Туристическая библиотека
  Главная Книги Статьи Методички Диссертации Отчеты ВТО Законы Каталог Поиск отелей Реклама Контакты
Теория туризма
Философия туризма
Право и формальности в туризме
Рекреация и курортология
Виды туризма
Агро- и экотуризм
Экскурсионное дело
Экономика туризма
Менеджмент в туризме
Управление качеством в туризме
Маркетинг в туризме
Инновации в туризме
Транспортное обеспечение в туризме
Государственное регулирование в туризме
Туристские кластеры
ИТ в туризме
Туризм в Украине
Карпаты, Западная Украина
Туризм в Крыму
Туризм в России
101 Отель - бронирование гостиниц
Туризм в Беларуси
Международный туризм
Туризм в Европе
Туризм в Азии
Туризм в Африке
Туризм в Америке
Туризм в Австралии
Краеведение, странове-
дение и география туризма
Музееведение
Замки, крепости, дворцы
История туризма
Курортная недвижимость
Гостиничный сервис
Ресторанный бизнес
Анимация и организация досуга
Автостоп
Советы туристам
Туристское образование
Другие

Якименко В.И., Михайлова О.М., Крюкова Т.И.
Вісник ДІТБ. Серія: Економіка, організація та управління підприємствами
туристичної індустрії та туристичної галузі в цілому. - 2009. - №13. - С.365-367.

Возрастание духовных факторов (индивидуальных и коллективных) в процессе воспроизводства планетарных ресурсов туризма

туризм В исследованиях планетарных и, прежде всего, земельных ресурсов туризма представители разных научных направлений все больше внимания уделяют духовным мотивам их воспроизводства. Так, известные украинские ученые, основатели физической экологии С. Подолинский и недавно ушедший из жизни наш современник М. Руденко связывали процесс воспроизводства Земли не только с материальными, но и духовными факторами, существованием человечества [1].

С. Подолинский прослеживал взаимосвязь естественных, биологических и общественных процессов с космопланетарными [2]. М. Руденко рассматривал процесс общественного бытия, воспроизводства ресурсов Земли через энергию Солнца. «Не только человек как субъект влияет на энергетические потоки, а прежде всего Духоматерия с помощью энергии действует на человека, обеспечивая или, наоборот, делая невозможным его существование» [3].

В наши дни практика бытия базируется на разработанной мировой общественностью теории устойчивого развития, в которой социально адаптированная экономика с высоким уровнем духовности обеспечивает рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды и рост благосостояния грядущих поколений.

Экономическая модель выдающегося украинского ученого М.И. Туган-Барановского, в основе которой лежал инновационный путь развития с сочетанием плановости и рынка, доминированием общественных интересов над личными, предлагала использование духовности и национального сознания в процессе трансформационных преобразований. Именно состояние духа, а не только экономики, является определяющим для общества, и кризис духа определяет кризис экономики, а не наоборот.

Принятая Украиной на вооружение монетаристско-либеральная экономическая модель с тотальной приватизацией имущества и земли и поиском «ответственных» хозяев за истекшие 17 лет независимости привела к резкому понижению духовности общества и доминированию «голых» материальных интересов, первичность которых вошла в национальное сознание как императив.

Так сложилось исторически, что и предыдущие, и живущие ныне поколения фетишизируют материальное, причем материалистический догмат социума постоянно возрастает и приобретает неестественно жесткие формы.

Критерием преуспевания в обществе стали деньги, и именно они, как ни парадоксально это звучит, приводят к невозможности плодотворной реализации интеллекта, органично связанного с духовностью. «Духовность, интеллектуальные достижения (прирост знаний, информации, ее мировое признание) консолидируют нацию, делают ее идеальной формой развития человека во всех измерениях, независимо от региона проживания, конфессии и др.» [4].

Духовность – категория не только философская, но в определенной мере и экономическая, связана с возрождением и развитием на микро-, мезо- и макроуровнях. Не вызывает сомнения необходимость создания надстроечных, узаконенных структур диверсификации духовности на всех указанных уровнях и ступенях развития общества.

Духовность свидетельствует о зрелости гражданского общества и государства в целом, поэтому ее формирование в новых условиях требует согласованных действий многих институций и довольно продолжительного времени.

Уровень духовности воплощается в менталитете каждого индивида и общества, в его социально-экономической активности. Духовное восприятие окружающей среды и составляющих бытия – земли, воды, флоры и фауны – формируется вначале у ребенка – в семье, дошкольных учреждениях, школе, техникуме, ВУЗе, в трудовом коллективе.

Выбор в качестве доминанты чисто экономического, материального движения вперед без гармоничного сочетания с духовным привел к отсутствию консолидации украинского народа, обострению проблем не только экономического, но и, как следствие, социального, межнационального, экологического и других направлений развития. Государство, по определению, должно разработать и внедрить концепцию духовного развития общества, которая утверждала бы осознание ценности духовных факторов в возрождении нации.

Поэтому, наряду со знаниями, предусмотренными учебными программами, и несмотря на ежегодно возрастающее количество дисциплин (их уже больше 70) в ВУЗах, необходимо вводить в обучение основы морали, этики, эстетики, культуры, искусства и т.п. Такая необходимость вызвана тем, что большинство студентов плохо знают не только всемирную историю и культуру, но и историю Украины, историю своего края, города, поселка и села, их традиции, обычаи, нравы, слабо ориентируются в растительном и животном мире своего региона. Все эти знания – основа формирования духовного фактора, без которого невозможно продуктивное развитие общества.

На наш взгляд, именно высшие учебные заведения призваны в конечном итоге завершать формирование первичного уровня духовности, с которой выпускник ВУЗа входит в самостоятельную жизнедеятельность.

Безусловно, духовное в условиях нынешних переходных рыночных отношений не может в короткий срок стать доминантой общественного развития, оттеснив материальное, но и гипертрофированное материальное, все больше отрываясь от духовного (что происходит в настоящее время в украинском обществе), неизбежно ведет к деградации, что также очевидно уже всем исследователям и непредубежденным гражданам, на каждом шагу сталкивающимся с шокирующими проявлениями бездуховности.

Формирование духовности – процесс постоянный и длительный, он не может ограничиться только воспитанием в образовательных учреждениях. Духовность прививают кино, театр, радио, телепередачи, учреждения культуры и т.д. Они продолжают процесс воспитания у подрастающего поколения чувства бережного отношения к планете Земля – лесам, полям, водоемам, земельным угодьям – всему, что окружает человека. Однако в Украине большинство конституций духовности перешли на коммерциализацию и открыто пропагандируют культ насилия, вражды, культ материального.

Очень сложно предложить пути преодоления этого процесса, но только усилиями государства можно конструктивно и гармонично облагородить всю сферу духовности на основе органичного сочетания ее с материальным.

Исследования процесса воспроизводства планетарных и, в первую очередь, земельных ресурсов, пригодных для туризма, показывают, что основной причиной катастрофического состояния Земли стало в последнее время использование монетаристской экономической модели, грубо попирающей духовность, национальные интересы сообществ, делающей невозможным сохранение и охрану природы (не говоря уже о ее уничтожении) и создающей угрозу для выживания уже нынешних и грядущих поколений. Монетаристская модель построена на достижении высоких финансовых результатов, прибыльности, материальном удовлетворении любыми путями. К сожалению, мировое сообщество обладает адекватным сознанием и духовностью, направленными на удовлетворение потребительских интересов избранного меньшинства, которому присущи вседозволенность, аморальность, антигуманное отношение к охране, сохранению и улучшению окружающей среды, ее экологии.

Большинство видов туризма непосредственно связаны с использованием земельных и водных ресурсов планеты. Пешеходный и водный, горный туризм, альпинизм, археологический и спелеотуризм, конный, лыжный и велосипедный, краеведческий и культурно-познавательный, рекреационный и приключенческий, зеленый, сельский, экзотический, религиозный и этнический, охотничий и рыболовный, гастрономический и VIP-туризм, научный и образовательный, конгрессный и космический – все эти и многие другие виды туризма органично связаны со средой обитания и нуждаются в ее воспроизводстве для современных и будущих поколений.

Туризм выступает эффективным средством массовой востребованности, широкой доступности научных, культурных и рекреативных ценностей как действенный канал и источник сохранения и познания цивилизованного наследия через его использование в интересах мира и развития. Возрастающая в XXI в. взаимосвязь науки, образования, культуры, туризма и спорта уже реализуется в различных программах и документах ЮНЕСКО, в Конвенции об охране нематериального культурного наследия (2003 г.), в Конвенции об охране и поощрении разнообразных форм культурного самовыражения (2005 г.) и Всеобщей декларации о культурном разнообразии.

Весьма разнообразны возможности туризма как средства воспитания духовности. Исследования свидетельствуют, что ценностные ориентиры туристов зависят от возраста и туристического опыта. Молодежь при осознании физических и духовных ценностей туризма на первое место ставит физическое совершенствование человека, а расширение духовных потенций – на второе.

В то же время большинство педагогов туристических ВУЗов видят в туризме эффективное и универсальное средство воспитания, включающее прежде всего духовное, нравственное, эстетическое, а затем и физическое воздействие, ведь способность осознавать, понимать и чувствовать прекрасное предоставляют именно путешествия, знакомство с жизнью во всех ее проявлениях во всех уголках планеты.

Духовная составляющая присутствует в оздоровительном и спортивном туризме, в конгрессном и научном, туристы активно участвуют в культурных мероприятиях, театрализованных, музыкальных, танцевальных, художественных и музейных выставках, кинофестивалях, национальных карнавалах.

Следует серьезно считаться и с входящим в обиход новым видом бытия – виртуальной деятельностью. Воздействие виртуального бытия на органы чувств человека, его духовную сферу практически полностью идентично воздействию реальных материальных объектов. В виртуальной реальности изменяются по самой своей сути важнейшие духовные компоненты человеческой жизнедеятельности – понятия долга, чести, справедливости, других моральных и правовых аспектов.

Использование виртуалистики в турбизнесе позволяет обогатить духовный мир человека, зажечь его страстью к путешествиям, общению с живой природой. При этом важно понимать, что современный туризм с его возрастающими масштабами во все большей мере наносит вред окружающей среде, и виртуальный туризм в какой-то мере может смягчить процесс дальнейшего осквернения планеты.

Таким образом, туризм оказывает огромное воздействие на духовное развитие индивидов, коллективов и общества в целом, благотворно влияет на здоровье, физическое развитие людей, расширяет их кругозор, мировоззрение и миропонимание. Туризм создает условия для более полного самовыражения и реализации творческих способностей, преодоления разрыва в физическом и духовном развитии каждого человека и всего социума. Занятия туризмом способствуют возрастанию духовных факторов в процессе воспроизводства планетарных ресурсов, бережному отношению к ним и спонтанному облагораживанию окружающей среды.

Список использованных источников

1. Щурик М. Сочетание материального и духовного в процессе воспроизводства земельных ресурсов / М. Щурик // Экология Украины. – 2008. – №8. – С.39.
2. Корнийчук Л. Физическая экономия. Украинская школа / Л. Корнийчук, В. Шевчук, Л. Воробьёва // Экономика Украины. – 2006. – №9 . – С.60.
3. Корнийчук Л. Физическая экономия. Украинская школа / Л. Корнийчук, В. Шевчук, Л. Воробьёва // Экономика Украины. – 2006. – №10. – С.67.
4. Вовканич С. Соціогуманітарний імператив регіональної політики / С. Вовканич // Регіональна економіка. – 2006. – №2. – С.32.







© 2002-2017 Все о туризме - образовательный туристический портал
На страницах сайта публикуются научные статьи, методические пособия, программы учебных дисциплин направления "Туризм".
Все материалы публикуются с научно-исследовательской и образовательной целью. Права на публикации принадлежат их авторам.