| Часть 1. Гуанчжоу | Часть 2. Фэнхуань - Чжанцзяцзе | Часть 3. Гуйлинь |

Валерий Панов

Путешествуя по Китаю. Дёшево и сердито

Часть 3. Гуйлинь

Как оказалось, билеты у нас почему-то не до самого Лючжоу, а за станцию до него, что на самом въезде в город. Ладно, думаем, не страшно, найдём, как добраться. Ещё из дома смотрели расписание, от Лючжоу до Гуйлиня поезд отходит только через три часа. Решили, что поедем на автобусе.

На улице редкий дождь. Освещение только на станции, вокруг, будто, и вовсе жизни нет. На выходе, прям, как у нас в аэропорту, стоят водилы, предлагают свои услуги. Говорим первому попавшемуся, что нам в Гуйлинь. Он зовёт за собой, ведёт нас к микрику. Говорит с водителем, называет цену. Поторговавшись, сошлись на 90 юаней, но сразу денег не даём. Садимся, едем.

Едем не долго, вскоре прибываем в Лючжоу. Не на автовокзал, а просто на какой-то перекрёсток. Все выходят, мы сидим. Он нам машет, дескать, на выход. Мы: «Не-а, нам в Гуйлинь». Подходит второй, с которым мы договаривались, говорит, что здесь платить не надо. Мы: «А, ну, раз платить не надо, тогда ладно, так бы сразу и сказали».

Ждём на улице под дождём, минут через 20-30 подходит автобус. Платим деньги, едем. Платим не водителю, а тому предприимчивому китайцу, к которому подошли ещё на вокзале. Сперва всё идёт хорошо. Выезжаем из города на трассу, катим по ней минут тридцать, а вот потом сворачиваем и по просёлочной однополосной дороге плетёмся через все населённые пункты. Поначалу не нервничаю. Думаю, сейчас, наверно, соберём здесь пассажиров, вернёмся на трассу.

Но нет, мало того, мы ещё и сворачиваем, и теперь едем совсем в другую сторону. Я начинаю донимать водителя и соседей. Спрашиваю: «Автобус идёт до Гуйлиня?» Мне в ответ машут головой: «Да-да, Гуйлинь». Но время идёт, а мы ничуть не ближе. Прошло уже три с половиной часа.

Наконец, заезжаем в какой-то город, останавливаемся напротив другого автобуса. Водитель показывает пальцем, говорит: «Гуйлинь». Мы ничего не понимаем. Парень, который собирал с пассажиров деньги, метнулся в тот автобус, вернулся, зовёт нас за собой. Ладно, чёрт с тобой, веди. В спешке я даже забыл на сиденье куртку.

Заходим в автобус, он тут же трогает, будто только нас и ждал. На этот раз едем куда нужно, но в итоге мы сделали огромный крюк, и вся дорога отняла у нас больше пяти чесов. Мы бы на поезде быстрее добрались, и это при том, что выехали бы на три часа позже.

Я всё ожидал, что с нас попросят деньги, но нет. Видимо, парень из предыдущего автобуса за нас уже расплатился. Итого мы прокатились на трёх автобусах, а заплатили единожды, и то тому, кто нас вообще не вёз.

Дорога пролегала вдоль реки, а по обе стороны от нас раскинулись горы. Виды, конечно, прекрасные. Склоны чем-то напоминают вершины в Чжанцзацзе, но не такие отвесные. При желании на них можно взобраться без альпинистского снаряжения. Кое-где видны пещеры.

Час дня – мы наконец-то добрались до Гуйлиня. Садимся на тук-тук, едем в гостиницу. Впервые без каких-либо накладок и волнений. И на ресепшене всё гладко. Как оказалось, гостиница итальянская, и держит её итальянка. Среди постояльцев большинство европейцы. Расплачиваемся, поднимаемся в свой номер. Опять наши любимые раздвижные окна, но в этот раз с них даже не сквозит.

Гуйлинь

Возможно, это от переживаний, но я совсем забыл, что мы ведь толком и не спали. Теперь, когда расслабился, усталость и сонливость разом навалились. Решаем немного вздремнуть, а вечером прогуляться по городу.

На улицу вышли, когда уже стемнело. Побрели прямой наводкой к ресторану. Нам захотелось европейской еды, нашли на карте какое-то немецкое заведение. В Гуйлине вообще много всего европейского. Да он и сам напоминает чем-то Европу. Даже не смотря на обилие культурных достопримечательностей с типичной китайской архитектурой. Возможно, виной тому преобладание серых тонов или указатели на английском, или всё дело в обилии европейских туристов. Серьёзно, в Гуйлине мы встретили их больше, чем за всё остальное время в Китае. Здесь есть католическую церковь. И даже мосты очертаниями напоминают лондонские.

После еды хотели прогуляться до двух пагод, но погода резко испортилась, похолодало, подул ветер, так что мы вернулись в гостиницу, толком и не насмотревшись на ночной Гуйлинь. Но ничего, весь следующий день мы планировали посветить шатанию по городу.

Пагоды

Поели в гостинице. Завтрак за 30 юаней включал в себя яичницу, бекон, тосты, джем, банан, кофе и апельсиновый сок.

Центра Гуйлиня – это остров, со всех сторон омываемый реками. На то, чтобы его обойти, у нас ушёл почти весь день. Вышли мы около одиннадцати утра, вернулись в гостиницу в шестом часу. Гуйлинь туристический город. Туристов здесь немерено, ходят целыми табунами. Многие китайцы приезжают сюда сыграть свадьбу.

Здесь очень дешёвое проживание и питание, а ещё мы забрели на торговую улицу, где нашли массу бутиков с какими-то запредельно низкими ценами. Таня присмотрела себе туфли за 25 юаней, но ей не повезло с размерами. В итоге купила себе рюкзак за 30, а я ограничился всякой кухонной утварью. Кружки, тарелки, блюдца за 1-2 юаня. А вот что в Гуйлине раздражает – так это плата за все культурные достопримечательности. Хочешь поглазеть на скулу – плати. Хочешь подойти к пагодам – плати. Зайти в храм… ну вы поняли. Даже по стеклянному мосту пройтись стоит 20 юаней. И это самый низкий ценник. Обычно 80-120 юаней. В общем, мы с нашим-то скупердяйством любовались красотами издалека.

Пагоды

Сперва прошлись вдоль реки в направлении двух пагод. Погуляли по мостам и набережным. Сфотались с башнями со всех сторон. Обошли их кругом и направились к скале «Слон, пьющий воду». К ней даже близко приблизиться не вышло. Высокий забор с колючей проволокой и пропускная система как на границе. Есть в Гуйлине и много бесплатных красот. Всюду скверы, парки, статуи. Город красив и очарователен. По нему просто приятно гулять. Отойдя от реки, зашли вглубь острова. Прогулялись по той самой торговой улице, о которой я уже писал. Отняло это изрядно времени. Мужики, не ходите туда. Серьёзно. Мне пришлось чуть ли не за уши оттаскивать Таню от каждого бутика.

Сквер возле пагод

Дальше мы забрели в «старинный» квартал, выстроенный с нуля на месте древнего поселения. Вы же помните, как китайцы делают старину? Свежие дома, обнесённые серым камнем и черепицей. Впрочем, выглядит всё аутентично. Разве что пластиковые окна, кондиционеры и рекламные плакаты рушат иллюзию.

старинный квартал

Вдоволь нагулявшись, вернулись в гостиницу и проторчали в ней до самого вечера. Вышли уже в одиннадцатом часу. Погода к тому времени испортилась. Если днём было солнечно и тихо, то сейчас задул сильный ветер, подирающий до костей.

Заведения, которые мы приметили днём, к тому часу позакрывались, так что пришлось немало походить, чтобы найти, где поесть. Я к такому не подготовился, вышел в футболке и кофте. Как итог – на следующий день засопливил.

К слову, поесть нам удалось только на той же пресловутой торговой улице. Возможно, отужинали бы и раньше, но ещё днём решили, что вечером отведаем вантонов. Скажу честно, для меня они стали открытием. Нет, я и раньше ел дамплинги, да и пельмени люблю, но вантоны меня покорили. Совсем другие впечатления.

Последний день в Гуйлине решили посветить пещерам. В интернете вычитали, что самая примечательная из них находится в часе езды на юг от города. Отправились почти что наобум, толком не зная, как добираться. У нас было выписано название на китайском да обозначена точка на карте. На автовокзале подходили к водителям, а те нас перенаправляли. Наконец, с третьего или четвёртого раза нашли нужный автобус средних размеров. Похожий вёз нас в парк Чжанцзяцзе. И билет стоил столько же – 12 юаней.

На сей раз обошлось, автобус поехал прямой наводкой в нужное место. Через час уже были возле касс. Здесь даже не городишко, а так – небольшая деревня. Заблудиться трудно, учитывая, что сразу на выходе из автобуса видишь толпу туристов.

Деревня

До пещер можно доехать на электромашинках, которые идут по рельсам. Как дойти пешком, ума не приложу, учитывая, что внутрь пещеры ты попадаешь по тем же рельсам, но оплачивается это отдельно. Мы так сперва купили входной билет в пещеры, а потом, когда не смогли найти пешеходную тропу, вернулись к кассам. Нас немного смутила третья строка. Как выяснилось позже, это билет на автобус, который привезёт вас назад к кассам. Мы его не брали. Признаться, точные цены я уже подзабыл, но входной билет, кажется, стоил девяносто с чем-то юаней, а за электромашинку заплатили не то 50, не то 70.

Транспорт до пещер

Они двухместные и спереди есть даже рычаг управление. На улице промозгло, идёт небольшой дождик, дует ветер, а у меня ещё и насморк. В общем, особого удовольствия от катания на этой жестяной машинке, похожей на картинг, я не ощутил. Даже живописные пейзажи гор не вдохновляли. Всё мечтал, скорее добраться до пещер, чтобы хоть там укрыться от непогоды.

Пещеры

Рельсы ведут прямо во внутрь и останавливаются у пропускной системы. Тут же толпа народу. Я уже было поник, но оказалось, что все они в очереди на обратную дорогу.

Мы попытались пройти, но нас не пустили. Машут головой, о чём-то говорят по-китайски, ещё и так, будто надеются, что я пойму, если произносить незнакомые мне слова медленно и разборчиво. Нет, это так не работает. У нас родилось две теории: либо людей запускают по времени, либо ждут, когда наберётся достаточное количество народу. Возможно, всё сразу. Самостоятельно ходить по пещерам нельзя, только с гидом. Не то чтобы тут можно заблудиться, дорога всего одна. Наверно, она следит за тем, чтобы никто не лез на край обрыва или не карабкался по сталактитам ради фото. Ну, и рассказывает что-то. Я ничего из её рассказа не понял, так что могу только гадать.

Вообще прогулка весьма увлекательна, хоть и скоротечно. Вас проведут по пещерам – где-то это узкие коридоры, а где-то огромные залы, что и потолок-то с трудом различим, - прокатят на лодке по подземной реке, предложат сфотографироваться рядом со старинной утварью и девушками в национальных нарядах или купить что-нибудь на рынке. Да-да, там, в пещерах, подземный рынок, где продают всякие настойки, со змеями в банках. Когда-то в этих пещерах жили люди и вы, наверно, догадываетесь, какой у них был основной рацион питания. Там же, рядом с рынком, лифт наверх. На нём попадаем на улицу.

На этом прогулка по пещерам заканчивается и вам предлагают добраться до входа на машине, на лодке или дойти пешком. Небо, пока мы шарахались под землёй, прояснилась, ветер утих, резко потеплело. Мы решили прогуляться, тем более что это не просто тротуар вдоль дороги, а самый настоящий парк с лужайками, фонтанами, скульптурами, тропинками, декоративными деревьями и полянами.

Парк

А вокруг со всех сторон горы. В конце пути ещё и вдоль реки по набережной можно прогуляться. Таня даже залезла на пришвартованное судно и сфотографировалась на корме.

Река Ли

Затем мы вернулись на остановку. Китаянка, стоявшая там, поинтересовалась, куда мы едем. Узнав, что нам до Гуйлиня, обрадовалась и сказала ждать тут. Оказалось, она контролёр нашего автобуса. Подъехал он минут через 10-15.

Вернулись в город уже к вечеру. Высадили нас не на автовокзале, а вообще черти пойми где, так что до гостиницы мы добирались на автобусе. Вообще, мы обычно игнорировали городские автобусы, лишь раз прокатились на нём с китаянкой в Фэньхуане, и то неудачно, как вы помните. А зря, очень удобный и дешёвый вид транспорта, если точно знаешь, какой маршрут тебе нужен и сколько ехать остановок.

Добрались до центра. Решили зайти куда-нибудь перекусить, дождаться темноты и прогуляться до пагод. Да-да, за всё время мы так и не сподобились сходить, поглазеть на главную достопримечательность города в свете ночных огней. Говорят, зрелище отменное. И знаете что – не врут. Действительно, очень красиво. Вот только погода опять испортилась и праздно пошататься вдоль озёр у нас не вышло. Быстро замёрзли и поспешили в гостиницу. Тем более что завтра уезжать и нужно собрать вещи.

Как истинный паникёр, завёл будильник на пять утра, что за три часа до поезда, хотя ехать там десять минут. К слову, экспресс до Гуанчжоу отходит от северного вокзала, а не от южного, куда бы вы прибыли, если бы, как нормальные люди, добирались от Лючжоу поездом, а не катались пять часов на автобусе по всей округе.

Встали мы ни свет ни заря и с горем пополам. Таню в такую рань из пушки не разбудишь. Умылись, собрались, не завтракая, выдвинулись. На часах шесть утра. Даже гостиница ещё на ночь заперта, а китайский консьерж спит на диване на первом этаже. Дал нам ключ, сами отпёрли замок, вышли. На улице темень, людей ни души. Бредём до автобусной остановки. За время, что шли, ни одной машины по дороге не проехало. Меня начинают терзать смутные сомнения. Решаем не ждать автобус, выходим на трассу, ловим такси. Сговорились на 20 юаней, садимся, а там, на заднем сидении, уже два человека. Чёрт с тобой, не известно, когда мы поймаем другое такси. Сажу Таню на колени, едем.

На вокзале тоже запустенье. Даже зал ожидания ещё закрыт. Впрочем, долго стоять не пришлось, вскоре после нашего приезда его открыли. Там их четыре. Мы ломанулись в первый попавшийся, а оказалось, что нужен нам совсем другой. Узнал я об этом, когда решил прогуляться. Где-то к семи уже открылись кафе и магазины. Позавтракали в китайском фаст-фуде вантонами и куриным бульоном. То, что нужно, когда у тебя насморк. Согрелся и течь из носа перестало.

Пришли мы на пирон за пять минут до отправления. Ума не приложу, куда делся весь запас времени. Из зала ожидания проходим через турникет, приложив к сканеру билет. Ни в коем случае не выкидывайте его по приезду. Он понадобится, чтобы выйти со станции на вокзал.

Нам достался первый ряд. Можно ноги вытянуть и даже откидной столик есть. Поезд помчал со скоростью 243 км/час, если верить цифровому табло над дверьми вагона. В 10:40 мы вышли на станции в Гуанчжоу.

Там три или четыре вокзала, мы прибыли на южный. Надо признать, обратная дорога у нас была немного не продумана. Я так и не смог найти информацию об автобусах от Южного вокзала до аэропорта Гонконга, но искренне надеялся, что они есть. А если нет, тогда садимся на экспресс до центра, а там – на метро до аэропорта. Оказалось, не тут-то было. Мало того, что автобусы не ходят даже до границы, так ещё и экспресс отходит только от северного вокзала. В чём вообще логика не понятно. Отсюда мы можем добраться только до центра Шэнчженя. Или же прыгнуть на метро до северного вокзала.

Мы к тому времени уже час потеряли. Выяснить всё было не так уж просто, да и вокзал немаленький. Покупаем билеты на экспресс до Шэнчженя, который отходит через двадцать минут, так что мы бегом на пирон. Садимся, едем. Через сорок минут мы на месте.

А дальше метро. От вокзала до самой границы. Даже из метро выходить не надо, прям там переход. Заполняем декларацию на каждой из границ. Хотя, нет, не так. Забываем заполнить декларацию на каждой из границ и в спешке строчим бланки, пока не набежала очередь. Меняем юани на гонконгские доллары. Садимся на метро уже по другую сторону границы.

Опять же, далеко идти не надо. Прям, как с вокзала или аэропорта. Спустился или, как в данном случае, поднялся, и ты в метро. В Гонконге оно ощутимо дороже. Китайское по сравнению с гонконгским – небо и земля. Две пересадки, 47 долларов, и ещё 60 на входе в аэроэкспресс. Тот с комфортом домчит вас прямо в аэропорт. Познакомиться с Гонконгом поближе так и не вышло, - разве что поглазеть из окна поезда на небоскрёбы вдали, - но с такими ценами не особо-то и охота.

Прибыли в аэропорт за два часа до самолёта. Нашли кассы S7, сдали багаж, получили посадочные талоны. Доехали до нужного нам терминала и вскоре уже прошли на посадку. Только усевшись на свои места в салоне самолёта наконец-то смогли вздохнуть с облегчением. На часах шесть вечера, весь день ушёл на переезды. Жуткая нервотрёпка. Всё время казалось, что мы опаздываем. Очень повезло с переходами, мы почти не стояли на границе. А если бы не повезло, кто знает…

В полёте смотрели на планшете фильм о крушении самолёта – то, что надо, чтобы успокоить расшатанные нервы. На этом наше путешествие закончилось. Во Владивостоке нас встретили друзья и отвезли домой.