Туристическая библиотека
  Главная Книги Статьи Методички Диссертации Отчеты ВТО Законы Каталог Поиск отелей Реклама Контакты
Теория туризма
Философия туризма
Право и формальности в туризме
Рекреация и курортология

Валерий Панов

Путешествуя по Китаю. Дёшево и сердито

Часть 1. Гуанчжоу

А не съездить ли нам в Китай? – подумали мы в декабре. Подумали, да забыли. Вспомнили в январе, в феврале начали подготовку и в марте отправились в путешествие. Выбор пал на парк Чжанцзацзе, Гуйлинь и волею случая на Гуанчжоу. Какого такого случая? – спросите вы. Всю поездку от начала до конца мы спланировали сами. Разве что за визами обратились в туристическое агентство, и то лишь потому, что те, кто получал визы самостоятельно в посольстве, все поголовно твердили, что лучше не связываться. А в остальном, сами продумали маршрут, забронировали гостиницы и билеты на транспорт. С транспортом, собственно, а если точнее, то с перелётами всё и связано.

Добираться до Китая мы решили через Гонконг. Банально дешевле. Билеты из Владивостока и обратно стоили 15000 р. и их мы покупали у Аэрофлота, а вот дальше самым дешёвым вариантом был перелёт из Гуанчжоу китайскими авиалиниями. У китайцев мы и решили покупать билеты, воспользовавшись услугами сайта ctrip.com. На этом же сайте мы покупали билеты на ж/д. Они доступны за месяц до отправления, и самые лучшие и выгодные билеты китайцы разбирают моментально. С автобусами ситуация чуть сложнее. Расписание их движения можно посмотреть на сайте chinabusguide.com, а вот забронировать – только на самой станции отправления.

Собственно, оба сайта предоставляют информацию о внутреннем транспорте Китая и даже о перелёте до Гонконга сведений на них не найти (поправка: за время нашего путешествия сайт авиабилетов прокачали и теперь он показывает все перелёты китайскими авиалиниями, а вот о ж/д переездах информации всё ещё нет, даже об экспрессе до Гонконга, который ежедневно отправляется от северного вокзала Гуанчжоу чуть ли не каждые полчаса).

Но да не страшно. На сайте гонконгского аэропорта есть информация обо всех автобусах и даже можно зарезервировать себе место. Правда воспользоваться бронью у нас не вышло. Не беда – непосредственно в самом аэропорту Гонконга нашли автобус, ещё и дешевле на 20 гонконгских долларов. Ходит он по крупным гостиницам Гуанчжоу. Мы же через booking.com бронировали самые дешёвые.

От аэропорта до границы. По-моему, и часа не прошло. Минут 30-40 там, и дальше до Гуанчжоу ещё часа два. Важное уточнение – после перехода китайской границы не стоит искать тот автобус, на котором ехали от аэропорта, в Китае вы пересядете на другой. Просто покажите билет, вас сориентируют.

В Гуанчжоу мы прибыли уже по темноте. Пошли искать метро и тут всплыла неприятность – google неверно отображает геолокацию. Позже перешли на приложение, которое в App Store называется просто «Карты», но тогда, в первую ночь, приходилось по картам гугла ориентироваться самостоятельно, сверяясь с дорожными указателями.

Дорога до гостиницы заняла у нас больше двух часов и заставила поплутать, из-за чего мы пропустили время заселения в гостиницу. Особо мы не спешили, потому как и не сомневались, что номер будет ждать нас, невзирая на небольшую заминку, и мы наконец-то сможем отдохнуть и смыть с себя дорожную пыль. Да не тут-то было. На ресепшене китаянка на ломаном английском заявляет, что мы пропустили время заселения и наш номер уже отдали, а других свободных у них нет. Договориться до чего-либо с ней не вышло ввиду незнания китайского. Языковой барьер вообще стал одним из трех бичей нашей поездки. О двух других чуть позже.

Гуанчжоу

Вот так и началась изматывающая беготня по Гуанчжоу в поисках гостиницы. Сперва, впрочем, мы прокатились на такси. Ох, лучше бы мы этого не делали. Поймали wi-fi в каком-то кафе – они вообще им охотно делятся, - нашли дешёвую гостиницу, открыли адрес на китайском, ловим такси. Первый остановившийся таксист предложил довести нас за 90 юаней. Мы: «Не, не пойдёт, давай дешевле». Он двигать отказывается. Ну и ладно, найдём другого. Тут же останавливается второй. Он – 80 юаней. Мы – 50. Он – 75. Мы – 55. Ну, и так до тех пор, пока не сошлись на среднем арифметическом. Едем, значит, за 65, но едем куда-то не туда. Едем долго. Город кончился, начались какие-то трущобы в лучших традициях Китая – сточные канавы, грязища, горы мусора, дома, в которых не то что спать, заходить не хочется. Таксист и сам, похоже, понятия не имеет, где очутился. Начал бегать по району, спрашивать дорогу. Пытаемся сообща разобраться, куда ж мы приехали. Он открывает свою карту, я – свою, на которой пометку с расположением гостиницы. Приехали мы совсем не туда. Промахнулись в два раза.

Нет, говорим, вези нас отсюда. Приехали в центр города, высадились. Времени уже где-то час ночи. Людей на улице нет, редко где горят вывески KFC да McDonald’s, а у них есть вай-фай. Открываем букинг, выводим на карту все гостиницы, идём до ближайшей. Доходим. Нам уже не важно, сколько она стоит, до утра бы поспать, а там спокойно найти приемлемый вариант.

Но не тут-то было. На ресепшене машут руками, то ли мест нет, то ли селить не будем. Честно, до конца так и не понял, с чем это связано, но мы обошли порядка десяти гостиниц и в каждой нам дали от ворот поворот. У некоторых на стойке табличка с изображением анимешного полицая. Указывают на неё, что-то говорят по-китайски, внятно ничего объяснить не могут. У нас уже ноги болят, спину ломит, спать охота. На дворе пятый час ночи. Прошли пешком кварталов двадцать-тридцать, небоскрёбами уже вдоволь налюбовались, нафотались, даже перекусить успели. Зашли в 7-Eleven, а возле очередной гостиницы наткнулись на улице на пару деревянных кресел, будто для нас кем-то так любезно оставленных. Рядом и туалет общественный. Красота. Думаем, не заночевать ли. Одумались. Перекусили, в туалет сходили, пошли дальше.

В одной из гостиниц попался добродушный китаец, которых посмотрел нам по приложению ближайшие гостиницы со свободными номерами. Будто мы до этого сами не додумались. А к тебе мы как пришли, по-твоему? Решили попробовать иначе. Забронировали гостиницу на следующий день. Прошли сперва по его вариантам. Там, конечно же, облом. Идём к месту бронирования. Это оказалась сеть 7 DAYS IN. Сперва на ресепшене тоже головой махали, но потом, когда показали им на телефоне бронь на следующий день, сказали, мол, номер освободится только в 8 утра, приходите к 9-и.

Мы на радостях пошли до ближайшего кфс, заправиться кофе да переждать, но вот незадача, работает он только с 6-и. Проторчали час у его порога, а после как-то умудрились даже не уснуть за столиками. Там это, к слову, распространённая практика. По соседству с нами китайцы так и спали.

Кофе, надо сказать, у них ядрёный. Я как выпит, так сон как отшибло. Будто чистого кофеина вкололи. Хватило даже сил принять душ, когда мы, наконец, заселились. Радости моей в тот момент не было предела. Помню, подходя к первой забронированной ещё из дома гостинице, мечтал о тёплом душе. И вот – спустя десять часов мечта осуществилась.

Проспали до двух часов. Оно и ясно. Хотелось бы больше, но тратить день на сон не стали. Отдых не резиновый. Собрались, поехали в центр. Разобрались, как покупать билеты на метро. Ничего сложного. У них на каждой станции терминалы, и все названия на двух языках. Я скачал себе приложение «Метро Гуанчжоу». Всё как с московским метро. Указываешь станцию посадки и конечную, приложение прокладывает маршрут со всеми пересадками.

Мы вышли на станции Zhujiang New Town. Рядом здание оперы. К нему и пошли. С полчаса, а то и больше ходили вокруг него, фотались. Потом двинули в сторону телебашни, но до неё не дошли, решили вернуться к ней по темноте.

Телевизионная башня

А тем временем прыгнули в метро и по синей ветке (АРМ) до станции Linhexi. Оттуда по паркам и скверам, минуя футбольную арену, роллердром и фонтаны на площади, под которыми можно побегать, дошли до подземных торговых рядов. Такие, по-моему, есть чуть ли не в каждом городе Китая. Побродили там, прыгнули на метро, вернулись в центр, зашли в библиотеку. Здоровенное стеклянное здание. Если не ошибаюсь, семь этажей с книжными полками. И целая толпа народу.

Опера

Посидели там, пока не раздался звонок и всех не погнали прочь. Мы вышли на улицу и, прогулявшись вдоль реки, оказались на каком-то острове. Остановка метро Haixinsha. Как оказалось, к башне с него пешком не попасть. Банально нет моста. Зато там куча баров и речные прогулки по ночному Гуанчжоу. По реке кататься мы не стали, посидели в баре, выпили пива, собрались идти домой. Синяя ветка метро уже закрыта. Тут я припоминаю, что, вроде, видел график работы метро и должны они работать до 23:00. Смотрю на часы, - половина одиннадцатого. Прибавили шагу, спустились под землю, купили билет. Там нас уже подгоняют. Дескать, последний поезд. На него-то мы успели, но нам с пересадкой. На станции пересадки глушь. Только уборщик метёт платформу и руками машет. Всё, стало быть, не будет нашего поезда. Думаем, что делать. Решаем, поехать через другую ветку. Для этого нужно вернуться назад на три остановки. Благо в обратную сторону поезд как раз подошёл.

Домчали до станции пересадки, а там нас уже встречают. Всё, метро закрывается. Пшли вон. Ладно, чёрт с вами, поедем на рикше. Помню ещё те времена, когда они бегом на своих двоих телегу толкали. Потом у них велосипеды появились. Сейчас вот мопеды. Показываем карточку отеля. Он гривой машет. Понял, мол. Сели мы втроём на один мопед, поехали.

Поехали, надо сказать, какими-то закоулками. Искали перед этим, где бы поесть. Не нашли, купили еды в магазине. А тут, вдали от большой дороги, китайских забегаловок одна на другой. Выбирай не хочу. Но ладно, что уж. Едем мы, и вижу я здоровенную семёрку на крыше дома – логотип гостиницы, да только не нашей. Как я позже узнал, сеть у них весьма обширна. Только мне за четыре дня в Гуанчжоу штук пять попалось, а сколько их там всего один чёрт знает. Пытаемся показать нашему рикше, где же наша гостиница. Опять открываем китайский адрес в букинге, но толку от этого чуть. Извозчик наш в недоумении, как быть, начинает хватать первых встречных и спрашивать у них. Помог нам какой-то велосипедист, который худо-бедно мог объясняться по-английски. Не то что бы я сам им владел в совершенстве, но пару слов связать могу и понять, о чём мне толкуют тоже. У китайцев же с этим просто беда. Почти никто язык не знает. В метро на каждой станции есть один служащий, на вокзалах, да в гостиницах. Порой мы встречали людей на улице, с которыми можно было перекинуться парой слов, но это в рамках исключения из правил. Чаще они тебя не понимают и объяснить ничего не могут. Даже жестами. Я так целую пантомиму разыграл. У нас даже дети бы уже догадались, чего я хочу, а они не понимают.

В общем, пересели мы с рикши на такси. Покатались по городу, видами полюбовались, с третьего раза приехали-таки в нужное место. Решили отныне ездить лишь на метро. С ним хотя бы всё ясно, и объясняться ни с кем не надо.

Проснувшись следующим утром, решили сходить позавтракать где-нибудь у себя на районе. Жили мы относительно недалеко от центра города, на станции метро Dongshankou, в пяти остановках от Canton Tower. Выйдя из гостиницы, обнаружили прямо у нас под носом пешеходную улицу с кучей разных бутиков, кафешек и небольшим рынком. Купили свежих фруктов и овощей, погуляли по тесным улицам, пофотались, полюбовались видами, а вот поесть вышло не сразу. Не знаю, в чём дело, то ли китайский снобизм, то ли заявились мы не во время, но зачастую нас встречали, махали головой – дескать, не-не-не, пшли вон – выпроваживали на улицу. Взрослое поколение вообще не очень-то дружелюбно относится к европейцам, а вот молодёжь, напротив – всегда приветливы и общительны.

Осложняло дело ещё и другая проблема, часто в заведениях не было меню на английском или хотя бы с картинками, чтобы ткнуть пальцем, мол, это хочу. Мало того, в придачу ко всему Таня ещё и привередничала, хотела найти что-нибудь неострое. И это в Китае, где всё едят с кучей ядрёных специй, а дети с ранних лет лопают острую пищу, и даже грудное молоко, поди, горло обжигает.

Так вот, и в этот раз не вышло. Время уже ближе к обеду, а мы не завтракали. В общем, если глисты в кишечнике у меня и водились, то за время путешествия они не раз пожалели о своей прописке и, наверняка, куда-нибудь да съехали. Я-то, в отличие от Тани, острое люблю, но даже мне порой было не по себе и в горло всё горело. Китайская еда, которую готовят у нас дома, ни в какое сравнение.

Вечером высадились на станции метро Liede, погуляли по Hunter Lane, посидели у реки, поглазели на мост, вернулись в метро и доехали до телебашни. Народу там, скажу я вам, немерено. Куча ларьков, баров и прочего. Сама башня светится всеми цветами радуги. Снизу кассы. Покупаешь билет в зависимости от того, какие развлечения тебя интересуют, и на лифте наверх. Честно говоря, не припомню, что там было. Нас заинтересовала только «дорога спайдермена» – это когда вокруг башни поднимаешься в кабинке на верхние ярусы. Этакое колесо обозрения, только не по круговой траектории, а закрученное в спираль по восходящей. Ломались мы, ломались у подножья башни, и, поддавшись скупердяйству, никуда в итоге не пошли. Изрядно пролетели по финансам за последние два дня и выбились из бюджета, а всё самое интересное ещё впереди. Решили, что панорама ночного Гуанчжоу не стоит 250 юаней.

Весь следующий день мы уделили парку аттракционов Chimelong Paradise. Находится он на станции метро Hanxi Changlong. Американские горки, карусели, водные аттракционы, клоуны – в общем, всё как обычно. Особо углубляться в рассказ не вижу смысла. Разве что стоит упомянуть про модные в Китае 4G развлечения. Там это мини-фильм про роботов, путешествие в параллельные миры или ещё куда-то там, чёрт их разберёт. Запускают на сеанс человек по сорок-пятьдесят. Рассаживаетесь по шесть-восемь в ряд, экраны по бокам, а спереди между рядами мониторы. Стилизованно всё под космический корабль. Ещё на входе, в зале ожидания, показывают вступительный ролик о том, что вам предстоит совершить космическое путешествие и бла-бла-бла, всё на китайском. Корабль трясёт, по бокам постоянно что-то происходит. Роботы, пришельцы, то город будущего, то джунгли неведомой планеты. Короче, особо много времени не отнимет. Сходить стоит.

Парк аттракционов

После мы заглянули в комнату страха. Оба этих места рядом, немного в стороне от прочих аттракционов. Ничего страшного там нет. Просто ходите по узким коридорам, из стен то и дело высовываются всякие чудики, слышатся зловещие звуки, водные лабиринты, ну и темень само собой. Внешне всё напоминает не то склеп, не то гробницу.

Работает парк с десяти утра до шести вечера, если не ошибаюсь и не путаю с часами работы национального парка Чжанцзацзе. Мы пробыли там с открытия и до закрытия. На всех аттракционах побывать не успели, к этому и не стремились. Зато на некоторых прокатились дважды. С едой проблем не будет, там полно всяких забегаловок.

Также на территории парка есть цирк, но мы не ходили, билет туда покупать отдельно. Есть бесплатная программа развлечений. Зал со сценой, на которой очень громко кричат китайцы. Я так понял, что-то вроде скетчей. Мы только глянули и сразу ушли. Ещё на площадях показывают шоу фокусники и организуют мини-игры клоуны. Таня так получила цветок из воздушного шарика за то, что попала мячом в корзину.

Больше в этот день мы никуда не ездили, вернулись в гостиницу, наведались в супермаркет, посидели немного на крыльце да пошли в номер. К слову о супермаркете, с первого дня мы пытались его отыскать, чтобы оценить весь спектр китайских товаров, а нам попадались лишь небольшие магазинчики, 7-Eleven, Family Mart. Оказалось, он в соседнем с нами здании, на втором этаже. Никаких указателей или рекламных плакатов. Так, случайно зашли, когда по торговому центру гуляли. Сразу скажу, цены там даже выше, а выбор не то что бы очень.

Следующий день был последним в Гуанчжоу, вечером у нас перелёт до Чжанцзацзе. Добираться до аэропорта решили на метро. Дёшево и удобно. Нам бы так. Нашли по карте какой-то парк по пути в аэропорт. Станция метро Baiyun Park. Оказалось, что это довольно известное в Гуанчжоу место и вообще чуть ли не туристическая Мекка. Там как раз и находится статуя козлов – видел её в статье на Википедии – и древняя крепость.

Статуя пяти козлов

В сам парк вход бесплатный, а вот чтобы попасть на территорию самой крепости, придётся заплатить 20 юаней. Внутри ни о какой аутентичности и речи нет, это самый обычный музей. Пушки с запаянным дулом на улице, внутри стеклянные стойки с экспонатами – старинные монеты, картины, газетные вырезки, бюсты, керамика и прочая утварь. Впрочем, на лужайке перед входом забавные статуи, да и сама по себе архитектура здания интересная. Если бы не рядом стоящий автобус, можно решить, что и впрямь попал в средневековье. По крайней мере, пока не зайдёшь внутрь.

Крепость

В аэропорт Гуанчжоу, как уже говорилось, ходит метро. Прибывает прямо в терминал. Аэропорт немаленький, при желании можно заблудиться. Там, правда, всюду указатели на английском, но всё равно мы сперва обошли его целиком, прежде чем поняли, куда же нам надо. На наш рейс был назначен терминал Е28. Оказалось, это ряды аппаратов по распечатке электронных билетов. Суёшь паспорт под сканер, он находит твой посадочный талон. Можно и руками забить номер бронирования.

Ещё один нюанс – посадка на рейс производится партиями по времени указанному в билете. Возят к самолёту на автобусе. У нас-то это как выглядит – как в автобус набились, так и поехали, а у них – нет, изволь идти в своей партии. Мы этого не знали. Отстояли в очереди, суём билеты, а нам: «Нет-нет-нет, уйдите в сторону». Мы растерялись. Что за дела? Суём билет повторно, а нам пальцем показывают на время посадки. Ждите, мол, своей очереди.

Автобус загрузился, уехал, минут через десять-пятнадцать вернулся. На этот раз нам никто не препятствовал. Доехали до самолёта, сели на свои места. Времени уже десять часов вечера, места у окна – вот нам и вечерняя панорама с высоты птичьего полёта. Так мы и покидали Гуанчжоу. Наверно, четыре дня вся же мало, чтобы оценить его по достоинству. Всё же, это третий по величине город Китая. Думаю, неделька в самый раз. Нам же приходилось всюду нестись, сломя голову. Устало до жути и всё равно многое упустили. Но, будем надеяться, когда-нибудь ещё вернёмся.