитники Валаама удерживали остров, и, только получив приказ об эвакуации, они 12 сентября 1941 года оставили Валаам. Архипелаг был освобожден в 1944 году. О тяжелых боях 1941 и 1944 годов напоминает памятник защитникам Валаама, сооруженный в 1976 году.

Богатство истории Валаама дополняется его природной самобытностью. Возникшие около двух миллиардов лет назад в результате извержения магмы, Валаамские острова состоят из габбро-диабазов («валаамских гранитов»). На 40-60 метров поднимаются отдельные острова, тогда как соседние с ними едва выступают из воды.

Западный и южный берега Валаама - лучшая иллюстрация к происхождению острова. Вертикальной гранитной стеной поднимаются они из воды, и трещины скал создают рисунок циклопической каменной кладки. Словно тысячелетия назад мифические титаны в могучем рывке подняли из глубин Ладоги этот остров и он застыл на века, сохраняя свою первозданную красоту.

Северный и восточный берега Валаама представляют иную картину. Здесь гранитные глыбы не громоздятся одна на другую, а, постепенно понижаясь, уходят под воду.

Повсюду на островах видны следы труда человека. Проходя по удобной дороге, можно прочесть выбитую в скале надпись, когда построена «сия дорога» или сделан «сей колодец». Систему внутренних озер соединяют естественные и рукотворные проливы. Деревянные и каменные мосты перекинуты с берега на берег. Можно бродить по бесконечным тропам Валаама или на шлюпках проплыть вокруг него, заглянуть на соседние острова, входящие в архипелаг.

Скупые краски северной природы подчеркивают суровую, неповторимую красоту острова, покорившую не одно поколение художников. И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, М.К. Клодт, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, Н.К. Рерих и многие, многие другие художники отразили в своем творчестве бесконечно разнообразные пейзажи Валаама. Валаам вдохновлял не только художников: известно, что вторая часть Первой симфонии П. И. Чайковского «Угрюмый край, туманный край» создана великим композитором под впечатлением поездки на Валаам.

Путь к Валааму лежит мимо древней крепости Орешек
Путь к Валааму лежит мимо древней крепости Орешек
Валаам принимает гостей
Валаам принимает гостей
Церковь Воскресения. 1906 г.
Церковь Воскресения. 1906 г.
Воскресенский скит
Воскресенский скит
Валаамский пейзаж
Валаамский пейзаж
Дорога в Малую Никоновскую бухту
Дорога в Малую Никоновскую бухту
Гефсиманский скит. Церковь Успения. 1911 г.
Гефсиманский скит. Церковь Успения. 1911 г.
Часовня на горе Елион
Часовня на горе Елион
Старый мостик через канал
Старый мостик через канал
Дорога в Никоновскую бухту
Дорога в Никоновскую бухту
По дороге на Глухое озеро
По дороге на Глухое озеро
Оборонные острова
Оборонные острова
Памятник защитникам Валаама в годы Великой Отечественной войны
Памятник защитникам Валаама в годы Великой Отечественной войны
«Земля» Валаама
«Земля» Валаама
Колокольня Спасопреображенского монастыря (1892-1896 гг.) и деревянная Покровская часовня (начало XIX в.)
Колокольня Спасопреображенского монастыря (1892-1896 гг.) и деревянная Покровская часовня (начало XIX в.)
Берег Монастырской бухты
Берег Монастырской бухты
Спасопреображенский монастырь
Спасопреображенский монастырь
Знаменская часовня Спасопреображенского монастыря
Знаменская часовня Спасопреображенского монастыря
Монастырская лестница
Монастырская лестница
Островной пролив
Островной пролив
Церковь Преподобных отцов на Игуменском кладбище
Церковь Преподобных отцов на Игуменском кладбище
Колокольня церкви на Игуменском кладбище. 1876 г.
Колокольня церкви на Игуменском кладбище. 1876 г.
Предтеченский остров. Церковь Иоанна Предтечи. 1858 г.
Предтеченский остров. Церковь Иоанна Предтечи. 1858 г.
Предтеченский остров. Колодец
Предтеченский остров. Колодец
Владимирский мост
Владимирский мост
Дубовая аллея
Дубовая аллея
Скитский остров. Церковь Всех святых. 1849-1850 гг.
Скитский остров. Церковь Всех святых. 1849-1850 гг.
Скит Всех святых. Северные ворота и колодец
Скит Всех святых. Северные ворота и колодец
Святой остров. Пещера и крест XVIII в.
Святой остров. Пещера и крест XVIII в.
Святой остров. Церковь Александра Свирского. 1855 г.
Святой остров. Церковь Александра Свирского. 1855 г.

Официальный сайт Валаамского монастыря: http://valaam.ru/

Присоединяйтесь к нам в Контакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках и Google+







© 2002-2017 Все о туризме - образовательный туристический портал
На страницах сайта публикуются научные статьи, методические пособия, программы учебных дисциплин направления "Туризм".
Все материалы публикуются с научно-исследовательской и образовательной целью. Права на публикации принадлежат их авторам.